СЕМЕЙНОЕ НАСИЛИЕ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СЕМЕЙНОЕ НАСИЛИЕ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА

Мустафаева З.С. 1, Керимханова С.Н. 1
1ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время проблема семейного насилия приобретает все более актуальный характер в научном и общественном сознании. Хотя она не нова и имеет многовековую историю во многих культурах и цивилизациях, тем не менее в обществе годами складывались определенные стереотипы мышления, которые рассматривали семейное насилие как индивидуальную особенность семьи, ее право на проявление жестокости по отношению к своим членам, а не как нарушение конституционных прав личности. Необходимость решения вопросов, связанных с насилием в семье, во многих развитых зарубежных странах хорошо осознается государством и обществом в целом, о чем свидетельствует наличие скоординированной системы государственных, негосударственных, частных и благотворительных организаций и учреждений, оказывающих необходимую помощь семье и детям. К сожалению, в нашей стране до настоящего времени решение проблемы семейного насилия остается неудовлетворительным, о чем говорит отсутствие необходимого учета и контроля за выявлением случаев насилия в семье по отношению к детям, женщинам, пожилым, людям с ограниченными физическими и умственными возможностями; несформированность системы учреждений по оказанию различных видов помощи потерпевшим; слабое юридическое поле по защите прав жертв насилия; недостаток квалифицированных специалистов, включенных в систему профилактики жестокого обращения в семье.

В настоящее время семейное насилие в его различных формах приобрело в России такие масштабы и глубину, которые представляют угрозу основам безопасности и существования общества. По данным российской статистики, около 2 млн детей в возрасте до 14 лет ежегодно избиваются родителями; более 50 тыс. детей убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения в семье; 25 тыс. из них находятся в розыске; около 2000 детей ежегодно сводят счеты с жизнью; более 50% преступлений в быту совершается в присутствии детей; 30-40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье; 70% всех жертв тяжких насильственных посягательств составляют женщины и дети; около 70% преступлений в сфере семейно-бытовых отношений совершаются в состоянии алкогольного опьянения; увеличивается из года в год количество преступлений, совершенных подростками в состоянии наркотического опьянения; увеличивается количество самосудов-расправ с семейными тиранами, которые совершают женщины, дети и старики, не нашедшие поддержки и защиты у государства; более трети (38%) всех убитых на почве нездоровых семейно-бытовых отношений составляют дети, престарелые, инвалиды.

Как известно, в семье закладываются основы любви, уважения, нравственности и терпимости. Дети, ставшие жертвами или свидетелями семейного насилия, нередко сами проецируют подобную модель поведения на членов своей семьи во взрослой жизни, тем самым способствуя распространению и передаче жестокого поведения через поколения. Данный факт находит свое научное и практическое подтверждение, поскольку более половины обидчиков, агрессоров, преступников вырастают в семьях, где имели место насилие и жестокость.

Насилие — применение индивидом или группой лиц различных форм принуждения в отношении других индивидов или групп с целью приобретения или сохранения господства, прав и привилегий. В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обусловливающих его проявление, можно выделить:

  • индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида;

  • психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;

  • социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе;

  • личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения;

— социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества.

Таким образом, недостаточная теоретическая изученность проблемы, ее причин и последствий кратковременного и долговременного характера, разрозненность, а порой и полное отсутствие механизма межведомственного взаимодействия социальных служб, недостаток квалифицированных специалистов, скудость методов и технологий в решении проблемы семейного насилия говорят о необходимости ее дальнейшего изучения.

В статье нами использованы материалы социологического исследования, проведенные к.ф.н., доцентом отдела социологии ДНЦ РАН Ибрагимовым Х.А. « Социокультурные ценности современного дагестанского студенчества». (Махачкала 2011). Исследования проводились среди студентов учебных заведений г.Махачкалы, анкета состояла из 22 вопросов с несколькими вариантами ответов.

В анкетировании принимали участие 27,6% юношей и 72,4% девушек, не замужем/не женаты — 95,5%, замужем/женаты — 0,5%, со слов респондентов свое материальное положение оценили как среднее 31,6%; хорошее — 25,1; ниже среднего — 5,5; высокое — 2 и выше среднего 1,5%.

В ходе опроса было установлено, что содержание понятия "насилие" молодые люди понимают как "унижение достоинства другого человека" — 54,7%; "причинение вреда другому человеку" — 43,7; "принуждение другого человека совершать нехарактерные для него поступки" — 27,1; "ситуацию власти одного человека над другим" — 13; "способ самоутверждения" — 5; "способ контроля эмоций и поведения другого человека" — 3%.

При обработке результатов анкетирования было выявлено, что подавляющее большинство молодежи (89,4%) осуждает любые формы проявления насилия; 12,5% заявили, что решительно отстаивают права тех, кого унижают. Тем не менее, 7,5% молодых людей рассматривают насилие как приемлемую форму решения конфликтов в определенных ситуациях и 1% респондентов ответили, что относятся к насилию нейтрально.

В отношении наибольшей распространенности видов насилия в современной российской семье были названы: психологическое насилие— 58,7%; физическое — 57,2; сексуальное — 20,1 и экономическое — 10%.

На вопрос анкеты: "В отношении кого, с Вашей точки зрения, чаще всего совершается насилие в семье?" — лидирующие позиции были отданы детям — 68,3%; женщинам — 60,7; реже пожилым — 10 и мужчинам — 2,5%. Анализируя полученные данные, можно утверждать, что современная молодежь не только рассматривает женщин и детей в качестве объекта насильственных действий как традиционно наиболее уязвимых категорий населения, но называет и мужчин в качестве возможных жертв семейного насилия. С нашей точки зрения, данный факт связан с высоким уровнем агрессивности, напряженности, царящей в некоторых семьях, экономической зависимостью одних членов семьи от других, деформацией традиционных семейных ролей мужчины и женщины, т.е. теми процессами, которые непосредственно сопровождают переход от традиционной патриархальной семьи к эгалитарной.

Интересными представляются результаты опроса, связанные с оценкой физических наказаний по отношению к детям. На вопрос: "Рассматриваете ли Вы наказания детей как акт насилия?" — положительно ответили 15%; "скорее да, чем нет" — 27,6; отрицательно у ответили 20,1%; "скорее нет, чем да" — 38,1%. Полученные данные позволяют судить о достаточном распространении насилия в семье, его закреплении в культурных традициях, стереотипах поведения и мышления людей, поскольку больше половины (58,2%) молодых людей считают физическое наказание детей приемлемой формой воспитания и не рассматривают его как проявление насилия. Данная тенденция приводит к тому, что часто ребенок воспринимает жестокое обращение с ним как "заслуженное", а некорректные методы воспитания считаются оправданными и правомерными.

При ответе на вопрос: "Какие виды наказаний ребенка в семье Вы можете отнести к акту насилия?" — ответы респондентов распределились следующим образом: физическое воздействие (побои, порка ремнем, нанесение телесных повреждений) отметили 74,8%; сексуальные домогательства по отношению к ребенку — 71,3; словесные оскорбления — 30,6; запрет на деятельность, приносящую удовлетворение, — 10; лишение удовольствия — 8%. При сравнении результатов, полученных на два предыдущих вопроса, можно отметить, что насилие в сознании и восприятии респондентов ассоциируется с побоями, травмами, сексуальными домогательствами, тогда как "легкие" наказания, такие, как шлепки, толчки, пощечины, ограничение свободы, не рассматриваются как проявление насилия над детьми.

Что касается оценки действий, расцениваемых респондентами как насильственные по отношению к женщинам, были названы следующие: физическое насилие — 84,9%; психологическое насилие, включающее угрозы, шантаж, запугивание, принуждение, — 64,8; сексуальные домогательства — 62,3; контроль за отношениями с другими людьми — 9,5; экономическое насилие — 8,5; контроль за поведением женщины, включая выбор одежды, прически, макияжа и т.д., — 5,5%.

На вопрос анкеты: "Наказывали ли Вас родители, когда Вы были ребенком? Если да, то, как именно?" — были получены следующие ответы: отрицательно ответили 30,6%, положительно — 42,7% респондентов, 26,7% затруднились с ответом, мотивируя это отсутствием воспоминаний и используя такие фразы, как "может и наказывали, но я не помню", "наказывали, наверное, не знаю", "сильно, наверно, не наказывали, а то бы запомнил/а" и т.д.

В качестве методов семейного воспитания были названы такие воздействия, как наказание "углом" — 36,1%; лишение денег — 2,5; прогулок— 1,5; развлечений — 1; побои с использованием ремня — 1,5; крик— 1; ограничение свободы (закрывали в комнате) — 0,5; беседы (воспитывали без применения насилия) — 0,5%.

Несмотря на то, что большая часть респондентов указывают на наличие опыта физических наказаний в родительской семье, абсолютно не считают себя жертвой насилия 47,7%; с некоторой долей сомнения "скорее нет, чем да" — 14,5; "скорее да, чем нет" — 3,5%, и наконец, 1,5% участвовавших в анкетировании признали себя жертвой насилия. Основными видами семейного насилия по отношению к себе 26,6% респондентов называют психологическое насилие; 22,1 — экономическое; 9,5 — пренебрежение их нуждами и потребностями; 8,5% опрошенных имели опыт физического насилия; 4% — сексуального. Однако на вопрос: "Ощущаете ли Вы себя защищенным и любимым в своей семье?" — 86,9% респондентов ответили утвердительно, 13% — отрицательно.

В качестве основных причин насилия в семье молодые люди указывают на склонность личности к насилию — 61,3%; неуравновешенность эмоциональной сферы — 56,7; демонстрацию насилия в печатных и телевизионных СМИ — 29,1; жизненные проблемы — 22,1; традиции воспитания человека в родительской семье — 18; ситуацию безысходности и отчаяния — 14; неурядицы на работе — 9,5%.

Помимо всего вышеперечисленного, респонденты отмечают также наличие следующих факторов, влияющих на рост и эскалацию насилия в семье: снижение уровня нравственности и морали в обществе — 69,3%; увеличение числа показов фильмов и телепередач, основной темой которых являются насилие и жестокость, на ТВ — 51,7; снижение уровня материального обеспечения населения — 21,6; увеличение количества неполных семей — 13,5; а также появление тенденции к росту гражданских браков — 4,5%. Из-за усиливающейся конкуренции между телевизионными каналами журналисты в погоне за сенсацией демонстрируют главным образом сцены насилия, агрессии, несчастные случаи, катастрофы и войны, которые сопровождаются видом разрушений и смерти. Зачастую сама культура отражает скрытое санкционирование жестокости на телевидении и в средствах массовой информации, в выборе героев и сюжетов. Эти факторы могут частично объяснить силовой эффект демонстрации жестокости и насилия на телеэкране, где герои чаще вознаграждаются, чем наказываются за свое агрессивное поведение. Поощрение жестокости приводит к неоднократному повторению подобного поведения и, наоборот, наказание ведет к контролю над агрессией.

Говоря о семейном насилии, следует отметить, что для её профилактики необходимо создать сеть учреждений социальной поддержки населения, в которую должны входить дом-интернат для пожилых и инвалидов, Центр социально-трудовой реабилитации для лиц БОМЖ, социальный приют для несовершеннолетних, детско-юношеские спортивные школы "Реабилитация и физкультура"; ЦСОН, центр "Семья", на базе которого семьи должны получать различные виды помощи. Кроме того, помимо государственного сектора социального обслуживания населения должны действовать общественные организации, предоставляющие определенный спектр социальных услуг инвалидам, ветеранам, пожилым людям. Расходы на это должны вестись из местного бюджета, выделенные на социальную политику.

Исходя из результатов исследований, следует отметить, что существует необходимость повышения социально-психологической, правовой компетентности и культуры населения, в том числе и информированности общества о проблеме семейного насилия. На наш взгляд, для профилактики семейного насилия необходимо: издание и пропаганда научно-популярной литературы для населения, в которой бы в доступной форме объяснялись вопросы, связанные с насилием в семье; обеспечение специалистов социальных служб наглядными справочными материалами, памятками, содержащими контактную информацию социальных учреждений, оказывающих профессиональную помощь; проведение обучающих семинаров, конференций, круглых столов для специалистов социальной сферы по данной проблеме; осуществление организации механизма межведомственного взаимодействия социальных служб; освещение проблемы семейного насилия в СМИ с привлечением психологов, юристов, педагогов, специалистов социальной работы.

Список литературы

  1. Ибрагимов Х.А. Социокультурные ценности современного дагестанского студенчества. Махачкала: АЛЕФ, 2011.

  2. Ивашенко А.И. Насилие в семье: исторический аспект // История государства и права. №4. 2008.

  3. Ильяшенко А.Н. Основные черты насильственной преступности в семье // Социологические исследования. №4, 2010.

  4. Сидоренкова Т.И. Насилие в семье: частное дело или социальная проблема? // Вестник ИЦ НЖФ. Нет насилию в семье. 2010. № 10.

  5. Эйдемиллер Э.Г., ЮстицкисВ. Психология и психотерапия семьи. — СПб., 2009.

7

Просмотров работы: 3905