СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВО-НАРУШИТЕЛЯМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВО-НАРУШИТЕЛЯМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.

Аверкиева Т.Н. 1
1ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе своего развития современное общество столкнулось с множеством социальных проблем. Особую актуальность приобретает рост правонарушений, совершаемых подростками. Преступность несовершеннолетних в нашей стране вышла далеко за допустимые пределы. По мнению юристов, педагогов, психологов, политологов и других специалистов, социальное и правовое положение несовершеннолетних можно оценить как критическое. Поэтому одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики.

Проблема нашего исследования: каковы педагогические условия эффективности социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними правонарушителями в общеобразовательных учреждениях?

Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования – процесс реабилитации правонарушителей, а его предмет – основные направления деятельности социального педагога с несовершеннолетними правонарушителями в общеобразовательных учреждениях.

Гипотеза нашего исследования основана на том, что социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями в общеобразовательных учреждениях будет эффективной, если:

– социальный педагог владеет знаниями нормативно-правовой базы профилактики и реабилитации несовершеннолетних правонарушителей;

– специалист обладает диагностическими умениями по выявлению личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей;

– социальный педагог обладает навыками разработки индивидуальных реабилитационных программ и технологий.

Для проверки гипотезы был выбран следующий диагностический материал:

1. «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» – А. Н. Орел;

2. Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» – адаптированный Т. Л. Крюковой вариант методики Н. Эдлера и Д. Паркера;

3. «Методика диагностики мотивации избегания неудач», которая анализируется вместе с результатами теста «Методика диагностики мотивации к успеху» – Т. Элерс.

Несовершеннолетний человек, не достигший определенного возраста, с которым закон связывает его полную гражданскую дееспособность, то есть возможность реализовать в полном объеме предусмотренные Конституцией РФ и другими законами страны субъективные права, свободы и юридические обязанности. Возраст несовершеннолетия не является универсальным. Обычно и наиболее часто – это 18 лет.

По общему правилу уголовной ответственности подлежат лица, достигшие 16-летнего возраста. За совершение отдельных преступлений, указанных в законе, ответственность может наступить и с 14 лет.

Изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя представляет повышенный интерес, поскольку происходит выявление и оценка особенностей механизма его противоправного поведения, выявления специфических причин, порождающих это поведение и совершение в этом возрасте правонарушений. Характеристика несовершеннолетних правонарушителей во многом обусловлена особенностями подросткового возраста.

Основополагающий российский правовой документ, регламентирующим организацию работы с несовершеннолетними правонарушителями – Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Этим законом определены основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основы правового регулирования отношений, возникающих в данной сфере деятельности, установлены перечень органов и учреждений, являющихся субъектами профилактики, категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, основания и сроки осуществления данной работы.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Основные задачи деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

  • обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

  • социально-педагогическая реабилитация подростков, находящихся в социально опасном положении;

– выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

На первом этапе нашего исследования нас интересовали три аспекта несовершеннолетних, совершивших правонарушения:

1) выявление возможных реакций несовершеннолетних на различные трудные, огорчающие или стрессовые ситуации;

2) выявление предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении несовершеннолетних;

3) определение установки на защитное поведение подростков.

Результаты эксперимента свидетельствуют о значительных проблемах развития личности большинства подростков:

– наибольшие трудности и отклонения от нормального поведения наблюдаются у 19% несовершеннолетних, относящихся к группе риска: нарушения в эмоционально-волевой сфере, отсутствие социального взаимодействия, неуверенность в себе, снижении готовности подростков брать на себя ответственность, что приводит к значительным отклонениям.

выявление предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении несовершеннолетних дало следующие результаты: 69 % опрошенных имеют невыраженные тенденции к аддиктивному поведению, 31% обучающихся предрасположены к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния. 40% подростков имеют агрессивные тенденции. У 37% обучающихся зафиксирована агрессивная направленность личности во взаимоотношениях с другими людьми. Показатели у 37% испытуемых свидетельствуют о наличии деликвентных тенденций у испытуемого и о низком уровне социального контроля. У остальных 11% несовершеннолетних показатели говорят о высокой готовности к реализации деликвентного поведения.

– и у мальчиков, и у девочек мотивация на успех проявляется более заметно, что свидетельствует о том, что доминирующей мотивацией подростков является мотивация на достижение успеха.

На основе опытно-экспериментальной работы и анализа литературы выделены следующие педагогические условия эффективности в работе с несовершеннолетними правонарушителями:

– знание социальным педагогом нормативно-правовой базы профилактики правонарушений и реабилитации несовершеннолетних, совершивших правонарушения;

– социальный педагог обладает диагностическими умениями по выявлению личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей;

– владение социальным педагогом навыками разработки специальных реабилитационных программ и технологий профилактики правонарушений.

Литература.

  1. Бейсебаев, К. М. Антиобщественное поведение и личность несовершеннолетнего правонарушителя / К. М. Бейсебаев, Н. И. Крюкова, Л. А. Рябис. – М. : ВНИИ МВД , 1999. – 180 с.

  2. Волкова, Н. А. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / Н. А. Волкова, О. В. Величко // Законность. – 2000. – №7. –С. 37–39.

  3. Социальная педагогика / под ред. М. А. Галагузовой. – М. : Владос, 2000. – 416 с.

Просмотров работы: 6687