Из теории механизмов и машин для одиночного шарнира I справедливо соотношение (если ось ведущей вилки расположена в плоскости осей валов шарнира):
tg = tgcos1.(1)
В результате преобразований формулы (1) получаем зависимость между угловой скоростью ведомого вала КПП и угловой скоростью ведомого вала карданной передачи:
(2)
Из формулы (2) видно, что угловая скорость карданного вала зависит от угла 1 между ведущим и ведомым валами, а также от угла поворота ведущего вала (ведомого вала КПП). Значение угла поворота изменяется от 0 до 360.
Основным законодательным актом в котором прописаны все основные требования к карданным передачам является ГОСТ Р 52430-2005, который распространяется на карданные передачи с шарнирами неравных угловых скоростей, их узлы и детали.
Рекомендуемые значения углов наклона валов карданной передачи согласно требованиям международного стандарта не более 6…8°.
Используя формулу (2) составили графики изменения угловых скоростей ведомого вала КПП, который является ведущим для карданной передачи и угловых скоростей двух валов карданной передачи. На графиках по оси ординат даны значения угловых скоростей в радианах (1/с), по оси абсцисс даны углы поворота вала от 0º до 180º.
На рисунке 1 представлен результирующий график зависимости угловых скоростей в горизонтальной плоскости.
Рисунок 1 – График зависимостей угловых скоростей от углов поворота валов
На рисунке 2 представлен результирующий график зависимости угловых скоростей в вертикальной плоскости.
Рисунок 2 – График зависимостей угловых скоростей от углов поворота валов
Таблица 1 – Сводная таблица углов наклона валов
карданной передачи автобуса «Волжанин-3290»
Искомый параметр |
Формула |
Результат |
Рекомендуемые значения |
||||
Углы в горизонтальной плоскости |
Углы в вертикальной плоскости |
||||||
Абсолютные углы γ В γ Г |
γn= γn- γ n-1 |
γ1Г |
0,0º |
γ1В |
6,0º |
||
γ2Г |
2,8º |
γ 2В |
2,5º |
||||
γ 3Г |
4,1º |
γ 3В |
3,5º |
||||
γ 4Г |
0,0º |
γ 4В |
6,0º |
||||
Результирующий угол γ |
γ1 |
6,0˚ |
В норме |
||||
γ2 |
3,75˚ |
В норме |
|||||
γ3 |
5,39˚ |
В норме |
|||||
γ4 |
6,0˚ |
В норме |
|||||
Угловая скорость на вторичном валу КПП, ωа |
31,62 об/мин |
В таблице 1 представлены углы наклона валов карданной передачи в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Исследовательская работа позволила расчетным путем показать, что в применяемой карданной передаче невозможно получить такие же значения угловых скоростей как на выходном валу КПП.
Основные неисправности карданной передачи, выявленные на автобусе «Волжанин-3290»: вибрация карданного вала, обрыв карданного вала, износ деталей подвесной опоры, срез болтов крепления фланцев могут образовываться из-за неравномерности вращения крестовин.
Рисунок 3 – Болт крепления подвесной опоры
Рисунок 4 – Соединение карданных валов
С целью обеспечения надежности карданной передачи необходимо проведение исследования вибрационных характеристик карданных валов.
Литература
Осепчугов В.В., Фрумкин А.К. Автомобиль: Анализ конструкций, элементы расчета: Учебник для студентов по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство». – М.: Машиностроение, 1989. – 304 с., ил.
Чернова Г.А., Моисеев Ю.И., Попов А.В., Власова М.В. Оценка работоспособности карданной передачи автобусов «Волжанин» в эксплуатационных условиях// Естественные и технические науки, №5, 2010, - с. 573-574.
Автобусный завод «Волжанин»: [Электронный ресурс]. URL: http://www.volzhanin.ru. (Дата обращения: 13.02.2013).