ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ У СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ У СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Филимонова И.А. 1
1Российский Университет Дружбы Народов
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С каждым днем современный человек сталкивается все с большим количеством трудностей. Чтобы не терять уже «завоеванные» позиции и двигаться вперед ,ему нужно обладать определенным набором качеств. Он должен максимально использовать заложенные в нем способности, уметь подстраиваться под постоянно меняющиеся условия, находить общий язык со многими людьми ,совершенствовать свои умения и правильно применять знания. Но сегодня мы очень часто видим, что для достижения своих целей люди идут на очень многое, забывая при этом об окружающем их мире ,неразумно используют природные ресурсы для получения прибыли, закрывают глаза на многие нарушения в экологической сфере. Но каждый день нам приходиться сталкиваться с проявлениями экологического кризиса, который при таком недальновидном подходе к экологическому состоянию усугубляется с каждым днем. Поэтому целью нашего исследования было изучение особенностей экологического сознания и самоактуализации современных молодых людей, чтобы понять, какие качества ,свойственные успешным людям у них присутствуют, и каково их отношение к окружающему миру, в непростых условиях которого им предстоит самореализовываться и достигать успехов.

Актуальность исследования определяется тем, что в современной психологии накоплен значительный материал, показывающий факторы ,динамику и механизмы становления успешной личности, ее самоактуализации (А.Маслоу, К. Роджерс, Д.А. Леонтьев ) и экологического сознания (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, Дж. Гибсон, Иващенко А.В., Панов В.И ), однако исследований, посвященных изучению связи самоактуализации и экологического сознания современного человека еще не очень много.

В данном исследовании представлены результаты изучения особенностей и тенденций самоактуализации и экологического сознания у современных студентов. На следующем этапе будут изучены связи между этими параметрами.

Объектами исследования в данной работе являются самоактуализация и экологическое сознание современного студента.

«Самоактуализация»-стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем возможностей. [6].Так определяет это понятие автор теории самоактуализации, американский психолог А.Маслоу. Он пишет, что самоактуализация не приобретается извне, что она больше похожа на процессы роста и взросления, и подобно им, является постепенным процессом раскрытия возможностей организма.

Маслоу отмечает, что понятие «самоактуализирующиеся люди» описывает не людей как таковых, а некий идеальный предел, к которому они стремятся и приближаются.

В современной психологии достаточно большое внимание уделяется изучению особенностей самоактуализации студентов в процессе обучения в ВУЗе; их самореализации в будущей профессиональной деятельности; установлению условий и факторов, влияющих на уровень самоактуализации; исследованию гендерных особенностей самоактуализации.; влиянию внутриличностного конфликта на самоактуализацию личности студента; этнопсихологическим особенностям самоактуализации личности студентов; взаимосвязи самоактуализации, ответственности и зрелости личности; исследованию отношения к здоровью и самоактуализации .[2,4,5,8,9,10,11]

Для исследования самоактуализации личности студентов в данной работе использовался модифицированный опросник «САМОАЛ» (А.В.Лазукин в адаптации Н. Ф.Калина). Тестирование проводилось среди студентов 1-го курса филологического факультета ВУЗа. По результатам тестирования и анкетирования производилась обработка и интерпретация результатов.

Методика включает 100 парных утверждений, из которых в процессе опроса необходимо выбрать одно, распределенных по 11 шкалам, а также предполагает вычисление «общего показателя самоактуализации».

В результате исследования были получены следующие данные:

Рисунок Выраженность параметров самоактуализации у современных студентов

Высокие значенияЦенности»(9,28), «Креативность»(8,66), «Ориентация во времени»(8,56) и «Аутосимпатия»(8,21). Из этого следует, что студенты разделяют нравственные ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых А. Маслоу относит такие, как : истина, добро, красота; они ориентированы на творчество и креативность, максимально стараются использовать свои таланты, свой творческий потенциал ,применять их во многих сферах; они живут настоящим, не откладывая свою жизнь на "потом" , хорошо понимают экзистенциальную ценность жизни "здесь и теперь». Они хорошо осознают позитивную Я — концепцию, служащая источником устойчивой адекватности самооценки.

Средние значения- «Контактность»(8,13), «Автономность»(7,86), «Гибкость в общении»(7,75) , «Потребность в познании»(7,56) и «Спонтанность»(7,45). Отсюда видно, что студенты ориентированы на личностное общение, стремятся взаимодействию с людьми, они охотно идут на контакт и получают удовольствие от общения; они достаточно уверены в себе и осознают свою личностную позицию, мнение окружающих оказывает на них не столь большое влияние. Они настроены на приобретение новых знаний, открыты всему новому; Для них самоактуализация становится образом жизни, а не просто стремлением, они действуют исходя из своих собственных взглядов .

Низкие значения-«Самопонимание»(7,04) и «Взгляд на природу человека»(6,88). Эти результаты по шкале «Самопонимание» свидетельствуют о том, что молодые люди не разобрались в себе ,во многом сомневаются, не знают какой путь им выбрать и как достичь поставленных целей; а низкие значения по шкале «Взгляд на природу человека» показывают, что они не сильно верят в человеческие возможности, способность людей к гармоничным отношениям, построенным на взаимоуважении, честности и искренности.

Из полученных результатов можно сделать вывод, что современным молодым людям следует повышать уверенность в себе, своих возможностях, разобраться в себе и «поверить» в честные, искренние и взаимополезные отношения с другими людьми.

С середины прошлого столетия в работах многих ученых активно развиваются различные направления эколого-психологических исследований, вызванные необходимостью установления характера отношений между человеком и окружающим его миром природы.

Н.Н. Вересов определяет экологическое сознание как часть или сторону индивидуального сознания – т.е. реализуемое и проявляющееся в деятельности единство: знаний о явлениях окружающего мира, их значения для жизни человека и месте самого человека в природе; отношения к природе как общечеловеческой, культурной ценности [1].

На основе анализа разных подходов к исследованию экологического сознания, можно отметить, что разные авторы выделяют в его структуре следующие основные компоненты, отражающие аспекты [1, 3, 7, и др.]:

- когнитивный (совокупность экологических знаний и представлений, экологическое мышление, память);

- перцептивно-аффективный и эмоционально-волевой (экологические перцепция, аффект, воля; отношение человека к природным объектам);

- мотивационно-поведенческий (навыки непосредственного взаимодействия человека с природными объектами, его готовность и стремление к такому взаимодействию);

- ценностно-ориентационный (экологоориентированные ценности, вызывающие соответствующее поведение человека в природе посредством применения имеющихся знаний и представлений).

В данной работе для исследования экологического сознания использовалась методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натурафил».

Опросник включает 4 основных шкалы, соответствующих четырем теоретическим выделенным компонентам интенсивности: перцептивно-аффективному, когнитивному, практическому и поступочно-инфлюативному, а также дополнительную шкалу натуралистической эрудиции.

Рисунок Выраженность параметров экологического сознания

В результате исследования были получены следующие данные.

Высокие значения – по перцептивно-аффективной шкале(ПА-6,63). Перцептивно-аффективная шкала показывает степень изменений в системе эмоционально окрашенных «эталонов» личности эстетического, этического и витального характера. Из этого следует ,что у студентов сильно выражены качества, которые проявляются в виде эстетического и этического освоения объектов природы, повышенной восприимчивости к их чувственно-выразительным элементам, стремлении их получать.

Средние значения - по поступочно-инфлюативной шкале (ПИ-5,83). Это означает ,что студенты изменяют свои поступки в соответствии со своим отношением к природе, а так же могут менять свое окружение опираясь на это отношение. Средние значения по шкале натуралистической эрудиции (НЭ-5,56) показывают средний «набор» знаний об объектах природы у современных студентов. Средние значения – по практической шкале (П-5,43) показывают, что студенты готовы и стремятся к непрагматическому практическому взаимодействию с природными объектами.

Низкие результаты по когнитивной шкале (К-4,8),означают, что познавательная активность, направленная на объекты природы, не велика, и студенты пока только готовы, а не стремятся получать, искать и перерабатывать информацию об этих объектах.

Можно предположить, что молодым людям следует побольше узнать об окружающих их природных объектах, ведь эти знания бесспорно помогут им разобраться в окружающем мире.

Обобщив полученные данные, можно сделать вывод, что современные молодые люди имеют хорошую тенденцию к самоактуализации, однако им следует разобраться в себе, расставить приоритеты и более доверительно относиться к окружающим людям. Им присуще ответственное отношение к природе, они очень эмоционально воспринимают природные объекты, но им следует побольше узнать об окружающих их объектах природы.

Ссылки

  1. Вересов Н.Н. «Мы земляне»: Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошкольное воспитание, 1994. - № 12. – С. 23-33, 1995. - № 1. – С. 19-25.

  2. Денисова Е.А. Гендерные особенности самореализации личности студентов диссертация .канд. психологических наук 19.00.01 Москва 2010

  3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методические проблемы становления и развития экологической психологии // Психологический журнал, 1996. Т. 17. № 6. С. 4-

  4. Калмыкова Е.М. Этнопсихологические особенности самоактуализации личности студентов диссертация канд. психологических наук 19.00.07 Улан-Удэ 2008

  5. Лопатин Е.А Педагогические аспекты самоактуализации студентов в вузе : диссертация канд. педагогических наук 13.00.01 Рязань 2009

  6. Маслоу А., «Мотивация и личность», 2003,.с.60

  7. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание: Учеб. пособие. М.: Логос, 2001. – 323 с.

  8. Овчинникова Л.А. Развитие самоактуализации в структуре интегральной индивидуальности студента средствами психологического тренинга.дис. ... канд. психолог. наук 19.00.07 Пятигорск 2007

  9. Панькина Е.В., Взаимосвязь ответственности, самоактуализации и зрелости личности, Проблемы практической психологии ,2009

  10. Самаль Е. В. Самоактуализация личности в процессе обучения в вузе: диссертация канд. психологических наук.: 19.00.01 Ярославль, 2008.

  11. Шмойлова Н.А Ценностное отношение к здоровью и самоактуализация, Омский научный вестник №4(58),2007

Просмотров работы: 3914