Актуальность исследования определяется тем, что в современной психологии накоплен значительный материал, показывающий факторы ,динамику и механизмы становления успешной личности, ее самоактуализации (А.Маслоу, К. Роджерс, Д.А. Леонтьев ) и экологического сознания (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, Дж. Гибсон, Иващенко А.В., Панов В.И ), однако исследований, посвященных изучению связи самоактуализации и экологического сознания современного человека еще не очень много.
В данном исследовании представлены результаты изучения особенностей и тенденций самоактуализации и экологического сознания у современных студентов. На следующем этапе будут изучены связи между этими параметрами.
Объектами исследования в данной работе являются самоактуализация и экологическое сознание современного студента.
«Самоактуализация»-стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем возможностей. [6].Так определяет это понятие автор теории самоактуализации, американский психолог А.Маслоу. Он пишет, что самоактуализация не приобретается извне, что она больше похожа на процессы роста и взросления, и подобно им, является постепенным процессом раскрытия возможностей организма.
Маслоу отмечает, что понятие «самоактуализирующиеся люди» описывает не людей как таковых, а некий идеальный предел, к которому они стремятся и приближаются.
В современной психологии достаточно большое внимание уделяется изучению особенностей самоактуализации студентов в процессе обучения в ВУЗе; их самореализации в будущей профессиональной деятельности; установлению условий и факторов, влияющих на уровень самоактуализации; исследованию гендерных особенностей самоактуализации.; влиянию внутриличностного конфликта на самоактуализацию личности студента; этнопсихологическим особенностям самоактуализации личности студентов; взаимосвязи самоактуализации, ответственности и зрелости личности; исследованию отношения к здоровью и самоактуализации .[2,4,5,8,9,10,11]
Для исследования самоактуализации личности студентов в данной работе использовался модифицированный опросник «САМОАЛ» (А.В.Лазукин в адаптации Н. Ф.Калина). Тестирование проводилось среди студентов 1-го курса филологического факультета ВУЗа. По результатам тестирования и анкетирования производилась обработка и интерпретация результатов.
Методика включает 100 парных утверждений, из которых в процессе опроса необходимо выбрать одно, распределенных по 11 шкалам, а также предполагает вычисление «общего показателя самоактуализации».
В результате исследования были получены следующие данные:
Рисунок Выраженность параметров самоактуализации у современных студентов
Высокие значения-«Ценности»(9,28), «Креативность»(8,66), «Ориентация во времени»(8,56) и «Аутосимпатия»(8,21). Из этого следует, что студенты разделяют нравственные ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых А. Маслоу относит такие, как : истина, добро, красота; они ориентированы на творчество и креативность, максимально стараются использовать свои таланты, свой творческий потенциал ,применять их во многих сферах; они живут настоящим, не откладывая свою жизнь на "потом" , хорошо понимают экзистенциальную ценность жизни "здесь и теперь». Они хорошо осознают позитивную Я — концепцию, служащая источником устойчивой адекватности самооценки.
Средние значения- «Контактность»(8,13), «Автономность»(7,86), «Гибкость в общении»(7,75) , «Потребность в познании»(7,56) и «Спонтанность»(7,45). Отсюда видно, что студенты ориентированы на личностное общение, стремятся взаимодействию с людьми, они охотно идут на контакт и получают удовольствие от общения; они достаточно уверены в себе и осознают свою личностную позицию, мнение окружающих оказывает на них не столь большое влияние. Они настроены на приобретение новых знаний, открыты всему новому; Для них самоактуализация становится образом жизни, а не просто стремлением, они действуют исходя из своих собственных взглядов .
Низкие значения-«Самопонимание»(7,04) и «Взгляд на природу человека»(6,88). Эти результаты по шкале «Самопонимание» свидетельствуют о том, что молодые люди не разобрались в себе ,во многом сомневаются, не знают какой путь им выбрать и как достичь поставленных целей; а низкие значения по шкале «Взгляд на природу человека» показывают, что они не сильно верят в человеческие возможности, способность людей к гармоничным отношениям, построенным на взаимоуважении, честности и искренности.
Из полученных результатов можно сделать вывод, что современным молодым людям следует повышать уверенность в себе, своих возможностях, разобраться в себе и «поверить» в честные, искренние и взаимополезные отношения с другими людьми.
С середины прошлого столетия в работах многих ученых активно развиваются различные направления эколого-психологических исследований, вызванные необходимостью установления характера отношений между человеком и окружающим его миром природы.
Н.Н. Вересов определяет экологическое сознание как часть или сторону индивидуального сознания – т.е. реализуемое и проявляющееся в деятельности единство: знаний о явлениях окружающего мира, их значения для жизни человека и месте самого человека в природе; отношения к природе как общечеловеческой, культурной ценности [1].
На основе анализа разных подходов к исследованию экологического сознания, можно отметить, что разные авторы выделяют в его структуре следующие основные компоненты, отражающие аспекты [1, 3, 7, и др.]:
- когнитивный (совокупность экологических знаний и представлений, экологическое мышление, память);
- перцептивно-аффективный и эмоционально-волевой (экологические перцепция, аффект, воля; отношение человека к природным объектам);
- мотивационно-поведенческий (навыки непосредственного взаимодействия человека с природными объектами, его готовность и стремление к такому взаимодействию);
- ценностно-ориентационный (экологоориентированные ценности, вызывающие соответствующее поведение человека в природе посредством применения имеющихся знаний и представлений).
В данной работе для исследования экологического сознания использовалась методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натурафил».
Опросник включает 4 основных шкалы, соответствующих четырем теоретическим выделенным компонентам интенсивности: перцептивно-аффективному, когнитивному, практическому и поступочно-инфлюативному, а также дополнительную шкалу натуралистической эрудиции.
Рисунок Выраженность параметров экологического сознания
В результате исследования были получены следующие данные.
Высокие значения – по перцептивно-аффективной шкале(ПА-6,63). Перцептивно-аффективная шкала показывает степень изменений в системе эмоционально окрашенных «эталонов» личности эстетического, этического и витального характера. Из этого следует ,что у студентов сильно выражены качества, которые проявляются в виде эстетического и этического освоения объектов природы, повышенной восприимчивости к их чувственно-выразительным элементам, стремлении их получать.
Средние значения - по поступочно-инфлюативной шкале (ПИ-5,83). Это означает ,что студенты изменяют свои поступки в соответствии со своим отношением к природе, а так же могут менять свое окружение опираясь на это отношение. Средние значения по шкале натуралистической эрудиции (НЭ-5,56) показывают средний «набор» знаний об объектах природы у современных студентов. Средние значения – по практической шкале (П-5,43) показывают, что студенты готовы и стремятся к непрагматическому практическому взаимодействию с природными объектами.
Низкие результаты по когнитивной шкале (К-4,8),означают, что познавательная активность, направленная на объекты природы, не велика, и студенты пока только готовы, а не стремятся получать, искать и перерабатывать информацию об этих объектах.
Можно предположить, что молодым людям следует побольше узнать об окружающих их природных объектах, ведь эти знания бесспорно помогут им разобраться в окружающем мире.
Обобщив полученные данные, можно сделать вывод, что современные молодые люди имеют хорошую тенденцию к самоактуализации, однако им следует разобраться в себе, расставить приоритеты и более доверительно относиться к окружающим людям. Им присуще ответственное отношение к природе, они очень эмоционально воспринимают природные объекты, но им следует побольше узнать об окружающих их объектах природы.
Ссылки
Вересов Н.Н. «Мы земляне»: Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошкольное воспитание, 1994. - № 12. – С. 23-33, 1995. - № 1. – С. 19-25.
Денисова Е.А. Гендерные особенности самореализации личности студентов диссертация .канд. психологических наук 19.00.01 Москва 2010
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методические проблемы становления и развития экологической психологии // Психологический журнал, 1996. Т. 17. № 6. С. 4-
Калмыкова Е.М. Этнопсихологические особенности самоактуализации личности студентов диссертация канд. психологических наук 19.00.07 Улан-Удэ 2008
Лопатин Е.А Педагогические аспекты самоактуализации студентов в вузе : диссертация канд. педагогических наук 13.00.01 Рязань 2009
Маслоу А., «Мотивация и личность», 2003,.с.60
Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание: Учеб. пособие. М.: Логос, 2001. – 323 с.
Овчинникова Л.А. Развитие самоактуализации в структуре интегральной индивидуальности студента средствами психологического тренинга.дис. ... канд. психолог. наук 19.00.07 Пятигорск 2007
Панькина Е.В., Взаимосвязь ответственности, самоактуализации и зрелости личности, Проблемы практической психологии ,2009
Самаль Е. В. Самоактуализация личности в процессе обучения в вузе: диссертация канд. психологических наук.: 19.00.01 Ярославль, 2008.
Шмойлова Н.А Ценностное отношение к здоровью и самоактуализация, Омский научный вестник №4(58),2007