ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИН, ГОТОВЫХ И НЕГОТОВЫХ К МАТЕРИНСТВУ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИН, ГОТОВЫХ И НЕГОТОВЫХ К МАТЕРИНСТВУ

Салкаева М.С. 1
1ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Психология материнства — одна из наиболее сложных и мало разработанных областей современной науки.

Нами было проведено исследование, цель которого состояла в изучении особенностей личности женщин, психологически готовых и неготовых к материнству.

В ходе данного исследования были решены следующие задачи:

1) раскрыты понятия «материнство» и определены его составляющие;

2) исследована материнская позиция женщин, не имеющих детей;

3) подобран методический инструментарий для измерения психологической готовности к материнству;

4) проведен сравнительный анализ степени готовности к материнству женщин двух возрастных групп, не имеющих детей.

Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологи, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей и задач [2, 5].

В словаре русского языка С.И.Ожегова «материнство» трактуется как «состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка; свойственное матери сознание родственной её связи с детьми». В сексологическом словаре материнство определяется как функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода и включающая биологические (вынашивание, рождение и вскармливание ребёнка) и социальные (воспитание ребёнка) аспекты. Филиппова Г.Г. рассматривает материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребёнка, как часть личностной сферы женщины [2, 10]. Представители феминистского подхода (Е. А. Каплан, Э. Оаклей) объявляют материнство существенной, хотя и необязательной, частью жизни женщины. Большая же часть теорий материнства (психоанализ, биосоциология, теории, опирающиеся на идеи Руссо) рассматривают материнство, прежде всего как долг, работу. Брутман В.И. определяет материнство как одну из социальных женских ролей, на содержание которой детерминирующее влияние оказывают общественные нормы и ценности [2, 12]. «Материнство, - утверждает итальянский психолог А. Минегетти, - в действительности всего лишь исполнение женщиной заученной с детства роли». Хорват Ф. определяет материнство как личностные качества женщины, её биологические и психологические особенности, которые женщина имеет как бы в себе, как какую-то художественную способность, вроде врождённого таланта [1, 18]. Анализируя материнство, авторы определяют его как уникальную ситуацию развития самосознания женщины, которая становится этапом переосмысления с родительских позиций собственного детского опыта, периодом интеграции образа родителя и ребёнка. Таким образом, нет единого, однозначного понятия «материнство». Для целостного видения материнства необходимо обозначить функции, присущие матери. Функции матери достаточно сложны и многообразны. Они состоят в удовлетворении всех физиологических потребностей ребёнка, обеспечении его эмоционального благополучия, в развитии привязанности, базовых структур отношения к миру, общения, основных личностных качеств ребёнка и его деятельности. Филиппова Г. Г. выделяет две взаимосвязанные группы материнских функций: видотипичную и конкретно-культурную. К видотипичным функциям матери относятся следующие. 1. Обеспечение стимульной среды для пре- и постнатального развития когнитивных и эмоциональных процессов. 2. Обеспечение условий (в форме разделения деятельности с ребёнком) для развития видотипичной структуры деятельности. 3. Обеспечение условий для возникновения прижизненно формирующихся видотипичных потребностей: потребности в эмоциональном взаимодействии со взрослым, в получении положительных эмоций от взрослого, включения взрослого в чувственно-практическую деятельность, потребность в оценке взрослым своей активности и её результатов, познавательная потребность и др., а также формирование привязанности. 4. Обеспечение условий для освоения видотипичных средств отражения в форме формирования потребности в общении, как системообразущих для сферы общения. 5. Обеспечение условий для развития мотивационных механизмов.

Конкретно-культурные функции охарактеризовать сложнее. Все указанные выше видотипичные функции мать осуществляет согласно имеющейся в её культуре модели материнства, в которую входит не только операционный состав и технология ухода воспитания, но и модель переживаний матери, её отношения к ребёнку и своим функциям, а также способы эмоционального взаимодействия с ребёнком. К этой группе материнских функций Филиппова относит следующие.

1. Обеспечение матерью предметной среды и условий чувственно-практической, игровой деятельности и общения, которые способствуют образованию культурных особенностей когнитивной сферы и моторики.

2. Обеспечение условий для формирования культурной модели привязанности.

3. Обеспечение условий для формирования культурных особенностей социально-комфортной среды.

4. Организация условий (предметной, игровой среды, общения) для формирования культурных особенностей стиля мотивации достижения.

5. Обеспечение условий для формирования у ребёнка основных культурных моделей: ценностно-смысловых ориентаций, семьи, материнства и детства и др.

С точки зрения исследователя материнства Матвеевой Е.В. основной детерминантой материнского поведения является степень психологической готовности к материнству. Исходная позиция автора состоит в том, что успешность выполнения материнских функций и качество материнской позиции зависит от психологической готовности женщины к материнству. Мещерякова С. Ю. выделяет несколько групп показателей психологической готовности к материнству. 1. В первую группу включены особенности коммуникативного опыта женщин из её раннего детства. 2. К показателям второй группы отнесены переживание женщиной отношения к ещё не родившемуся ребёнку. 3. Третью группу показателей составили установки на стратегию воспитания ребёнка [3, 22]. Милосердова Е. выделяет два основных фактора, позволяющие определить психологическую готовность к материнству: 1. Отношение к беременности. Самый благоприятный вариант, когда беременность желанна, принимается с радостью на уровне осознания. Это несёт за собой спокойное протекание беременности на психологическом и физиологическом уровне. Такая женщина готова к материнству и способна совершенно сознательно перенести ради ребёнка любые трудности и ограничения. 2. Поведение женщины в процессе родов. Зачастую женщина, вместо того чтобы думать только об успешном завершении этого процесса для ребёнка, о его проблемах и состоянии, вместо того чтобы сопереживать малышу, мысленно помогать и поддерживать его, понимая как ему нелегко, женщина полностью переключается на свои ощущения, на свою собственную персону, начинает себя жалеть, обвинять всех и вся, думая о том, чтобы всё поскорее закончилось [4, 147]. Для нас представляло интерес изучение степени психологической готовности и неготовности к материнству женщин двух возрастов, поскольку мы полагаем, что готовность к материнству характеризует «стартовый уровень» содержания материнской сферы, образует фундамент, на котором строится реальное поведение женщин. Диагностика проводилась анонимно, участие принимали 50 студенток: 25 человек со второго курса и 25 человек с пятого курса. Использовали авторские тесты такие, как «Готовы ли вы к рождению ребенка?», «Готовность к материнству», «Готовы ли вы иметь детей?».

Результаты анализов показали, что студентки пятого курса более психологически подготовлены к материнству. У 100 % испытуемых результаты показали, что внутренне созрели для того, чтобы стать родителем. У них есть четкое представление о том, что необходимо ребенку и какие методы воспитания являются наиболее оптимальными. Их спокойствие, оптимистический настрой, заботливое отношение, сочетающиеся с разумным отношением к жизни, непременно сделают ребенка счастливым. Они понимают, что безмерная любовь к ребенку должна сочетаться с необходимыми ограничениями. Они способны встать на место ребенка и посмотреть на мир его глазами. Главная трудность, которая ожидает их, — реализовать теорию на практике или хотя бы максимально приблизить действительное к желаемому.

24 % опрошенных во втором курсе входят в тот предел, где можно сказать, что пока они еще не готовы подойти к рождению ребенка со всей необходимой ответственностью, а остальные 76% - готовы стать родителем. Но нельзя сказать, что данный вердикт является противопоказанием к тому, чтобы на данном жизненном этапе иметь ребенка. Напротив, их непосредственность, эмоциональность позволят им стать для ребенка настоящим другом, ведь именно эти качества будут общими для них. Детские игры — вот та стихия, в которой они будут незаменимы для своего ребенка.

Результаты тестирования показали, что психологически готовы к материнству женщины в возрасте 22-23 лет, а женщины в возрасте 18-19 лет не все психологически готовы к материнству. Дальнейшее наше исследование по данной теме будет направлено на разработку психологической программы по подготовке женщин к материнству.

Литература:

  1. Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству / С. Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. – 2002. – №5. – С. 18-27.

Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие / Г. Г. Филиппова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с. Филиппова Г. Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии / Г. Г. Филиппова //Вопросы психологии. – 2001. – №2. – С.22-37. Скоромная Ю. Е. Психологическая готовность к материнству / Ю. Е. Скоромная // Психология XXI столетия: В 3 т. / Под ред. В. В. Козлова. – Ярославль: МАПН, 2006. – Т. 3. – С. 146—150.
Просмотров работы: 3727