ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛОРОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛОРОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Залитинова С.А. 1, Мутаева Ш.М. 1
1ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Первостепенной задачей полоролевого воспитания как социально контролируемой части полоролевой социализации подростков является формирование полового сознания. Оно представляет собой систему знаний, личностных смыслов и значений, которые формулируют и формируют переживания и мотивацию своего бытия человеком как представителем определенного пола. Исходя из того, что «значение, смысл и ценность - неразделимые понятия», процесс формирования полового сознания можно рассмотреть с точки зрения усвоения подростками социально значимых ценностей, содержательно раскрывающих такие жизненные явления, как пол и половые отношения. Успешность ценностного, мировоззренческого самоопределения подростка в сфере пола зависит не только от богатства и характера реализуемого в процессе полоролевого воспитания ценностей, но и их рациональной обоснованности. Педагог должен уметь не только реализовать ценности в делах и поступках, но и рационально обосновать приоритет ценностей, ориентированных на идеалы гуманизма. Это особенно актуально при воспитании подростков, для которых особое значение имеет рациональное познание или же осмысление актуальных жизненных реалий, важнейшим из которых являются пол и взаимоотношения полов. Вместе с тем, современное полоролевое воспитание не имеет в своем арсенале достаточного числа убедительных аргументов, способных наполнить такие ценности как любовь, целомудрие, семья, партнерство позитивным, значимым для подростков содержанием.

Ценностное содержание полоролевого воспитания в школе-интернате зачастую базируется на жизненном опыте воспитателей и не выходит за пределы так называемой «житейской мудрости». Как правило, оно ограничено знаниями о половой гигиене, психофизиологии пола и нормах половой морали. При этом в качестве ведущего мотива такого воспитания выступает медико-психологическая и социально-психологическая безопасность подростков как субъектов межполовых отношений. Вследствие этого самой популярной идеей, усваиваемой молодыми людьми к концу подросткового возраста в сфере пола становится «безопасный секс». Вместе с тем, исторически и культурно ценностное содержание половых отношений гораздо богаче и должно быть осмысленно реализовано в процессе полоролевого воспитания подростков - воспитанников школ-интернатов, как ценностное основание их самореализации и развития как представителей пола.

Концепция первичности одного пола и вторичности другого имеет ключевое значение в решении двух таких важнейших вопросов, как вопрос о власти и вопрос о нравственности, которые решаются в пользу «стопроцентного» пола, олицетворяющего человеческую норму. В идее равенства различий объединены достоинства двух вышеназванных подходов и преодолеваются их главные недостатки. Центральный вопрос проблемы пола - сходство или различие - решается способом не формальной, а диалектической логики. Этим самым утверждается идея равенства людей разного пола с учетом разнообразия половых и индивидуальных особенностей. Данное понимание сущности половых различий и решение проблемы равенства полов поднимает на новый уровень культуру взаимоотношений полов, как в социально-политической сфере, так и в сфере межличностных взаимоотношений, провозглашая в качестве основных ценности взаимоуважения, взаимопонимания и доверия.

Однако, рассматривая половую проблематику только через призму решения вопроса равенства или неравенства полов, мы не исчерпываем всего ее социокультурного содержания. При таком подходе не достаточно полно рассматривается аспект влияния пола на становление человека как личности, на формирование его нравственной природы.

Феномен любви в данном случае рассматривается как частный аспект взаимоотношений полов, чем умаляется его значение как фундаментального начала в человеке. Любовь упраздняет такое несправедливое отношение и заставляет нас признать для себя безусловное значение другого. Любовь - это перенесение всего жизненного интереса из себя в другое. Это свойственно всякой любви, но половой любви по преимуществу. Она отличается от других родов любви большей интенсивностью, захватывающим характером, возможностью более полной и всесторонней взаимности.

Успешная полоролевой социализации возможна при условии приобщения подростков к ценностям мировой и национальной культуры, содержательно раскрывающих нравственно-психологическую и социальную сущность таких понятий, как пол, любовь и взаимоотношения полов. При этом в качества важнейших ценностей мы можем назвать признание равенства и равноправия полов, учитывающего их объективные различия, партнерство, взаимопонимание, доверие, целомудрие, семья, брак, любовь.

Системообразующим центром понимания половой проблематики является представление о любви, как о фундаментальном начале в человеке, определяющем его личностный рост и развитие. Сила половой любви, ее могучее воздействие на личность, обусловлены, по мнению философов, разрешением ряда принципиальных для личности конфликтов, имеющих глубоко нравственный смысл. Это конфликт между эгоизмом и альтруизмом, в рамках которого через жертву эгоизма происходит рождение истинной индивидуальности, способной на признание для себя безусловного значения другого; конфликт мужского и женского начал в человеке, преодоление ущербности которых ведет к становлению цельной личности.

Реализация всего богатства социокультурного содержания половой проблематики, по нашему мнению, будет иметь успех в том случае, если сами педагоги смогут осознать феномен половой любви как высшее, духовно-нравственное содержание половых отношений, и смогут реализовать эти ценности пола в своем поведении, а также рационально обосновать их сущность для подростков. При этом следует отметить, что ни в философии, ни в педагогике и психологии нет однозначных ответов на те жизненные задачи, которые встают перед современными подростками. В рамках современных научных и философских взглядов на пол, половые отношения и полоролевое воспитание сохраняется плюрализм мировоззренческих позиций и ценностных ориентиров при общей гуманистической направленности идей. В свете этого представляется перспективным использование опыта философского осмысления проблем пола в процессе полоролевой социализации подростков в школе-интернате, воспитывающихся в рамках бедной ценностным содержанием субкультуры.

Проблема полоролевой социализации вызывает сегодня большой интерес у исследователей. Он обусловлен не только тем, что категория пола - сложнейшая педагогическая, психологическая, историко-культурная и философская проблема, но, прежде всего, тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учета психолого-педагогической специфики пола ребенка, дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек. Такой подход как важная социально-психологическая и педагогическая проблемы особенно актуален в свете реформы общеобразовательной школы. Это очень сложная комплексная проблема воспитания человека, гражданина высокой общей культуры, которая, в свою очередь, включает и «культуру половой жизни» и «любовного переживания». Он рассматривал половое воспитание как воспитание будущего полового чувства ребенка, основанного на любви и уважении.

Культура любовного переживания, по его убеждению, должна заключаться в «воспитании того интимного уважения к вопросам пола, которое называется целомудрием». Оно предполагает развитие умений владеть своими чувствами, воображением, возникающими желаниями и эмоциями.

В качестве основного метода воспитания культуры полового поведения А.С. Макаренко называет метод позитивного примера родителей, когда ребенок наблюдает проявляющуюся между ними помощь и заботу, нежность и ласку, уважение и любовь. Любовь отца и матери друг к другу дополняется ее естественным продолжением - родительской любовью и ответной любовью детей к родителям. Прямым результатом таких взаимоотношений в семье является и любовь между братьями и сестрами. Опыт подобной, по выражению А.С. Макаренко, неполовой любви имеет большое значение для будущих отношений мужчины и женщины.

Следовательно, важнейшим требованием полового воспитания является создание такой атмосферы в семейных взаимоотношениях, которая благотворным образом влияла бы на формирование у мальчиков и девочек, чистых и честных отношений друг к другу. На половое развитие огромное влияние оказывает социальное окружение ребенка, впечатления, которые он получает и, конечно, воспитание.

Важно приучать мальчика к бережному и заботливому отношению к девочке-ровеснице, разъяснять, что каждая девочка в будущем может стать такой же, как его мама, и он обязан относиться к ней с таким же вниманием и уважением. Если в мальчиках воспитано вежливое и внимательное отношение к девочкам, то, становясь старше, они перенесут это отношение и на своих взрослых подруг. С другой стороны, и девочки должны воспитываться в духе чистоты и целомудрия, сдержанности и честности в отношении к мальчикам. В половой сфере, как и во всех сторонах развития, каждый ребенок отличается своими особенностями, которые требуют особого подхода, как в школе, так и в детском саду.

Однако особого способа полового воспитания не существует. Среди общих форм и методов есть такие, которые имеют большее или меньшее отношение к половому воспитанию. Но все они, вместе взятые, в значительной мере определяют успех в формировании личности, нравственно воспитанной в половом отношении. Поэтому в вопросах полового воспитания, по мнению всех рассматриваемых нами педагогов, решающим является не какой-либо отдельный прием, а общий тон воспитательной работы в целом. Решающим условием полового воспитания, по их мнению, является укрепление веры подростка в свои силы, уважение к себе и доверие к окружающим, воспитание мужества и твердости.

Кроме того, родителям и педагогам следует знать, что могучий поток половой энергии питается из многочисленных, иногда как будто отдаленных источников - семьи, школы, улицы, театра, кино, литературы, средств массовой информации. Не все влияния могут быть изменены или устранены усилиями родителей или педагогов. Необходимо создавать такие условия жизнедеятельности семьи и школы, которые бы насыщали ее ярким, богатым, разнообразным содержанием, открывали бы перед подростком возможность увлекательного творческого труда и здоровых развлечений.

Компонентом полового воспитания является половое просвещение. Знания по половому вопросу должны сообщаться детям не преждевременно и не с опозданием, а вовремя; необходимо отвечать только на интересующие подростков вопросы, при том кратко, просто, и, в тоже время, правдиво, а в случае необходимости отвлекая их внимание на другую, интересную для них тему. Хотелось бы обратить внимание еще на одну проблему полового воспитания.

Советская школа, решая проблемы полового воспитания и развития детей и подростков, неоднократно возвращалась к практике раздельного и совместного обучения и воспитания. И та, и другая система обосновывались: раздельное обучение представлялось как возвращение к такой системе воспитательной и образовательной работы, которая способна наиболее полно и всесторонне учитывать особенности детей каждого пола, показать «особые пути», ведущие к единому воспитательному итогу. Однако раздельное обучение мальчиков и девочек полностью сводило на нет такое преимущество совместного воспитания, как возможность формирования правильных взаимоотношений полов в коллективе сверстников.

К 1954 году советская школа вернулась к совместному обучению мальчиков и девочек. Но, отказавшись от раздельного обучения, наша школа отвергла не только педагогически нецелесообразные методы, но и то рациональное, что содержала такая система. Ведь применяя одинаковые приемы и рекомендации в воспитании мальчиков и девочек, педагоги лишают этот процесс конкретности, жизненности, нравственной специфики, воспитывая при этом как бы бесполое существо. Приведенные суждения позволяют сделать следующие выводы, касающиеся темы нашего исследования. Половое воспитание является частью общего процесса воспитательной работы школы и семьи. Оно обеспечивает правильное половое развитие подростков с нравственной, физической, умственной и эстетической точек зрения.

Цели полового воспитания достигаются общими методами воспитательной работы. При этом необходимо дифференцировать педагогические приемы и рекомендации в процессе воспитания мальчиков и девочек.

Важными условиями полового воспитания являются: воспитание опыта дружбы и товарищества между мальчиками и девочками, формирование нравственных качеств личности подростка - честности, искренности, уважения к себе и ответственности перед собой и окружающими; создание здоровой моральной и бытовой среды; внимательное руководство половым развитием со стороны учителей и родителей.

Таким образом, постепенно исчезают типичные коллективные игры мальчиков и девочек, специфический детский и подростковый фольклор, утрачиваются четкие полоролевые границы подростковой субкультуры. В этих условиях происходит переориентация в овладении своей половой ролью с жестко фиксированной полоролевой модели на более мягкую, смешанную. Это приводит к сглаживанию психологических различий мальчиков и девочек-подростков и перекрытию половых различий индивидуальными особенностями, т.к. подросток в это время вступает в период индивидуализации собственного «Я». Все это приводит к размытости стереотипов мужественности/женственности в современных условиях и требует научной разработки данной проблемы.

Под внутренней мужественностью и женственностью он понимает особые черты внутренней культуры личности женщины (тонкость чувств, материнская любовь и альтруизм, сдержанность и скромность) и личности мужчины (физическая сила, сочувствие к слабому, великодушие, рациональность). Внешняя женственность характеризует специфические черты поведения и внешней культуры личности женщины - мягкость, красота в движениях, аккуратность и чистота, умение создавать красоту в труде, в быту и всей жизнедеятельности. Свою половую принадлежность ребенок из семьи устанавливает на протяжении дошкольного детства, когда он присваивает многие поведенческие формы, интересы и ценности своего пола. При этом стереотипы женского и мужского поведения входят в самосознание через опыт общения и идентификацию с представителями своего пола. Всего этого лишены подростки, воспитывающиеся вне семьи, в школах-интернатах и детских домах.

За последние десятилетия научное изучение проблем пола, безусловно, продвинулось вперед, написаны фундаментальные работы теоретического и прикладного характера, ведутся исследования по проблемам полоролевой социализации подростков, предпринимаются попытки разработки концепций полового воспитания российских школьников. Проблемы полового воспитания и образования молодежи во всех исторических формациях составляет часть этнокультуры. У большинства цивилизованных народов основная нагрузка в области полового воспитания лежит на трех основных институтах: семье, школе и церкви или идеологической надстройки общества, заменяющей религиозную.

Можно легко предположить, что отсутствие влияния одного из перечисленных институтов влечет за собой недостаточность воздействия, невозможность достижения желаемого результата. Особенно это сказывается на детях, лишенных воспитательного воздействия семьи. В условиях дефицита воспитательных факторов, при массированном воздействии негативных для формирующегося ребенка средств информации у детей-сирот часто формируется неадекватная половая идентификация, не расширяются знания и представления о современных половых ролях мужчины и женщины, не нормируются эталоны мужественности и женственности, а также навыки межполовых отношений. В связи с этим в последнее время стала актуальной проблема разработки программ полового воспитания детей-сирот.

Просмотров работы: 2951