МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Никандрова О.В. 1
1ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема самоубийств (суицидов) приобретает особое значение в связи с их несомненным ростом в последние годы. За последние 5 лет в России число самоубийств возросло на 60%. Попытки самоубийств 60 или 70 раз в день оканчиваются успешно. Бесспорно, что настоящее число суицидов еще выше, поскольку не всегда сообщается о реальной причине смерти или она скрывается под названием «смерть от несчастного случая». С точки зрения разных исследователей, суицидальное поведение учащается с возрастом, достигая максимума в пубертате. Таким образом, пик суицидального риска падает на 15-19 лет.

Актуальность проблемы вызвана тем, что нормативно-правовое, информационно-аналитическое, научно-методическое обеспечение работы по предупреждению самоубийств и покушений на самоубийство, особенно в среде подростков, не в полной мере отвечает современным требованиям. Поэтому можно сказать, что вопросы предупреждения суицида среди подростков, их профилактики в России остается еще мало разработанными.

По данным регионального бюро ВОЗ, количество самоубийств среди лиц в возрасте 15-24 лет в последние 15 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах суициды стоят на 2-3-м месте. До конца 60-х годов число самоубийств составляли относительно незначительную часть от общего числа суицидов. Считается, что на каждое завершенное самоубийство приходится примерно 100 суицидальных попыток. Число суицидов значительно недооценивается по ряду причин. Семьи неохотно соглашаются с тем, чтобы смерть была названа самоубийством не только из-за социальной стигматизации, которой они опасаются, но и, например, из-за возможной потери страховки. Многие страховые компании при этих обстоятельствах смерти не выплачивают полной суммы страховки. Важным моментом является также тот факт, что власти не всегда приходят к согласию относительно причины смерти.

По данным агентства социальной безопасности (АСБ), в России уровень самоубийств в молодежной среде составляет 53 случая на 100 тыс. населения. В последние годы в России совершается ежегодно около 55 тыс. самоубийств, а убийств около 40 тысяч.

Необходима разработка системы реализации психологических условий профилактики самоубийств среди подростков, базирующейся на комплексном подходе к профилактике суицидов, на научно-обоснованных нормативно-правовых документах, эффективных организационных мероприятиях, научно проработанных методических рекомендациях, оказывающих положительное влияние на организацию работы, ориентированной на снижение вероятности возникновения различного рода чрезвычайных происшествий в молодежной среде, в том числе суицидального поведения среди подростков.

Таким образом, налицо противоречие между объективной необходимостью становления духовной, психологически здоровой личности, стремящейся найти позитивный смысл собственной жизни, понимающей ее ценность, обладающей потребностью в самосохранении, в самореализации, не совершающей деструктивных форм поведения, владеющей способами саморегуляции своих действий и поступков, обеспечения уверенности в себе, способами антисуицидального поведения, коррекционной организации пространства своей жизнедеятельности и недостаточной разработкой данного вопроса в психолого-педагогической теории. Выделенное противоречие свидетельствует об актуальности проблемы исследования, заключающейся в определении психологических условий профилактики суицидального поведения личности.

Особенности проявлений суицидов в детском и подростковом возрасте, своеобразие психологии и уровней социализации детей и подростков, особенности психопатологических состояний, специфика профилактики – все это дает основание некоторым авторам выделять детскую и подростковую суицидологию как самостоятельную область знаний.

Перед нами стоит цель – изучить влияние межличностных отношений в подростковой среде на суицидальное поведение.

Большинство авторов отмечает, что суицидальное поведение у детей до 13 лет – явление относительно редкое, но с 14-15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет. Указанные обстоятельства служат причиной отдельного рассмотрения вопроса о суицидальных тенденциях поведения в подростковом возрасте.

Большой вклад в изучение профилактики суицидального поведения несовершеннолетних внесли А .Г. Абрумова , С. В. Бородин, Е. М. Вроно, М. З. Дукаревич, Л. Я. Жезлова, А. Е. Личко, С. А. Овсянников, В. А. Тихоненко, А. М. Яковлев и другие.

Психологическим проблемам исследования суицидального поведения подростков посвящены труды Л. И. Божович, Л. С. Выготского, Я. И. Гилинского, Т. В. Драгуновой, Е. Н. Ефременковой, Н. Я. Иванова, О. В. Кебрикова, В. В. Ковалева, Э. И. Штенгеля, Я. Г. Смоленского, Г. Е. Сухарева, Д. Б. Эльконина и других.

Суицид может быть связан с обстоятельствами, понижающими самооценку старшеклассника. Например, обида, особенно от близких, которые знают все его недостатки. Особенно болезненно воспринимается обобщения типа «ты всегда…», или «ты вообще…», или «я говорил, что ты ни на что не годишься». В ответ у него нередко возникает агрессия: «чем мне хуже, тем лучше», или он вообще делает вывод: «раз я такой плохой, то незачем мне тогда такому и вообще быть», – и то и другое может привести к суициду.

В настоящее время старшеклассник взрослеет в такой ситуации, когда его сознание постоянно соприкасается с темой смерти. Телепередачи, телесериалы, художественная литература, фильмы ужасов изобилуют показом убийства, мучительных смертей, драк, в ходе которых наносятся смертельные увечья и удары. Постоянные угрозы терроризма, когда старшеклассники чувствуют себя беззащитными перед этой угрозой.

Предупреждение побуждений к самоубийству и повторных суицидальных попыток у подростков группы риска относится к одной из важных задач социальной работы. Специалист по социальной работе должен владеть различными методами борьбы с суицидами подростков. Главным в преодолении кризисного состояния человека является индивидуальная профилактическая беседа с суицидентом.

Общение – основа межличностных отношений, которые являются наиболее приоритетным видом общения у подростков.

Фундаментальная разработка многих проблем психологии межличностного взаимодействия содержится в трудах многих отечественных психологов.

По мнению В.Н. Мясищева, отношения – целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных компонента: отношение человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира.

Термин «межличностные» указывает не только на то, что объектом отношения выступает другой человек, но и на взаимную направленность отношений. Межличностные отношения – это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей.

У каждого подростка в системе отношений своя межличностная роль, которая налагает на него особые права и обязанности. Большинству межличностных ролей не обучают специально. Каждый человек развивает свой собственный тип обращения с партнером, приспосабливаясь к требованиям тех, с кем он вступает в контакт. Индивидуальные особенности проявляются в стиле исполнения роли, а также в том, что делает человек, когда ситуация недостаточно определена и он имеет некоторую свободу выбора.

Таким образом, межличностные отношения можно определить как взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизуются у индивидов, находящихся в длительном контакте.

Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи и взаимовлияние людей. Психология межличностного взаимодействия определяется социальными позициями общающихся, системой их смыслообразования, способностью к социально-психологической рефлексии. Межличностное взаимодействие обусловлено психологическими механизмами социальной перцепции и каузальной атрибуции.

Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).

Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.

Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее:

  • вселять у детей уверенность в свои силы и возможности;

  • внушать им оптимизм и надежду;

  • проявлять сочувствие и понимание;

  • осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.

Формальное отношение части классных руководителей к своей работе выражается в незнании ситуации, в которой находится ребенок, отсутствии контроля за посещаемостью и успеваемостью ребенка. Все это не позволяет вовремя оказать учащемуся необходимую помощь, организовать соответствующую работу.

Администрации школ необходимо направить пристальное внимание и установить контроль за стилем общения учителей с учащимися в целях предотвращения случаев оскорбления, унижения, психологического и физического насилия со стороны педагогов.

Направления работы специалистов (педагога-психолога, психотерапевта) по профилактике депрессии и суицидов

Провести с ребенком работу по снятию негативных эмоций, которые у него копятся, помочь разобраться в чувствах и отношениях подростка с окружающими, обучить социальным навыкам и умениям преодоления стресса, оказать подростку социальную поддержку с помощью включения семьи, школы, друзей и т.д., при необходимости включить подростка в группу социально-психологического тренинга, провести психокоррекционные занятия по повышению самооценки подростка, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.

Социальный педагог должен рассказать учителям и родителям, что такое суицид, как выглядит депрессивный подросток. Ведь классическое представление о том, что это ребенок с грустными глазами, не всегда соответствует действительности. Депрессивным может оказаться как раз тот, кто выпивает, смолит папироску и хамит маме.

Для предотвращения суицидальных попыток при наличии суицидального поведения социальному педагогу необходимо:

  • снять психологическое напряжение в психотравмирующей ситуации;

  • уменьшить психологическую зависимость от причины, повлекшей суицидальное поведение;

  • формировать компенсаторные механизмы поведения;

  • формировать адекватное отношение к жизни и смерти ребенка.

При малейшем подозрении на психическую патологию у ребенка надо обязательно проконсультироваться у психиатра. Без ведома родителей этого делать нельзя, но обсудить ситуацию со специалистом психолог имеет право.

Если есть подозрение, что у ребенка депрессия, нужно всячески стараться объяснить родителям, чем они рискуют, если оставят ребенка без помощи. Чтобы подросток не счел психолога предателем, нужно сказать примерно следующее: «Твое состояние, возможно, связано с тем, что ты в последнее время не можешь самостоятельно справляться со своими проблемами. По поводу этого нам нужно обязательно получить квалифицированную консультацию, а по правилам эту консультацию нельзя получить без ведома родителей. Давай подумаем вместе, как мы родителей в эту ситуацию будем включать». Если же у подростка проблемы с родителями, это вопрос каждого отдельного случая.

Попытки самоубийства в большинстве случаев можно предугадать и предупредить. До совершения самоубийства подросток может попытаться выразить протест в другой форме: уйти из дома, совершить антисоциальные поступки (воровство, хулиганство, напиться). Испробовав варианты и потерпев неудачу, человек решается покончить с собой. Большинство покушавшихся на самоубийство говорили об этом окружающим до совершения попытки. Если вовремя обнаружить признаки надвигающейся катастрофы, то ее можно предотвратить. Иногда предвестники самоубийства трудно распознаваемы. Человек строит планы на будущее, а сам поглощен мыслями о самоубийстве. Это одна из самых тяжелых ситуаций для родных и близких подростка.

Суицидальное поведение может быть обусловлено и психическими расстройствами, сопровождающимися галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает совершить самоубийство или убеждает человека в совершенном якобы им злодеянии. В этих случаях для подростков характерны периоды длительного нарушения поведения: депрессия, тревожность, неуравновешенность, беспокойство, навязчивые мысли.

Список использованной литературы

1. Актуальные проблемы суицидологи / отв. ред. Портнов А. А. – М., 1978 – 239 с.

2. Амбрумова, А. Г. Предупреждение самоубийства / А. Г. Амрумова, С. В. Бородин, А. С. Михлин. – М. : Просвещение, 1980. – 137 с.

3. Аникеева, И. П. Психологический климат в коллективе / И. П. Аникеева. – М., 1999. – 282 с.

4. Вроно, Е. П. Предотвращение самоубийства / Е. П. Вроно – М. : Академический проект, 2001. – 240 с.

5 Григорьевска, М. Ю. Пути самосовершенствования деятельности классного руководителя по предупреждению суицидального поведения старшеклассников / М. Ю. Григорьевская // Образование и саморазвитие – Казань: Казанск. гос. ун-т., 2007. – № 5 – С. 131-135.

РЕГИСТРАЦИОННАЯ ФОРМА

Никандрова Ольга Владимировна

ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева», психолого-педагогический факультет, 4курс

Адрес (Чувашская Республика, Аликовский район, д. Ефремкасы, Советская, 44, 429259)

E-mail

Название доклада: Межличностные отношения в подростковой среде как фактор профилактики суицидального поведения

Название секции (конференции)

Оплата организационного взноса участника электронной конференции (и публикации в журнале, если требуется)

(сумма, номер платежного документа, дата оплаты)

Просмотров работы: 5198