РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ СФУ ПО ВОПРОСАМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ СФУ ПО ВОПРОСАМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Катцин О.А. 1
1Сибирский Федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации, в 2011–2015 гг. один из акцентов должен быть сделан на внедрении в жизнь российского общества программ здорового образа жизни. Распространено мнение, что от образа жизни и эффективности системы здравоохранения здоровье человека зависит на 60 %, причем от образа жизни в 4–5 раз больше, чем от функционирования системы здравоохранения [1].

По специально разработанной анкете мы выявили информированность студентов 3–4 курсов института физической культуры и спорта Сибирского федерального университета о здоровом образе жизни (ЗОЖ), о состоянии их здоровья, отношении к занятиям физической культурой и спортом, культуре питания, вредным привычкам и др.

В обследовании приняли участие 22 юноши и 11 девушек в возрасте от 19 до 24 лет (средний возраст респондентов составил 20,6 лет).

Для подавляющего большинства людей в возрасте от 15 лет и более хорошее здоровье является одной из наиболее актуальных базовых ценностей. На предложение оценить по пятибалльной шкале свое здоровье 23 % опрошенных дали ответы, в которых выражено максимальное ранговое значение, остальные (77 %) оценили его как «хорошее». При проведении исследования учитывалось, что самооценки здоровья лишь отчасти могут выражать его реальное состояние, т. к. они носят субъективный характер, зависят от социального самочувствия респондентов, от конкретной жизненной ситуации и не всегда основываются на результатах медицинских обследований.

Большинство опрошенных (91 %) придерживается мнения, что здоровый образ жизни необходим, но на вопрос «Считаете ли Вы, что Ваше здоровье зависит от образа жизни, который Вы ведете?», положительно ответили только 85 % респондентов.

На предложение проранжировать 11 признаков здорового образа жизни, в число главных поставили «не употреблять наркотики» 47 % опрашиваемых, «заниматься физической культурой», – 26 % . Наибольшее число студентов (соответственно 20, 5 % и 23 %) поставили признаки ЗОЖ «полноценное и правильное питание», «не употреблять алкоголь» на средние позиции (5–6 места). К числу наименее важных признаков ЗОЖ отнесли «доброжелательное отношение к другим» 29 % опрашиваемых, «не курить» 20, 5 %, «не вести беспорядочную половую жизнь» 17, 6 %. Эти материалы указывают на двойственное (противоречивое) отношение студентов к поведенческим факторам обеспечения здорового образа жизни. Для здорового образа жизни важно, чтобы физические и духовные возможности человека осуществлялись гармонично, что связано с социальной и психофизической активностью в общественно-трудовой и иных формах деятельности.

Результаты опроса показали, что в понятие «здоровый образ жизни» студенты в разных вариациях интегрируют не более пяти из нижеперечисленных признаков:

– правильное питание;

– позитивное отношение к жизни;

– здоровый сон;

– внутреннюю гармонию;

– занятия физической культурой, спортом;

– отсутствие вредных привычек;

– всестороннюю самореализацию личности;

– активный отдых;

– соблюдение режима дня и правил гигиены;

– закаливание;

– ежедневную утреннюю гимнастику;

– полноценную духовную жизнь;

– гармоничные отношения в семье;

– полноценную адаптацию организма к требованиям окружающей среды;

– состояние полного физического и социального благополучия;

– психофизическое состояние и даже

– адреналин (!).

Примечательно, что российскими учеными обозначены следующие критерии оценки здорового образа жизни: рациональный режим труда и отдыха, сон, сбалансированное питание, закаливание, соблюдение личной гигиены, положительные эмоции, двигательный режим, отсутствие вредных привычек.

Почти половина (44 %) респондентов указали, что информацию о здоровом образе жизни они получают самостоятельно из учебной и иной литературы, а также Интернет-ресурсов, 32 % считают, что имеют достаточные знания по этому вопросу, 20 % предпочитают консультироваться со специалистами. Незначительное число опрашиваемых указали, что получают сведения от родителей или друзей, из курса лекций по дисциплинам «Гигиена и спортивная медицина», «Оздоровительные технологии физической культуры». Между тем формирование здорового образа жизни студентов, как правило, осуществляется на трех уровнях:

1) социальном (пропаганда СМИ, информационно-просветительная работа);

2) инфраструктурном (образовательная среда, конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности, профилактические учреждения, экологический контроль); 3) личностном (система ценностных ориентаций человека)[2].

Результаты опроса показали, что студенты в некоторой степени информированы о здоровом образе жизни и факторах, его составляющих. Важно, насколько каждый осознает, что здоровый образ жизни – это его личный успех, насколько поведенческие факторы (привычки и стиль жизни) способствуют укреплению физического, репродуктивного и психического здоровья студента или, напротив, наносят ему вред.

Список литературы:

  1. Сбережение народа зависит от Вас! : информационные материалы / сост. В. А. Стародубов, Р. А. Хальфин, А. А. Баранов и др. – М. : издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2006. – С. 53.

  2. Московченко, О. Н. Концептуальные основы здорового образа жизни / О. Н. Московченко // Физическая культура в системе образования : сб. материалов науч.- практич. конф. – Красноярск, 2000. – С. 72–76.

Просмотров работы: 3731