На сегодняшний день привлечение молодёжи к спортивной деятельности – одна из актуальных проблем школы и государства. Увлечение спортом для современного подростка стоит далеко не на первом плане — спорту нередко отведено место в последних рядах.
Важнейшей задачей школы является повышение мотивации школьников к активным занятиям спортом.
Мотивация как побудительная причина к действию выступает в качестве первого элемента в структуре любой деятельности, в том числе и спортивной. Мотивация спортивной деятельности – это особое состояние личности спортсмена, формирующееся в результате соотнесения им своих потребностей и возможностей с предметом спортивной деятельности, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата.
Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы.
Интересы учащихся к урокам физической культуры разнообразны: стремление укрепить здоровье, сформировать тело, развить физические и психические качества, волю.
Важно формировать у учащегося мотивы, необходимые для рационализации его спортивной деятельности и повышения эффективности педагогических воздействий.
Для того чтобы сформировать мотивационно-потребностную сферу, используется весь арсенал методов организации учебной деятельности.
Для повышения мотивации к занятиям спортом необходимо использовать все средства, доступные учителю физической культуры и тренеру. Одним из наиболее эффективных средств, на наш взгляд, является музыка.
Музыка занимает значимое место в списке ценностей подростка. Она улучшает его настроение, помогает в учебе и позволяет оградить себя от других ненужных и угнетающих звуков. Увлечение музыкой вызывает огромную эмоциональную волну у подростка, а также помогает «убежать» от каких-либо переживаний.
Музыка способна поднять настроение, разбудить или наоборот усыпить. Учёные доказали, что влияние музыки на человека намного больше, чем мы могли бы себе представить, у каждого из нас есть любимые музыкальные композиции для прослушивания в разные периоды жизни, под разное настроение. Восприятие различных стилей музыки у каждого своё: кто-то любит засыпать под классику, а для кого-то необходимо услышать аккорды тяжёлого рока, чтобы проснуться. Тем не менее, наукой установлены определённые закономерности влияния различной музыки на психическое и физическое состояние человека.
Различные стили музыки способны оказывать различное воздействие на физическое здоровье человека, что обусловлено, прежде всего, его психоэмоциональным состоянием. Если музыка гармонирует с этим состоянием, то она оказывает положительное влияние.
Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.
Включение музыкального сопровождения в физкультурно-спортивную деятельность может послужить решением проблемы повышения мотивации учащегося к занятиям спортом.
В ходе педагогического эксперимента музыка была использована как средство повышения мотивации на тренировках юных спортсменов-волейболистов. Во время спортивных тренировок под разные виды упражнений включались разные музыкальные треки, соответствующие ритму движений. Необходимо отметить, что музыка звучала только при проведении разминки. Для беговых упражнений использовали Blue Stahli - Музыка для тренировок (А. Гутников), прыжки выполнялись под музыку JonasК Let's go, выполнение подводящих упражнений сопровождалось звучанием move forward.
Отмечено повышение физической активности, которое легло в основу наиболее эффективного развития физических качеств спортсменов.
Возросла скоростная и силовая выносливость, прыгучесть, координация юных волейболистов, проверенная и подтвержденная проведением специальных тестов.
По методике А.В.Шаболтаса «Мотивы занятий спортом» выявлено значительное повышение мотива эмоционального удовольствия(ЭУ), отражающегостремление к физическим усилиям, радость движения. Мотиву соответствует суждение: «Я получаю радость от спорта, так как могудвигаться, испытывать напряжение. Это меня воодушевляет, поднимает настроение».
Анализ результатов педагогического эксперимента позволяет считать использование музыки на спортивных тренировках эффективным средством повышения мотивации школьников к активным занятиям спортом.
Литература
Беляев А.В. Волейбол. Учебник для выс. уч. завед. физ. Культ. // А.В. Беляев, М.Н. Савин. – М.: Спорт Академия Пресс, 2002. – С. 8 – 16.
Грубер Р. И. Всеобщая история музыки / Р.И. Грубер. — М., 1999. – 484 с.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2004.- С. 471-479.
Каджаспиров Ю.Г. Музыка в спортивном зале / Ю.Г. Каджаспиров // Физическая культура в школе. – 1998. – №2. – С. 72-73.
Каджаспиров Ю.Г. Функциональная музыка в подготовке спортсменов / Ю.Г. Каджаспиров. – М., 1987. – 64 с.
Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. — М., 1992. — 383 с.
Сентябрев Н.Н. Функциональная музыка как способ мобилизации организма спортсмена / Н.Н. Сентябрев, А.Н. Фомин. – Волгоград, 2007. – 135 с.
Цветков В.Н. Музыка как фактор повышения эффективности занятий спортом / В.Н. Цветков, В.И. Шапошникова // Физическая культура: воспитание образование, тренировка. – 2004. – №5. – С. 62 - 65.