СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

Пицхелаури Э.М. 1, Велибекова Э.М. 1
1ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Экономические и духовно-нравственные трудности стали фактором дестабилизации традиционных семейных отношений. В последние годы число регистрированных браков последовательно снижалось. Учет нерегистрированных, но фактических гражданских браков не ведется, однако наблюдения показывают их резкий рост.

Следствием ухудшения социально-экономических условий является и рост социального сиротства. Увеличивается количество социально дезадаптированных и безнадзорных детей, которые живут в неблагополучных семьях и не имеют должного ухода исодержания.

В этих условиях государство активизировало социальную политику, создало целенаправленную систему мероприятий по удовлетворению насущных потребностей населения. Одним из направлений социальной политики стало введение института социальной защиты населения и формирование новых профессий: социальный педагог, социальный работник, специалист по социальной работе. Приоритетное направление деятельности этого института и его специалистов - семья.

Перед нами встает вопрос - какая семья нуждается в социальной поддержке, социальной помощи? Казалось бы, ответ лежит на поверхности - семья группы риска.

Приведем пример неполной семьи, где есть только один из родителей. Сложностью определения этой категории является смешивание ее с категорией "формально неполная семья", где в наличии оба родителя, но один проживает отдельно по тем или иным причинам. Демографическая политика страны поощряла рождаемость. В послевоенные годы возросло количество внебрачных детей и постепенно предрассудки в отношении одиноких матерей ослабевали. Политика государства в советский период всегда строилась на максимальном привлечении женщины к труду при сохранении ее материнских функций.

В конце восьмидесятых годов, поощряя рождаемость детей, государство стало обеспечивать одиноких матерей рядом льгот, более высоким пособием при рождении ребенка; первоочередным помещением ребенка в дошкольное учреждение; льготной оплатой детского учреждения; первоочередным получением жилья; получением продуктов питания и предметов первой необходимости в виде пайка и льготной очереди и т.п. На фоне зарождающегося дефицита продуктов, одежды, бытовых предметов, мест в детских садах становилось выгодно иметь статус неполной семьи.

В концепции «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации» неполной называют семью, состоящую из одинокой матери с ребенком (детьми), разведенной женщины (разведенного мужчины) с ребенком (детьми), вдовы (вдовца) с ребенком (детьми).

Для того чтобы определить содержание работы с семьями, необходимо ответить на вопрос: семья – это субъект или объект социально- педагогической деятельности? Практика социально-педагогической работы с семьей показывает, что в течение длительного времени семья являлась преимущественно объектом воздействия различных социальных институтов: образования, социального обеспечения, исполнительных органов, органов социальной защиты. Само понятие "объект воздействия" исключает активизацию собственного потенциала семьи.

В то же время понятие социальная работа включает процесс формирования, поддержания, реабилитации жизненных сил, индивидуальной и социальной сущности человека. Педагогика социальной работы включает в свое содержание изучение процесса социализации личности и семьи в системе средовых взаимоотношений.

Это позволило определить основные моменты социально-педагогической работы с семьей, которая содержит следующие компоненты:

1. Активизацию потенциала семьи.

2. Активизацию профессиональной деятельности специалиста.

3. Методическое и кадровое обеспечение.

Активизация собственного потенциала семьи включает в себя ряд специальных мер, направленных на повышение статуса семьи и семейного воспитания через формирование образа "здоровой" семьи, ее педагогическое просвещение, оказание мер социальной поддержки в лице специалистов и активных помощников - волонтеров из числа подобных семей.

Результаты анализа формирования образа «здоровой» семьи средствами массовой информации (радио, телевидение, печать) показали, что средства массовой информации в радио и телевизионных передачах, в фильмах, в художественной литературе последних лет редко выводят на сцену положительные семейные отношения. Многочисленные "ток - шоу" рассматривают кризисные моменты жизни семьи, их основная задача - смена стереотипов поведения супругов, детей, оздоровление семейной обстановки через терпимость. Исследуя содержание "ток-шоу", посвященных семье, приходишь к выводу об отсутствии в наши дни определенных норм семейной жизни.

Средства массовой информации также формируют у молодежи неправильное восприятие семьи. Большинство статей описывает негативный опыт воспитания. По размеру и привлекательности они гораздо значительней заметок о позитивном опыте. Исключение составляют специализированные издания: "Семья", "Семья и школа", "Социальная педагогика" и другие. Материалы о "средней" российской семье еще более редки.

В основном подсознательный образ семьи строится из опыта семьи родителей, родственников и знакомых, реже, как показывают исследования, из специальной педагогической литературы. Обследование многодетных семей в 2009-2011 годах показало, что 42,2% матерей и 24% отцов не читают никакой литературы; лишь 27,1% матерей и 38% отцов читают ее регулярно. Только 26,2% многодетных семей читают периодическую печать.

Педагогическое просвещение семьи, помимо средств массовой информации, происходит, в основном, благодаря образовательным учреждениям в форме родительских собраний, конференций, семинаров.

Различные исследования показывают, что родители "...идут на встречу с педагогом, заранее не ожидая ничего приятного, многообещающего. Их психологическая установка на якобы неизбежную конфронтацию заставляет очень болезненно реагировать на первые же проявления недовольства со стороны учителя. Нередко положение усугубляется непродуманной с психологической точки зрения методикой проведения родительских собраний. Еще не изжиты, например, такие обсуждения итогов четверти, учебного года, когда классный руководитель не скупится на похвалу сильным учащимся, благодарит их родителей и не очень стесняется в выражениях, когда оценивает работу слабых, недисциплинированных школьников, адресуя свои упреки к семьям таких детей. Если учесть, что большинство трудных школьников живут в неблагополучных семьях, то упреки педагогов не только не достигают положительной цели, но еще более усугубляют положение. На родительские собрания, конференции, заседания советов приходят, как правило, отцы, матери, бабушки, дедушки, которые серьезно занимаются воспитанием своих детей. Родители же второй группы стараются избегать встреч с педагогами, потому что претензии школы им и без того хорошо известны, а исправить существующее положение они чаще всего оказываются не в состоянии".

Активизация собственного потенциала "здоровой" семьи позволяет не только стабилизировать и устойчиво развивать семью, но это и является примером для подражания другим типам семей. Использование "здоровой" семьи в работе с семьями групп риска также позволяет получить большой эффект в стабилизации жизнедеятельности семей кризисных категорий. Не менее важным компонентом социально-педагогической работы с семьей является активизация профессиональной деятельности специалистов. Особо сложным моментом в обеспечении реального эффективного механизма поддержки и активизации семьи является социальный статус работников, обеспечивающих эту деятельность.

Профессии "социальный педагог" и "социальный работник" официально зарегистрированы в начале 1991 года. Каждое учреждение, так или иначе связанное с проблемами семьи, осознает важность профессиональной деятельности в сфере социальной защиты. Социальные педагоги и социальные работники с самыми различными функциями присутствуют уже практически во всех государственных структурах. Однако эти специалисты решают вопросы семьи в интересах данных учреждений, а именно: образовательные учреждения - в интересах обучаемости ребенка; воспитательные и реабилитационные, в основном, - в интересах защиты детей и подростков; социальные работники предприятий, учреждений - в интересах обеспечения эффективной деятельности их работника. Все это имеет, с одной стороны, позитивный результат - семья в центре внимания государства, а с другой - негативный результат: в жизнедеятельность одной и той же семьи вмешиваются несколько специалистов с "благородной целью" - помочь. А это не только не формирует у членов семьи потребность в получении этой помощи, но, как показывает практика, и отталкивает.

В современной России социально-педагогической работой с многодетными семьями занимаются различные органы и специалисты. Об этом говорит таблица, приведенная ниже:

Таблица 1

Инфраструктура государственной семейной политики

Органы власти (управления)

Наименование структуры, занимающейся вопросами семейной политики

1.

Президент Российской Федерации

Совет по вопросам семьи и семейной жизни

Советник по делам семьи и семейной поддержки

2.

Администрация Президента Российской Федерации

Отдел по вопросам семьи и семейной политике

3.

Федеральное собрание Российской Федерации, Государственная Дума, Совет Федерации

Комитет по делам семьи, женщин и детей в Государственной Думе.

Совет по вопросам развития региональной семейной политики

4.

Правительство Российской Федерации

Министр по делам семьи и семейной политики (без портфеля)

Отдел по делам семьи и семейной политики в Аппарате Правительства РФ

Межведомственный совет по делам семьи и семейной политики

5.

Федеральные министерства и ведомства

Подразделения, работники, отвечающие за решение проблем жизнедеятельности семьи

6.

Региональные органы власти

Комитеты (управления, отделы) по делам семьи и семейной политике в субъектах Федерации

В настоящее время работа с семьей находится в подобной же ситуации - ею занимаются все, но, в отличие от вышеприведенного примера, никто ответственности не несет. Если государство заинтересовано в стабильности и развитии семьи, в сохранении ее как воспитательного института, то в данном случае, его представителем и представителем интересов семьи, своеобразным третьим лицом, должен выступать один орган и его работники. Наиболее эффективным из уже существующих, является, на мой взгляд, районный центр социальной помощи семье и детям и его специалисты, все остальные службы осуществляют свою деятельность под контролем и в согласовании с ними. Семейная политика в России должна быть ориентирована на социальную защиту семьи, обеспечение ее выживания, борьбу с бедностью.

Главной целью рассматриваемых в совокупности единой государственной семейной политики является дальнейшее продвижение на пути создания на федеральном и региональном уровнях соответствующих условий для экономической независимости семьи, повышения ее хозяйственной и нравственно-психологической роли в самореализации личности, воспитании новых поколений, укреплении правовых и духовных основ общества.

Основой социально-педагогической деятельности специалиста является максимальное включение активного самосознания и самотворчества в процесс стабилизации и устойчивого развития семьи и ее членов, определение круга причин, мешающих этому процессу. Для решения поставленной задачи со взрослыми членами семьи идет постоянный диалог о готовности к самореализации, специалист ищет пути оптимизации жизнедеятельности.

Концепция позитивной психотерапии Н. Пезешкиана и Х. Пезешкиана позволяет нам представить семью в виде айсберга, у которого проблемы лежат над поверхностью, легко видны. Диагностика семьи позволяет выбрать правильную стратегию в работе с нею, определить причины ее проблем. Даже при наличии в учреждении профессионального специалиста, первичную диагностику социальный педагог или социальный работник должен уметь применять и использовать.

Наиболее необходимой, при любой степени профессионализма, как показывает практика, является коммуникативная функция. Характерные для сегодняшнего кризисного периода недоверие и замкнутость мешают социальному педагогу и социальному работнику, работающему с семьей наладить устойчивые доброжелательные отношения, так необходимые для изменения внутренней ситуации в самой семье и во взаимоотношениях "родители-дети".

Методическаяфункция обеспечивает эффективность деятельности всех субъектов (детей, родителей, специалистов и самого работника).

Организационная функция позволяет дополнить деятельность работника практическими формами, обеспечивающими усвоение знаний, опыта, навыков и умений.

Одной из сложных, но обязательных функций в работе с семьей является административная.Анализ деятельности социальных педагогов и социальных работников показал, что там, где идет постоянное заполнение документов, там, где работник фиксирует практически каждое действие в работе с семьей - эффективность намного выше.

Формирование образа средней "здоровой семьи", ее правах, обязанностях, льготах и т.п. обеспечивается выполнением информационнойфункции. Выполнение ее не ограничивается информацией для конкретной семьи или для определенной категории семей. Практика показала необходимость информации в средствах глубоко спрятаны внутри. Сама семья далеко не всегда осознает глубину и причинность существующих проблем. При направленности социально-педагогической работы только на проблемы, семья-айсберг либо, всплывая, высвечивает более глубокие проблемы и конфликты, либо, переворачиваясь (как настоящий айсберг при таянии), проявляется с новой стороны с совершенно новым комплексом проблем.

Как бы ни была сформирована у самой семьи потребность в улучшении ситуации, она сама зачастую не оценивает всей глубины, всей причинности лежащих на поверхности и требующих немедленного решения проблем. В то же время мы можем говорить о недостаточной сформированности у большинства семей желания решать свои проблемы с помощью специалистов или вообще допускать до них кого-либо.

Исходя из вышеизложенного, специалист, работающий с семьей, по существу является универсальным посредником и координатором всей совокупности социально-педагогической деятельности, которая должна способствовать позитивному изменению семьи всеми возможными средствами на всех возможных уровнях. Отсюда, методическое и кадровое обеспечениестановиться еще одним важным компонентом содержания социально-педагогической работы с семьей.

Выполнение диагностическойфункции зависит от степени профессионализма социального педагога и социального работника и наличия в организации работающей с семьями профессионального печати, местного радио и телевидения о деятельности учреждении социальной защиты, учреждений работающих с семьями различных категорий, рекламы их деятельности.

Изменение ситуации в отношении семьи, активизация ее социально-воспитательного потенциала, формирование новых семейных традиций обеспечивается и выполнением прогностическойфункции. Анализ ситуации в конкретной семье, в определенной категории семей, учет возможностей и потребностей социума позволяет определить образ, модель семьи, создать прогноз для определенного периода времени.

Выполнение функций, их объем и качество зависит от степени профессионализма социального педагога и социального работника. Учет возможностей каждого и взаимная поддержка помогают правильному определению места и роли специалиста в системе работы.

Просмотров работы: 3876