КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Агарагимова В.К. 1, Исаева Э.А. 1
1ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В конце 80-х годов ХХ века в народном образовании начались новые процессы по разработке различных моделей и вариантов концептуальных подходов решения вопросов непрерывного художественно-эстетического образования и воспитания начиная с дошкольного возраста. Анализ содержания концепций и программ эстетического воспитания, показывает, что в них были намечены самые основные базовые преобразования, выводящие эстетическое воспитание в один из ведущих видов воспитания в системе образования.

В 1989-1990 гг. проводилась работа по созданию Концепции общего среднего образования республики Дагестан, в которой отмечалось, что преобразования, происходящие в обществе, позволяют при пересмотре системы образования обратить серьезное внимание на формирование национального самосознания у подрастающего поколения. Система образования республики, построенная без должного изучения народного искусства, истории и культуры своего народа воспитала молодежь отчужденную от исторического и духовного наследия прошлых поколений. Поэтому не случайно ключевой проблемой Концепции является демократизация и гуманизация образования с опорой на лучшие традиции народной педагогики, национальной культуры, более широкого и всестороннего использования ее потенциала в духовном нравственном воспитании подрастающего поколения.

Основное направление реформы дошкольного образования – переход к личностно-ориентированной педагогике и создание условий для реализации собственной активности ребенка. Это предполагает решение таких задач, как развитие доверия к окружающему миру, чувства радости существования (психологическое здоровье), формирование начал личности (базис личностной культуры), развитие индивидуальности ребенка. Личностно-ориентированная модель предполагает расширение «степени свободы» ребенка, его способностей, прав, перспектив. Воображение и мышление, не скованные страхом перед неудачей, раскрепощаются, что в свою очередь развивает познавательные и творческие способности, позволяет ребенку чувствовать себя эмоционально комфортно и верить в свои силы. Большая роль отведена искусству. Жизнь ребенка должна протекать в мире искусства, во всем его разнообразии и богатстве. Искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей. Именно в дошкольном детстве закладываются основы эстетического сознания, художественной культуры, появляется потребность к художественной деятельности. В связи с этим необходимо насыщать жизнь ребенка искусством, вводить его в мир музыки, сказки, театра, танца. Важно обогащать формы ознакомления детей с искусством, включать его в повседневную жизнь, создавать условия для детского эстетического творчества

«Концепция» дала стимул для разработки новых программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Это комплексные программы «Радуга» (научный руководитель Т.Н.Доронова), «Развитие» (коллектив Детского центра Л.А.Венгера), «Детство» (авторский коллектив ЛГПИ им. А.И.Герцена под ред. Т.И.Бабаевой и др.), «Истоки» (Л.Я.Парамонова, Т.И.Алиева, А.Н.Давидчук и др.), «Преемственность» (Н.А.Федосеева, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова и др.) и ряд других программ.

Однако, Т.Ф.Бабынина проведя анализ современных отечественных программ дошкольных учреждений доказывает, что многие из них ориентированы на определенную систему знаний, а не на формирование личности ребенка в конкретном этнокультурном социуме [2].

Следует отметить, что в Республике Дагестан разработаны и утверждены Министерством образования РД программы, в содержании которых наряду с федеральным компонентом разработан и национально-региональный. Это комплексная программа «Родничок» [5], а также специализированная программа «Музыкальное воспитание дошкольников» [6].

Таким образом, принцип вариативности способствовал раскрепощению жестких установок по единым типовым программам на территории Российской Федерации. Однако, имеет место факт использования дошкольными учреждениями нескольких программ одновременно, что, во-первых, нарушает требования в обеспечении реализации каждой конкретной программы так, как требует ее содержание, во-вторых, это создает серьезную проблему совместимости развития и эмоционального благополучия ребенка. Такой подход может нанести ущерб социально-эмоциональному развитию навыков межличностного общения, развитию образа «я» и самооценки, толерантности к другим людям.

Понимая значимость культуры детства в становлении личности, в нашем исследовании мы определили возраст детей с пяти лет. Выбор старшего дошкольного возраста обусловлен данными психолого-педагогической науки, а именно: к пяти годам происходит усвоение сенсорных эталонов и развитие эстетико-когнитивных и эстетико-творческих способностей ребенка. Однако, как указывают исследователи эстетических особенностей детей Е.М.Торшилова, Т.В.Морозова, если же в педагогическом процессе не созданы условия, позволяющие ребенку свободно фантазировать, то к шести годам эта способность падает и растет стандартность, повторяемость ассоциативных образов; развивается способность к целостному образному видению и др.[7].

Старший дошкольный возраст характеризуется как особый период в воспитании и развитии ребенка (Л.С.Выготский, О.М.Дьяченко, А.В.Запорожец, В.С.Мухина, Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова и др.). В.С. Мухина характеризуя задачи педагогов и психологов, отмечала особенности данного периода жизни детей: «Старший дошкольный возраст является переходным от дошкольного к школьному детству, представляет собой переломный момент в общем ходе развития ребенка. И как всякий переходный возраст, он требует особого внимания и педагогической заботы. Задачи воспитания в этом возрасте сложны и многообразны. Их нельзя сужать и сводить, например, к обучению элементарным навыкам, необходимым для обучения в первых классах школы, ибо, во-первых, дошкольное воспитание не только готовит к школе, но закладывает фундамент всего последующего развития личности будущего гражданина нашего общества, а, во-вторых, сама подготовка к школе должна быть понята более широко, прежде всего как формирование у ребенка всех тех физических, умственных, нравственно-волевых качеств, которые необходимы для успешного школьного обучения» [ 4, с.12].

Психолого-педагогические исследования выявили, что у старших дошкольников ярко выражена потребность в мыслительной деятельности. Присущая ребенку любознательность проявляется в многочисленных вопросах, направленных на выяснение не только ближайших, но и более отдаленных причин, явлений. Активный словарь ребенка достигает 7000 слов, что позволяет ему делать обобщения и выводы [4]. Дети стремятся приобретать знания, необходимые для применения в настоящее время и «про запас» [8].

Согласно данным Б.Г.Ананьева, дети старшего дошкольного возраста уже в состоянии охватить весь ход деятельности от постановки цели до получения результата, таким образом у детей развита способность к целостному образному видению. Старшие дошкольники испытывают потребность преодолевать трудности, любят выполнять сложные задания и получают удовлетворение при достижении результата [1].

Старший дошкольный возраст характеризуется как период становления личностного типа общения. В деловом содружестве с взрослыми и сверстниками ребенок, уже не удовлетворяясь активностью других, претендует на активную роль и для него характерно стремление показать себя с лучшей стороны, заслужить похвалу взрослого.

В старшем дошкольном возрасте происходит существенное развитие восприятия, его точности и дифференцированности. Вместе с тем, эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью, оно тесно связано с личным опытом ребенка, его интересами. Исследования психологов (Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, А.А.Люблинская, В.С.Мухина и др.) свидетельствуют, что у детей старшего дошкольного возраста восприятие еще недостаточно дифференцировано, оно часто непроизвольно (непреднамеренное восприятие). Характерная особенность восприятия в данном возрасте – ярко выраженная эмоциональность. Как доказывает исследование Т.Ф. Бабыниной, образное эстетическое восприятие детей качественно обогащается при использовании эпитетов, образных выражений, поэтических строк [2].

Особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста заключаются в том, что с одной стороны им свойственна гибкость воображения, а с другой – у них мало личного опыта, не развит художественный вкус, низок уровень обобщения. У детей старшего дошкольного возраста еще не сформировано устойчивое внимание. Непроизвольное запоминание остается более продуктивным, чем произвольное. Запоминание будет продуктивным при наличии интереса, положительных чувств утверждает в своих исследованиях В. С.Мухина [4].

В старшем дошкольном возрасте дети находят предметное символическое обозначение для выражения своих эмоциональных переживаний – так, дети самостоятельно продумывают, каким мог быть дом злого волка, доброй волшебницы и т.д. Это помогает им решать различные творческие задачи.

На возраст от 5 до 6 лет приходится наибольшее количество детских работ (до 2000 рисунков). Это отдельные предметы, сюжетные картинки, иллюстрации к книгам и событиям своей жизни. У детей в этом возрасте появляется сюжетное изображение и ребенок хорошо знает, что он хочет изобразить, следуя к своей цели, преодолевая препятствия. Например, ребенок может несколько раз перерисовать свой рисунок, находя особые изобразительные возможности и не отказывается от своего замысла.

Наиболее важным достижением в изобразительной деятельности 5-6 летних детей можно считать то, что они начинают овладевать композицией. Они уже не просто выстраивают все объекты в ряд, а стремятся расположить их на листе с учетом пространственных отношения или сюжета.

Хорошо известно, что уже к 4-м годам ребенок может использовать цвет для передачи своего отношения к миру. В исследовании А.А.Мелик-Пашаева доказано, что ребенок старшего дошкольного возраста хорошо различает цвета добра и зла, устанавливает отношения между смыслом и цветом, цвет начинает передавать смысл [3].

Исследователи отмечают, что в рисунках 6-ти летних детей начинают сильнее сказываться социальные и культурные традиции тех мест, где они выросли. Различаются рисунки мальчиков и девочек. Мальчиков интересуют машины, роботы, ракеты, литературные герои и персонажи мультфильмов, отличающиеся мужественностью. Девочек – принцессы, феи, цветы, сцены из обыденной жизни. В старшем дошкольном возрасте большинству детей доступно сочинение загадок, стихов, сказок и историй, которые становятся более последовательными, оригинальными, чем в младшем возрасте, часто имеют законченный сюжет.

Необходимо отметить, что выполняя творческие задания, дети могут использовать новый способ – «включение» – заключающийся в том, что заданный элемент действительности является отправной точкой воображения ребенка, некоторой частью созданной им композиции, а не центральным элементом, как при способе «опредмечивание». Так, например, если старшему дошкольнику предложить дорисовать кружок, он может не только нарисовать солнышко или яблоко (так сделал бы младший дошкольник), а создать композицию – футболист бьет ногой по мячу.

Согласно исследованиям В.С.Мухиной в дошкольном возрасте формируются начала чувства прекрасного. К старшему дошкольному возрасту ребенок начинает улавливать красоту в ритмичности, гармонии красок и линий, в развитии музыкальной мелодии, в пластичности танца. Сильные переживания вызывает у старших дошкольников красота природных явлений. Чем лучше ребенок ориентируется в окружающем, тем более разнообразными и сложными становятся причины, порождающие у него чувство прекрасного.

Дети старшего дошкольного возраста овладевают необходимыми музыкальными терминами, применяют их в своей практике. Дети способны эмоционально откликаться на понравившееся им музыкальное произведение, передавая свое отношение в эстетически ярком, развернутом, содержательном рассказе, особенно если им предлагается вопрос: «Что ты себе представляешь, слушая эту музыку?» Дети могут по собственной инициативе побуждать сверстников и взрослых к обсуждению различных музыкальных произведений, вносят музыку в свой быт, игры, самостоятельную художественную деятельность в виде «концерта по заявкам, «игры в музыкальное занятие», «праздника весны» и т.д.

Старшие дошкольники способны испытывать явное удовольствие при слушании литературных произведений, обнаруживать избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра, верно осознавать мотивы поступков героев, видеть их переживания, чувства, т.е. проникать в эмоциональный подтекст. Исследователь детского творчества А.А. Мелик- Пашаев отмечает, что стихи о природе дети воспринимают труднее, чем стихи о каком-либо событии или факте. Объясняется это отсутствием фабулы, описания героев, развития действий, которые привлекают внимание дошкольника [3]. Следует отметить, что при правильно организованном педагогическом процессе дети данного возраста охотно принимают участие в играх, драматизациях, литературных развлечениях, проявляют инициативу.

Однако сегодня мы живем в очень непростом мире. Современная социальная среда (как макрообщества, так и семейного окружения) сложна и нестабильна. Психологическая статистика констатирует, что социальная неуверенность стала распространенным явлением среди взрослых и – тем более – среди детей, на которых оказывает воздействие еще и неуверенность их родителей. Только уверенный в себе, в своих возможностях, способностях и взглядах человек, умеющий понимать и считаться с мнениями и чувствами других, может добиться успешных результатов в учебе, работе, семейной жизни. Личностно-ориентированный подход осуществляется через создание «помогающих отношений». Эти отношения, по определению К.Роджерса, способствуют развитию и личностному росту его участников, в развитии зрелости и умения ладить с другими людьми. При таком типе отношений ребенок будет испытывать и понимать свои качества, будет уверенным в себе, станет человеком с ярко выраженной индивидуальностью, способным выразить себя; будет лучше понимать и принимать других людей, будет способен успешно справляться с жизненными проблемами (А.В.Алексеева, Е.В.Бондаревская, Р.Р.Калинина, Е.Г.Юдина и др.).

Как известно, в процессе коллективной деятельности и общения дошкольники усваивают нормы взаимоотношений со сверстниками, формируются межличностные отношения и т.д. Своеобразие влияния на ребенка общения со сверстниками психологи видят в том, что равенство детей создает особые условия для становления личности и самосознания. Более того, само по себе самопознание, самовыражение невозможно без сверстников. Взрослый не может заменить группу сверстников, особенно для дошкольников – единственных детей в семье и особенно после пяти лет. Ограничение дошкольника в общении и совместной деятельности со сверстниками ничем не компенсируется и вызывает эмоциональное неблагополучие, появление нежелательных черт личности (неуверенность в себе, недоверчивость к сверстникам, обидчивость, грубость), снижение активности и т.д.

Однако, общение со сверстниками будет положительным и развивающим только при благополучном психологическом климате в группе детского сада. Одним из основных проявлений психологического климата является самочувствие в коллективе каждого ребенка. Самочувствие ребенка в группе – это и удовлетворенность существующими взаимоотношениями (я играю с теми детьми, которые мне нравятся), степень участия в совместной деятельности (меня берут в игры, причем не на последние роли), защищенность, внутреннее спокойствие, переживание чувства «мы». Все это можно определить как эмоциональное благополучие, которое является обязательным условием развития личности ребенка дошкольного возраста. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Таким образом, проведенный теоретический анализ психолого-педагогической, учебно-методической и искусствоведческой литературы по исследуемой проблеме дает основание считать, что комплекс (синтез) искусств, в отличие от отдельных предметов эстетического цикла, реализующих задачи формирования эстетического вкуса, навыков восприятия и активной творческой деятельности в рамках своего искусства, должен воздействовать целостно, системно, формируя своим посредством новое, более высокого уровня эстетическое восприятие.

Комплексное воздействие различных видов народного искусства позволяет не только выявить специфику каждого из них, но и повысить уровень эстетической воспитанности всех без исключения детей и выявить индивидуальные склонности каждого ребенка к определенному виду художественной деятельности.

Синтетическое в своей основе народное искусство Дагестана может оказать широкое воздействие на решение задач эстетического воспитания (развитие эстетического восприятия, эстетических знаний и творческой деятельности) в дошкольных образовательных учреждениях Дагестана при наличии определенных педагогических условий. Одним из таких условий является насыщение педагогического процесса разнообразной художественно-творческой деятельностью, что будет способствовать созданию для детей обстановки эмоционального благополучия и объединять их общими радостными переживаниями от продуктивной деятельности. Более того, опора на национальное искусство не только укрепит духовные корни, чувство гордости за свой народ, но и позволит глубже понять, осознать культуру многонационального Дагестана и России в целом и создаст прочный фундамент для понимания мировой культуры, формирования толерантности к народам разных стран.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды.- М., Академия, 2007

2. Бабынина Т.Ф. Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой.- Екатеринбург, Деловая книга, 2001

3. Мелик –Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности - М.: Знание, 1981.

4. Мухина В.С. Детская психология.- М.: Апрель-Пресс, 1999

5. Программа воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях Дагестана « Родничок».- Махачкала, Дагучпедгиз, 1992

6.Программа музыкального воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях Дагестана.- Махачкала, Дагучпедгиз, 1992

7.Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических особенностей детей 3-7 лет (теория и диагностика).- Екатеринбург : Деловая книга. 2001.

8. Юдина. Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду.- М.: Просвещение, 2002

Просмотров работы: 3719