СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Григорьева А.И. 1
1ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
За последнее десятилетие во всем мире отмечается рост насильственных действий, сопряженных с собой жестокостью, вандализмом, глумлением над людьми. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях. Усилилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

Многоплановое исследование проблемы агрессивности в отечественной психологии нашли отражение в работах многих авторов: Г. А. Андреева, Ю. Б. Можгинский, В. В. Знаков, Л. П. Колчина, О. Ю. Михайлова, А .А. Реан, Т .Г. Румянцева и др.

Задача исследования – сравнение агрессивного поведения подростков, проживающих в городской и сельской местности. При решении поставленных задач использовались методы: теоретический анализ литературных источников, тестирование (опросник А. Басса - А. Дарки и опросник Л. Г. Почебута).

Различными исследователями предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным.

Во-первых, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. Так, Л. Бендер говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него, а Ф. Алан описывает ее как внутреннюю силу, дающую человеку возможность противостоять внешним силам.

Во-вторых, под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, т.е. действия, которые вредят другому лицу или объекту. Например, Х. Дельгадо утверждает, что «человеческая агрессия есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу».

А. Басc определяет агрессию как «реакцию», в результате которой другой организм получает болевые стимулы, а Уилсон как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи».

В структуре агрессивного поведения выделяют несколько взаимосвязанных уровней:

— поведенческий (агрессивные жесты, высказывания, мимика, действия);

— аффективный (негативные эмоциональные состояния и чувства, например, гнев, злость, ярость);

— когнитивный (неадекватные представления, предубеждения, расовые и национальные установки, негативные ожидания);

— мотивационный (сознательные цели или бессознательные агрессивные стремления).

А. Басc и А. Дарки выделяют следующие 5 видов агрессии:

1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица (нападение).

2. Раздражение - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

3. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

4. Косвенная агрессия - действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми).

5. Негативизм - оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

В исследовании приняли 19 учеников в возрасте 13 – 15 лет Большебикшихской средней школы Канашского района и 24 ученика в возрасте 13 – 14 лет средней общеобразовательной школы № 27 г. Чебоксары. Для сравнения уровня агрессивности применялись следующие психодиагностические методики:

1. Тест агрессивности (опросник Л. Г. Почебут)

2. Опросник А. Басса – А. Дарки для диагностики состояния агрессии.

Тест агрессивности Л.Г. Почебута выявил в Большебикшихской СОШ высокую степень вербальной агрессии у 1 ученика, физической агрессии – 6, предметной агрессии – 1, эмоциональной агрессии – 3, самоагрессии – 8.

В СОШ №27 г. Чебоксары у 3 учеников высокая степень вербальной агрессии, физической агрессии – 9, предметной агрессии – 2, эмоциональной агрессии – 3, самоагрессии – 6.

Сравнивая результаты ответов учеников «Большебикшихской СОШ» и «СОШ №27» г. Чебоксары, можно отметить, что высокая степень вербальной агрессии 6% и 12,5% соответственно, физической агрессии – 31% и 38%, предметной агрессии - 6% и 8%, эмоциональной агрессии – 17% и 12%, самоагрессии – 42% и 25%. Следовательно, уровень агрессии в Чебоксарах превышает по шкалам вербальная агрессия, физическая агрессия, предметная агрессия и уступает по шкалам эмоциональная агрессии и самоагрессия.

Методика А. Басса – А. Дарки выявил, что уровень физической агрессии в «СОШ Большебикшихская» ниже, чем в «СОШ №27» г. Чебоксары (34% и 41% соответственно). Косвенная агрессия – 12% и 15%, раздражение – 40% и 56%, негативизм – 38% и 20%, обида – 20% и 15%, подозрительность – 59% и 72%, вербальная агрессия – 12% и 18%, чувство вины – 65% и 48%. Следовательно, «СОШ №27» г. Чебоксары превышает по шкалам: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, подозрительность, вербальная агрессия и уступает по шкалам: негативизм, обида и чувство вины.

В ходе проведенного исследования было выявлено, что уровень агрессии в городе по многим шкалам превышает уровень агрессии в деревне. Нельзя сказать, что в сельской местности агрессия среди подростков полностью отсутствует. Уровень эмоциональной агрессии и самоагрессии в сельской местности выше, чем в городской местности. Следовательно, агрессия среди подростков присутствует как в городской, так и в сельской местности.

Просмотров работы: 5404