Одним из основных вопросов исследования уровня притязаний в школе К. Левина является изучение его онтогенеза. [5] Исследования в этом направлении показали, что первичным притязанием является стремление к независимости, самостоятельности в выполнении определенных действий, возникающее уже у детей двух-трех лет. В качестве критерия сформированности подобного притязания использовался процент отказов детей от помощи взрослых. Желание ребенка все сделать самому расценивается как фаза, предшествующая развитию истинных притязаний. Это выступает в качестве основы притязаний, так как ребенок еще не в состоянии оценить достигнутый результат.
Начиная с трех лет, развитие уровня притязаний идет по линии нарастания. В этом процессе, по мнению К. Левина, роль социальных влияний является важнейшей условием формирования притязаний. Сравнение уровня притязаний детей трех с половиной и восьми лет показывает статистически значимое повышение зрелости притязаний, определяемое по характеристике целевого отклонения. Установлено, что к восьмилетнему возрасту складываются основные компоненты уровня притязаний; дети не упрощают способа действий, стремятся к выполнению более трудных действий, после неудачи прилагают дополнительные усилия для достижения успеха и т.п. [5]
Данные о возрастной динамики зрелости, полученные в исследованиях К. Левина, впоследствии были подтверждены. Детальный качественный анализ возрастных особенностей целеобразования проведен в работе А. Мюллер. В исследовании участвовали дети в возрасте от 3,2 до 7,8 лет. Все основные компоненты целеобразования были обнаружены автором уже у детей 5-7 лет. Дети этого возраста тщательно и осторожно осуществляли выбор цели, ориентируясь при этом на предшествующие достижения, испытывали полноценные переживания успеха и неуспеха как гордости или стыда за собственные достижения, стремились к успехам в наиболее трудных задачах. [4]
Особенности уровня притязаний дошкольников выделены в исследованиях Тищенко С. П., Уманец Л. И. [8]
Так,в исследованиях авторов получены данные, согласно которым дети с неадекватно завышенным уровнем притязаний очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков, пытаются решать любые, в том числе сложные, задачи «сразу». Они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративности и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. Если они не могут обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делают это, нарушая правила поведения. На занятиях, например, они могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, кривляться и т.д.
К похвале воспитателя дети с неадекватно завышенным уровнем притязаний относятся как к чему-то само собой разумеющемуся. Ее отсутствие может вызвать у них недоумение, тревогу, обиду, иногда раздражение и слезы. На порицание они реагируют по-разному. Одни дети игнорируют критические замечания в свой адрес, другие отвечают на них повышенной эмоциональностью (криком, слезами, обидой на воспитателя). Некоторых детей одинаково привлекают и похвала и порицание, главное для них - быть в центре внимания взрослого. Дети с неадекватно завышенным уровнем притязаний нечувствительны к неудачам, им свойственны стремление к успеху и высокая самооценка.
Дети с адекватным уровнем притязаний склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одной деятельности на другую, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, общительны и дружелюбны. В ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности (но не самые легкие). Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Этим детям свойственно стремление к успеху.
Дети с заниженным уровнем притязаний нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях. Они очень чувствительны, тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженным уровнем притязаний кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Чем более значима деятельность, тем труднее ему с ней справиться. Так, на открытых занятиях эти дети показывают значительно худшие результаты, чем в обычные дни.
Детям с заниженным уровнем притязаний свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативны, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее.
Исследование Тищенко С. П. и Уманец Л. И. показали, что причины индивидуальных особенностей уровня притязаний в старшем дошкольном возрасте обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий развития. [8]
В.В. Давыдов, уточняя понятие личности, замечал, что индивидуальная деятельность субъекта всегда осуществляется в системе общественных отношений. Тем самым личность понимается как творчески действующий индивид, творчески преобразующий окружающий мир, а через это творчески созидающий самого себя. [1]
Огромные возможности для такого развития объективно заложены в изобразительной деятельности. Процесс собственного творчества способствует формированию адекватного уровня притязаний, поскольку сопряжен с рефлексией, осознанием своих желаний, интересов, возможностей, реальных успехов. Этому способствует наличие конкретного продукта, художественного образа.
Изобразительная деятельность является для дошкольников сложной аналитико-синтетической деятельностью, которая характеризуется усвоением социального опыта и реализацией его в продуктивной деятельности. [3]
Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл зоной ближайшего развития.Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, в гораздо меньшей степени способствует развитию способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков. [6]
Для развития умений и навыков по изобразительной деятельности в дошкольных учреждениях применяются технологии, программы и методические рекомендации таких авторов, как Т.Н. Доронова «Из детства в отрочество»; Т.С. Комарова «Художественная культура»; А.В. Шестакова «Росток»; В.А. Силивон «Когда ребенок рисует; Т.Н. Иванова «Зеленые паутинки»; О.А. Куревина «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста»; Р. Г. Решетникова «Ребенок и декоративно-прикладное искусство обских угров»; Т.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». В проведение занятий включаются серии игр, наглядный материал, индивидуальная работа, походы на экскурсии в картинную галерею.
Целью нашего исследованияявляетсяизучение влиянияизобразительной деятельности на формирование уровня притязаний старших дошкольников.
Для оценки уровня притязаний старших дошкольников в изобразительной деятельности, учитывая возраст, цели исследования была выбранаметодикаУрунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А.[10]
Исследование проводилось с дошкольниками подготовительной группы МБДОУ. Всего в исследовании участвовало 20 дошкольников 6-7 лет.
Анализ полученных в исследовании результатов с учетом влияния успеха и неуспеха на выбор тех или иных заданий (рисование узоров разной степени сложности) дал возможность разделить испытуемых детей на следующие четыре группы:
Дети, выбиравшие после достижения успеха более сложные задания, а после неуспеха – менее сложные.
Как показали наблюдения, дети 1-й группы заметно радовались своим успехам и очень огорчались при неудачах. Они проявляли критическое отношение к своим результатам, внимательно рассматривали узоры, изображенные на выбранной карточке, стараясь лучше понять их строение. Для этих детей характерно наличие умения правильно, в соответствии с образцом, осуществлять задание. Для большинства этих детей, согласно характеристикам воспитателей, свойственен высокий уровень развития интеллекта. В нашем эксперименте эти дети обычно приступали к выбору с самых сложных заданий (3-я, 4-я степени сложности); их характеризует уверенность в себе, своих силах.
Наряду с этим следует отметить, что у испытуемых данной группы существует скрытая боязнь неуспеха. Это выражается в том, что они повышают уровень притязаний осторожно, а понижают его более резко. Дети данной группы имеют высокий, но адекватный их реальным возможностям уровень притязаний. Эту группу составляют 30,0% дошкольников.
2. Дети, обнаружившие тенденцию к выбору несложных заданий независимо от того, достигают они успеха при их выполнении или нет.
Для детей 2-й группы характерно то, что успех не вызывает у них желания проявить свои возможности на более сложных заданиях. Они бояться рисковать, как бы «страхуют» себя, хотя справляются с заданием. Для детей данной группы характерен заниженный уровень притязаний и связанная с этим неуверенность в своих силах. В эту группу вошли 20,0% испытуемых.
3. Дети, часто выбиравшие сложные задания независимо от постигшей их неудачи при выполнении задания.
У детей 3-й группы наряду с адекватным выбором, соответствующим их реальным возможностям, часто наблюдаются случаи выбора сложных заданий. Они так же, как и другие дети, боятся неуспеха. Но, тем не менее, эти дети способны рисковать больше других. Они не просто стремятся к достижению успеха, а хотят, выполняя сложные задания, особым образом проявить себя, как бы выделиться из всех, несмотря на то, что владеют навыками выкладывания мозаики часто посредственно.
Испытуемые этой группы значительно эмоциональнее, чем другие дети, бурно реагируют на неуспех. Среди них часто встречаются дети, у которых достижение успеха и особенно неуспех влияют не столько на выбор заданий, сколько на их выполнение и на общее эмоциональное состояние. У детей данной группы после неуспеха можно было отметить сильное волнение, суетливость, тремор рук; они начинают делать много ошибок, что, в свою очередь, может вызвать новую вспышку волнения. После достижения успеха это состояние обычно пропадает: испытуемые успокаиваются, начинают лучше выполнять задание и без ошибок. Свои неудачи при выполнении менее сложного задания эти дети стремятся компенсировать, пытаясь добиться успеха при выполнении сложного задания. При этом они мобилизуют себя, работают с большим напряжением. Боязнь не оправдать своих ожиданий и вызывает у этих детей описанное выше эмоциональное состояние.
У детей этой группы, по сравнению с другими испытуемыми, уровень притязаний несколько завышен, для них характерна периодически повторяющаяся переоценка своих возможностей. Данную группу составили 40,0% старших дошкольников.
4. Дети, у которых достигаемый успех и неуспех не влияют на выбор заданий и на ход их выполнения.
Выбор заданий детьми 4-й группы носит случайный характер: они повышают или понижают уровень притязаний независимо от того, достигают они успеха в деятельности или нет. Реакции на оценки и замечания экспериментатора часто бывают выражены у них слабо или вовсе отсутствуют. Справляются с заданиями эти испытуемые не всегда.
Факт наличия в подготовительной группе детей, у которых самооценка еще не сформировалась, указывает на незрелость личности ребенка дошкольного возраста. В эту группу вошло 10,0% испытуемых.
Таким образом, обнаруженная в исследовании у детей дошкольного возраста неуверенность в себе при выборе задания связана с особенностями их личности, которая находится еще в процессе становления и формирования. В частности, это зависит от неустойчивой и еще претерпевающей изменения самооценки.
Данные исследования позволяют сделать вывод о том, что чем выше оценки, полученные ребенком от сверстников и педагога, тем выше самооценка и, следовательно, выше уровень притязаний детей дошкольного возраста.
Для того чтобы отследить влияние развития навыков и умений по рисованию на уровень притязаний, параллельно проводилась диагностика детей по изобразительной деятельности.
Известно, что к подготовительной группе ребенок должен иметь следующие знания и умения:
Умение рисовать карандашом, кистью, фломастером.
Умение различать, смешивать краски для получения оттенков.
Передавать в рисунке выразительность образа (форма, линия, композиция, колорит, динамичность).
Декоративное рисование
Называть виды народного декоративно-прикладного искусства и рисовать их элементы.
Различают четыре уровня овладения знаниями и умениями в изобразительном искусстве: высокий, достаточный, средний и низкий. [2]
Высокий уровень
Ребенок в совершенстве владеет знаниями, умениями, навыками, опережает общеобразовательную программу. Выполняет задание самостоятельно, уверенно, не робеет, высказывает свое мнение, аргументирует выполненное задание. Проявляет творчество.
Достаточный уровень
Ребенок правильно, свободно выполняет то или иное задание в рамках общеобразовательной программы.
Средний уровень
Ребенок при выполнении задания затрудняется в их выполнении, многие действия ошибочны. При выполнении сложного задания нуждается в помощи взрослого.
Низкий уровень
Ребенок испытывает значительные затруднения в выполнении задания, требует постоянной помощи взрослого.
Данные диагностики представлены в таблице 1.
Таблица 2
Уровень выраженности изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста
Уровень изобразительных умений |
Выраженность |
|
абс. |
% |
|
Высокий |
2 |
10% |
Достаточный |
14 |
70% |
Средний |
4 |
20% |
Низкий |
0 |
0% |
Данные таблицы свидетельствуют о том, что в обследуемой группе отсутствуют дети с низким уровнем освоения программы. В группе исследуемых дошкольников преобладают дети с достаточным уровнем освоения программы, то есть в пределах нормы, но не стремящиеся к самостоятельности и творчеству.
Анализ количественных данных по шкале Пирса-Харриса свидетельствует о том, что старшие дошкольники с высоким и достаточным уровнем сформированности изобразительных умений демонстрируют тенденцию к завышенному уровню притязаний, причем для одной части дошкольников характерна периодически повторяющаяся переоценка своих возможностей, для другой - адекватная оценка реальных возможностей.
Литература:
1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
2. Доронова Т. Н. Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет.// Дошк. воспитание, 2000, №12.
3. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. М.,1985.
4. Карпинский, К.В.Психология жизненного пути личности: учеб. пособие / К.В. Карпинский. – Гродно, 2002.
5. Левин, К., Дембо, Т., Фестингер, Л., Сирс, Р. Уровень притязаний. / Психология мотиваций и эмоций. Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликмана. М., 2002.
6. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1976.
7. Стеркина P. Б. Уровень притязаний и межличностные отношения детей дошкольного возраста / Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. М., 1973.
8. Тищенко С. П., Уманец Л. И. Динамика уровня притязаний дошкольников в реальных и воображаемых игровых ситуациях // Нов. исслед. в психол. 1980. № 2. С. 43—47.
9. Толмасова А. К. Социально-психологические аспекты формирования самооценки и уровня притязаний личности / Психологические проблемы взаимодействия коллектива и личности. М., 1988. С. 37-52.
10. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: пособие для студ. М., 2000.