При дистанционном обучении происходит интерактивное взаимодействие не только между учителем и учащимся, но также между всеми участниками образовательного процесса и, кроме того, между учащимся и интерактивным источником, в качестве которого может быть использован информационный ресурс в виде Web-сайта или Web-страницы.
В дистанционном обучении можно найти практически все компоненты, которые являются обязательными для учебного процесса, включая, что особенно важно, элементы управления учебной деятельностью и методы контроля результатов усвоения учебного материала.
Имеется несколько толкований самого феномена дистанционного обучения. На наш взгляд, в настоящее время это – один из разделов современной образовательной системы, основанный на использовании компьютерных телекоммуникаций, а также новейших педагогических и информационных технологий.
Одним из важнейших преимуществ его является использование в учебном процессе активной творческой и поисковой деятельности. При этом обучающиеся овладевают умениями и навыками создания творческого продукта с использованием средств телекоммуникаций на основе целеполагания, планирования и поиска информации в Интернете. Очень важно также и развитие коммуникативной деятельности, так как в процессе работы происходит постоянное взаимодействие субъектов дистанционного обучения.
Очень большое значение приобретает дистанционное обучение в экстренных ситуациях, когда использование других вариантов проблематично или невозможно. Так, например, зимой в период низких температур, когда учащиеся не могут посещать занятия в школе, использование Интернета позволяет избежать перерывов в процессе обучения.
Одаренные дети получают возможность участвовать в конкурсах и олимпиадах даже в случаях большой удаленности сельских учебных заведений от города.
Незаменимым становится использование дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями, поскольку интерактивный стиль общения позволяет индивидуализировать сам процесс. В зависимости от характера заболевания, уровня подготовленности учащегося, его возможностей учитель может применять гибкую индивидуальную методику обучения, использовать в учебном процессе дополнительные материалы, нужные ссылки на информационные ресурсы. В этом случае фактор времени уже перестает быть критичным, что позволяет каждому ученику использовать свой темп усвоения материала, работать по индивидуальной программе, затрачивая на каждый раздел, учебный блок и дисциплину столько времени, сколько необходимо ему лично для получения нужного объема и высокого качества знаний, умений и навыков.