Исследователи приходят к выводу, что наиболее эффективные условия для развития познавательной самостоятельности учащихся заключены в модульной системе обучения, которая обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.
Нами разработана модульная программа обучения химии в 8 классе средней школы. В 2011/12 учебном году учащиеся 8 «А» класса изучали химию по обычной программе, а учащиеся 8 «Б» класса по модульной. По результатам учебного года было выявлено, что знания учащихся класса, который обучался по модульной технологии намного глубже, чем знания учеников параллельного класса. Учащиеся, прошедшие обучение по модульной технологии, не испытывают затруднения в дальнейшем изучении предмета в следующем году обучения, так как способны самостоятельно проанализировать текст учебника, составить конспект и план ответа, даже в случае отсутствия на уроке.
Недостатки и ограничения модульного обучения
Большая трудоемкость при конструировании модулей. Разработка модульных учебных программ требует высокой педагогической и методической квалификации, специальных учебников и учебных пособий и для раскрытия творческого потенциала одаренных учащихся необходимо создавать модули разного уровня. Если не обновлять содержание учебного материала, пополнять и расширять его, то "модуль" остается как бы "застывшей" формой подачи учебного материала.
Но, что дают модульные уроки?
На уроках, проведенных по модульной педагогической технологии, мы наблюдали сознательный уровень дисциплины, что в конечном итоге положительно влияло на качество и эффективность урока. Самостоятельная работа стала для учеников средством активной познавательной деятельности. Ученики активно использовали возможность получить индивидуальную консультацию, а самоконтроль, промежуточный и выходной контроль позволяли выявить пробелы в усвоении модуля.