Нестабильная ситуация в самих государствах Центральной Азии и Афганистане вызывает значительные опасения у Китая. В первую очередь, это касается проблем с терроризмом, религиозным экстремизмом и незаконным оборотом наркотических веществ. Все эти проблемы заставляют Китай более интенсивно сотрудничать с Россией и государствами ЦАР как на двустороннем уровне, так и в рамках международных организаций, прежде всего Шанхайской организации сотрудничества. В краткосрочной перспективе ШОС будет оставаться одним из важнейших инструментов расширения китайского влияния в Центральной Азии[2].
На сегодняшний день огромные усилия властей КНР направлены на сохранение стабильного положения в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР). Еще в начале XX в. было создано Исламское движение Восточного Туркестана с целью сохранения этнической и религиозной самобытности уйгур. Однако, начиная с 90-х гг. прошлого века движение стало использовать террористические методы для борьбы с пекинским правительством за независимость СУАР. Общеизвестно, что на территории стран Центральной Азии проживает большое количество уйгуров, функционирует ряд уйгурских организаций культурно-национального и культурно-религиозного толка, что является немаловажным фактором для Китая [3].
Кроме того надо отметить, что военное присутствие США стало постоянно действующим фактором в геополитическом раскладе сил в Центральной Азии. Китайские власти рассматривают присутствие США в регионе как дестабилизирующий фактор. Как долго это продлится и как может отразиться на региональной безопасности, сказать трудно [4].
КНР также преследует в регионе долгосрочные экономические цели. Одной из главных целей экономической политики Китая в регионе является расширение торговли со странами Центральной Азии. Наиболее значительными торговыми связями Китай располагает с Казахстаном и Кыргызстаном. За последние несколько лет китайская сторона внесла ряд предложений по стимулированию экономического сотрудничества со странами региона.
Нельзя не отметить, что в Центральной Азии существует множество рисков и угроз не только безопасности и устойчивому развитию стран региона, но и национальным интересам КНР. Однако, несмотря на наличие сдерживающих факторов, сотрудничество между Китаем и соседними государствами Центральной Азии развивается весьма активно. Можно отметить, что в процессе взаимоотношений с этими соседями Китай достаточно умело отстаивает свои национальные интересы, адаптируясь к новым обстоятельствам и довольно эффективно используя экономические рычаги для укрепления своего присутствия в регионе.
Список литературы
Джусупов Б. Политика Китая в Центральной Азии. – Режим доступа: http://www.easttime.ru/analitic/3/8/262.html
Имангазиев А. Геополитичесий треугольник «Россия-США-Китай» и Центральная Азия // Обозреватель. – 2007. – № 9. – С. 61-68.
Парамонов В. Интересы безопасности Китая в Центральной Азии. – Режим доступа: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1215663420
Сыроежкин К. «Большая игра» в Центрально-Азиатском регионе // Экономические стратегии – Центральная Азия. – Режим доступа: http://www.inesnet.kz/ karkas/158-konstantin-syroezhkin-bolshaja-igra-v.html