ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ УЧИТЕЛЯМ С ЭЛЕМЕНТАМИ АРТ – ТЕРАПИИ «Я – МНОГОГРАННАЯ ЛИЧНОСТЬ» - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ УЧИТЕЛЯМ С ЭЛЕМЕНТАМИ АРТ – ТЕРАПИИ «Я – МНОГОГРАННАЯ ЛИЧНОСТЬ»

Гурьева О.С. 1
1Ханты-Мансийск, Югорский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Личность учителя в обстановке обучения

занимает первое место, а те или иные свойства

его личности будут влиять на воспитание учащихся».

П.Ф.Каптерев

Все люди уникальны! Каждый из нас многогранная личность. В день мы играем множество ролей: родитель, коллега, профессионал, друг и т.д.

Иногда жизненный темп бывает настолько быстр, что эти роли путаются и, например, вместо роли профессионала мы играем роль друга или родителя, но это ни к чему хорошему не приводит. А бывает и так, что мы забываем о своем истинном «Я», увлекшись игрой в жизнь.

Учителям эта проблема известна. Зачастую роль профессионала, переносится и в семейную жизнь, что вредит взаимоотношением с родными и близкими.

Для предотвращения этой проблемы необходим высокий уровень самосознания, эмоциональная уравновешенность, а так же понимание многогранности своей личности, на что и направленная данная программа.

Наиболее подходящая форма работы для повышения самосознания и эмоционального фона – арт - терапия. Так как принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения.

Здесь можно говорить о некотором преимуществе арт-терапии перед другими формами психотерапевтической работы:

  • практически каждый человек (независимо от своего возраста) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;

  • арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;

  • изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;

  • продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;

  • арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;

  • арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;

  • арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально неповторимого способа бытия в мире.

Цель: Разностороннее развитие, самопознание, снижение эмоционального напряжения.

Задачи:

  • снизить эмоциональное напряжение;

  • повысить самооценку;

  • развить коммуникативные навыки;

  • способствовать развитию самосознания;

  • снижение вероятности эмоционального выгорания.

Участники: педагог – психолог (организатор), группа педагогов СОШ (10-15 человек).

Формы реализации: тренинговые занятия с элементами арт – терапии, продолжительность каждого занятия 60 минут.

Ожидаемый результат:

  • улучшение эмоционального фона в педагогическом коллективе;

  • поднятие жизненного тонуса каждого участника тренинга;

  • актуализация самопознания и самореализации во всех сферах жизни.

Занятие № 1

«Я уникален»

Цель: Знакомство участников тренинга с материалом, с ходом работы на предстоящих занятиях, повышение самооценки, поднятие эмоционального тонуса участников.

Ход занятия:

1. «Правила группы»

В ходе первого упражнения в режиме «Мозгового штурма» участниками накидываются правила тренинговых занятий, пять из которых будут приняты группой в дальнейшем обсуждении и будут использоваться при работе.

2. «Я такой»

На столах раскладывается весь материал, с которым можно работать в рамках арт-терапии. А именно листы бумаги, ватманы, гуашь, масса для лепки, пластилин. У педагогов есть возможность ознакомиться, потрогать весь используемый материал. Далее каждому предлагается изобразить, слепить, сконструировать себя (подразумевается душевное состояние, физический образ, животное, предмет с которым человек себя ассоциирует).

После того как все закончат, психолог приглашает всех собраться сесть в круг, для более удобного общения, и просит каждого рассказать о том что у него получилось, рассказ просят начинать со слов «Я такой (ая)».

3.Рефлексия

Занятие № 2

«Мои роли»

Цель: акцентирование внимания педагогов на самосознании.

Ход занятия:

1. «Мои роли»

Каждый из нас проживает за день несколько ролей. После этого занятия кто - то вернется домой и начнет играть роль родителя, кто - то пойдет в гости и войдет в роль друга.

Постарайтесь вспомнить все роли, которые вам приходится играть в жизни, запишите их. Какие из списка перечисленных ролей, вам наиболее приятны? Какие вы «играете» с неохотой? Ограничивают ли вас в чем либо, ваши роли?

2. «Путешествие в детство»

Самая приятная роль для любого человека – роль ребенка. Вспомните то время, когда вы были ещё совсем детьми, беспечно играли со сверстниками во дворе, не было ни какой ответственности и ни каких забот. Закройте, пожалуйста, глаза. Вернитесь в детство. Вспомните свое самое яркое переживание. Открывайте глаза. Теперь нарисуйте «нерабочей» рукой самое яркое детское воспоминание.

Очевидно, что «правша» при рисовании левой рукой как бы раздвигает границы умений, ослабляет сознательный контроль, обращается к чувствам, следовательно, становится более спонтанным. Он может просто рисовать, не думая о совершенстве рисунка. При этом высока вероятность проявления сильных переживаний, детских страхов и/или возникновения ярких творческих образов.

Важно обсудить, почему именно это воспоминание возникло в воображении. Как себя чувствовал человек в процессе работы над образами, как чувствует сейчас? Какую связь имеет вспомнившийся эпизод с «жизненным сценарием» автора, преобладающими стратегиями поведения, как отражается на его жизни в данный момент?

3. Рефлексия

Занятие № 3

«Я – семьянин»

Цель: снятие эмоционального напряжения, повышение уровня самооценки.

Ход занятия:

1.«Куклотерапия»

«Пальчиковые куклы — стилизации» выполняются из бумажных цилиндров (по размеру пальца) или лоскутка ткани треугольной формы в виде косынки, которая укрепляется на пальце с помощью резинового кольца. Процесс изготовления занимает всего несколько минут и может использоваться с целью оперативной диагностики эмоционального состояния, настроения, а также с терапевтическими и психопрофилактическими целями.

Изготовление «пальчиковых кукол» и театрализация позволяют исследовать глубинные проблемы, чувства, переживания личности.

Многоцелевая методика «широкого действия» предназначена для групповой работы.

Тема, которая задается педагогам, звучит так: «Я – семьянин». Сценарий заранее не планируется. Его придумывают участники в процессе спонтанной игры с «пальчиковыми» куклами. Психолог, при необходимости, включается в театрализацию, направляя развитие сюжета на достижение коррекционного и терапевтического эффектов.

Этапы игры:

1. Настрой («разогрев»)

Каждому участнику предлагается занять место за столом, приготовить бумагу, карандаши, краски и другие материалы, необходимые для рисования.

• Возьмите карандаш (фломастер, краску, пастельные мелки или другие изобразительные материалы, по желанию), закройте глаза и попробуйте рисовать на листе бумаги любые линии, геометрические фигуры, знаки. Не ограничивайте движения руки. Можно просто «калякатъ».

• Рассмотрите свой рисунок. Если хочется что-нибудь дорисовать или объяснить словами, сделайте это.

• Возьмите другой лист бумаги, карандаш другого цвета, который в данный момент соответствует настроению, и снова нарисуйте «каракули», только теперь с открытыми глазами. Подойдите с рисунком к любому из участников группы и предложите дополнить его таким образом, чтобы получилось узнаваемое изображение.

Подобные упражнения стимулируют спонтанное самовыражение, помогая лучше настроиться на свой внутренний мир.

2. Активизация коммуникации Участникам группы предлагается сесть в круг, внутри которого, на полу разложить рисунки, чтобы их можно было рассмотреть. Далее желающие рассказывают о спонтанном замысле, сюжете, своих чувствах, настроении.

На данном этапе нередко возникают ситуации, когда необходимо проявить сочувствие и сопереживание другому человеку.

Завершить этот этап желательно взаимными подарками рисунков с добрыми пожеланиями на память.

3. Индивидуальная работа

Каждому из участников психолог раздает роль в театральной семье, это делается для того, что бы каждый почувствовал себя в новом для него образе, причем роль не учитывает пол актера. Далее участники делают свою куклу в соответствии со своей ролью.

4. Заключительный этап, этап вербализации и кукольной театрализации

• Придумайте историю, которую кукла непременно хотела бы рассказать о себе.

•Можно проиграть какую либо семейную ситуацию из жизни, но для этого нужно обсудить с «актерами», какая ситуация берется для импровизации. Психолог должен следить за тем, что бы каждая кукла была задействована в представлении.

2. Рефлексия.

Занятие №4

«Я – профессионал (часть 1)»

Цель: повышение самооценки, поднятие эмоционального тонуса учителей, взаимодействие в конфликтной ситуации.

Ход занятия:

1.Вступительная беседа

Сегодня мы поговорим о той роли, которая близка и понятна всем учителям, роль педагога, роль профессионала. Эта роль ещё одна составляющая вашей многогранной личности. Но так же эта роль является наиболее проблемной, т.к. для того, что бы стать настоящим профессионалам своего дела нужно много работать над собой, много учиться и самосовершенствоваться. На это уходит много сил и времени.

Зачастую именно эту роль мы, как педагоги, играем не только в школе, но и дома, в гостях, а иногда и в общественных местах. Но это не наша вина, а проблема нашей профессии. Какие ещё проблемы профессии учитель вы можете раскрыть? Как можно бороться с этими проблемами?

Одна из важнейших проблема, которую вы назвали – конфликтность. В силу своей профессии учитель постоянно взаимодействует с людьми, и, как нам известно «все мы не идеальны», бывает, случаются конфликты.

Все присутствующие, как хорошие учителя знают, что конфликт нужно уметь предотвратить или уметь красиво из него выйти. С какими конфликтными ситуациями чаще всего вам приходится сталкиваться на работе? К каким стратегиям вы чаще всего прибегаете

(уход, приспособление, компромисс, сотрудничество или же соперничество)?

2. «Метаморфозы рисунка»

2.1. Каждый делает рисунок на листе формата А4, далее передает соседу справа, тот его «портит», передает еще раз соседу справа, которые «портит» уже испорченный рисунок (что-то дорисовывает, закрашивает, зачеркивает). Задача следующего человека, которому был передан рисунок, исправить то, что было испорчено. После этого рисунки возвращаются к их авторам. Идет обсуждение того, что было делать проще (портить или восстанавливать), что чувствует автор рисунка после того, как ему вернули его творчество.

2.2.Участники делятся по парам (если их число нечетное, то ведущий тоже участвует в выполнении задания). Каждый участник рисует маленький рисунок. Далее в парах они обмениваются рисунками. Задача каждого участника пары использовать нарисованное, как элемент нового рисунка. Обмен рисунками можно провести еще 3- 4 раза, пока весь лист не будет заполнен. Далее идет обсуждение того, что происходило.

3. Рефлексия

Занятие № 5

«Я – профессионал (часть 2)»

Цель: повышение самооценки, поднятие эмоционального тонуса учителей.

Ход занятия:

1. Вступительная беседа.

Для того что быть профессионалом своего дела нужно уметь встать на место другого человека, почувствовать себя в его «шкуре». С кем чаще всего взаимодействует учитель? Какие проблемные ситуации чаще всего возникают при взаимодействии с учеником (родителем, администрацией школы)? Какие чувства вы чаще всего испытываете в этих ситуациях?

2. Проблемные ситуации

Учителям предлагается разделиться на 2-3 группы.

2.1. Группам раздаются задания, изобразить без слов определенные эмоции (страх, отчаяние, злость, гнев, радость и т.д.) в рамках школьной тематики.

2.2. Вызываются по одному из участников команд, участники по жребию решают, кто какую роль будет играть в педагогической ситуации. Главная задача учителей встать на место человека описанного в роли и попытаться отстоять свою правоту не прибегая к конфликту, но и не уклоняясь от него:

  • Отличница Маша из 8 класса получила 2-ку за самостоятельную работу, так как не готовилась к ней, а тайком от родителей убежала гулять. В школу пришли разбираться родителя. Как поведет себя учитель под давлением со стороны родителей? Как будет чувствовать себя Маша? Как должны вести себя родители?

  • Марина Петровна, педагог с большим стажем не успела во время сдать отчетную документацию, т.к. была в походе вместе с классом. Подобная ситуация происходит уже не в первый раз, остальные учителя начинают жаловаться на М.П. Но зато, класс у этой учительницы самый дружный в школе и показывает отличные результаты по успеваемости. Завуч вызывал учительницу к себе и пригрозил увольнением в случае повторения такой ситуации. Как поведут себя в этой ситуации дети? Что ответит учительница? Прав ли завуч?

3. Рефлексия

Занятие № 6

«Я – многогранная личность»

Цель: подведение итогов, создание ресурса, позволяющего набираться сил для решения проблем.

Ход занятия:

1.Для борьбы с напряжением в повседневной жизни, каждый участник тренинга делает себе из подручных материалов талисман, который будет ему напоминать, что он не одинок. Что он очень многое значит для этого мира. Что он великий актер в жизни.

Обсуждение проделанной работы.

2. Паутинка.

Все участники встают в круг. Психолог начинает упражнение, от шерстяного клубка наматывает конец нитки на палец и с пожеланиями и приятными словами перекидывает клубок кому - либо из круга, тот в свою очередь проделывает то же самое. И так до тех пор, пока «паутинка» не коснется всех.

3. Рефлексия

Список литературы

  1. Л. Д. Лебедева. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с.

  2. http://psy1828saburovo.ucoz.ru

Просмотров работы: 4032