ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Терентьева Е.А. 1
1ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Система ценностных ориентаций является одной из важных особенностей человека, характеристикой зрелой личности, выражающей содержательное отношение к социальной действительности. Эта система во многом определяет мотивацию поведения человека, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности.

Обучение в вузе – это один из первых этапов вхождения в деятельность и оно, безусловно, оказывает влияние на иерархическую структуру ценностных ориентаций, так же как и возрастные особенности респондентов (юность).

Проблема ценностных ориентаций личности занимает одно из важных и центральных мест в философии, социологии, психологии, педагогике. Ее значимость определяется тем, что ценностные ориентации выполняют функции регуляторов человеческого поведения и всех видов человеческой деятельности.

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой подсистему сознания, в которой находят свое отражение ценности, признаваемые человеком как стратегические жизненные цели и общие мировоззренческие ориентиры. Иными словами, система ценностных ориентаций включает, прежде всего, принципы поведения в обществе, а также принципы понимания собственного поведения и поведения других людей.

Определение ценностных ориентаций позволяет выявить индивидуальную и групповую направленность на те или иные общечеловеческие ценности, цели и средства жизнедеятельности, выявить степень их значимости для человека и общую установку на определенный тип поведения.

В исследованиях ценностных ориентаций К. В. Рубчевского, И. П. Селезневой, И. А. Щербаковой и др. убедительно показано, что профессиональная деятельность влияет на иерархическую структуру ценностных ориентаций.

Ценностные ориентации будущего учителя играют исключительно важную роль не только в формировании его собственной личности, но и служит в дальнейшей профессиональной деятельности специфическим ценностным эталоном для его учеников. Все сказанное показывает необходимость исследований особенностей ценностных ориентаций студенческой молодежи, в частности такой ее, достаточно многочисленной группы, как студенты педагогических вузов.Это обусловлено тем, что от деятельности учителя в немалой степени зависит состояние общества и динамика его изменений.

В юношеском возрасте наблюдается существенный рост стремления к собственным психолого-социологическим переживаниям, отношения к другим людям и к себе, влияющий на процесс развития формирования таких вопросов как культурные ценности, религия, мораль, этика, проблемы мировоззренческого характера и смысла жизни. Проблема формирования и развития сознания и самосознания личности, а также проблема самоопределения и выбора жизненного пути в этот период считаются важными и острыми.

Главным в психическом и личностном развитии в юности многие психологи считают осознание своего места в будущем, своей жизненной перспективы, связывая это с тем, что в этом возрасте интенсивно развивается сознание и самосознание личности, формируется ее «Я-концепция», возникают новые стимулы развития, черты характера и основные формы межличностного поведения. Наиболее важным мотивационными линиями при этом становятся самопознание, самовыражение и самоутверждение, так или иначе направленные на самосовершенствование личности, на поиск своего предназначения.

В период поздней юности или начала взрослости большинство молодых людей имеют дело с выбором профессии, карьеры и супруга, они учатся в высших учебных заведениях или работают, намечают жизненные цели и начинают их осуществлять. Этот период, характеризуется многими психологами как период самостоятельной деятельности, в определенной мере независимой от родителей. В это время ценностные ориентации претерпевают наибольшие изменения, что определяется изменившимися условиями жизни молодого человека.

Студенческий возраст в психологии признается сенситивным периодом для развития ценностных и мотивационно смысловых образований личности будущего учителя.

Выбирая профессию, индивид невольно выбирает и наиболее близкие ему способы регуляции поведения, тем самим, он, так или иначе, соотносит этот выбор с наиболее значимыми для него ценностями. Наиболее существенные изменения в системе ценностных ориентаций происходят под воздействие профессиональной деятельности.

Немало научных работ по проблеме формирования личности студентов опубликовано отечественными учеными. В некоторых из них непосредственным образом затрагиваются вопросы, связанные со структурой ценностных ориентаций современных студентов, отмечается, что эти психологические образования представляют собой взаимосвязанную систему ценностей, влияющих друг на друга. В число таких ценностей входят, прежде всего, «признание, уважение», «руководящая работа», «успех» и «широкий круг общения».

Ценностные ориентации будущих педагогов – студентов педагогических вузов – во многом обусловлены их профессиональной направленностью, и, как мы уже отмечали выше, система этих ориентаций, как и система ценностей и личностных смыслов той или иной профессиональной группы, имеет свои особенности.

Система ценностей существенно влияет на развитие самосознания личности в целом. Можно сказать, что личностные ценности являются системообразующим фактором развития самооценки, в том числе и в педагогической сфере. Ценностные ориентации, наряду с убеждениями, установками и принципами, характеризуют направленность личности, в том числе и педагогическую направленность, и, следовательно, оказывают влияние на поведение человека.

Какие ценности мы можем выявить у педагогов? Прежде всего, это – любовь к детям, стремление к общению с ними; желание учить, передавать знания и опыт, воспитывать. Стремление выразить в процессе обучения и воспитания своё отношение к жизни, свои взгляды, вкусы и т.п.; значимость индивидуального характера организаторской деятельности; престиж профессии; и, наконец, стабильность зарплаты в летний отпуск.

Сходные компоненты в структуре личностных ценностей учителя были обнаружены в начале девяностых годов эмпирическими исследованиями. В последние годы ценностные ориентации учителей-профессионалов претерпели существенные изменения. Многие психологи, занимающиеся изучением системы ценностных, ориентаций учителей отмечают, что наибольшие изменения произошли в осознании значимости отношения учителя к ученику и развития его личностных качеств. Иными словами, современный учитель все более осознает значимость не только своей собственной, но и чужой индивидуальности, а также значимость развития и самореализации каждого человека. Несомненно, наиболее важной ценностью для современного учителя становится ценностное отношение к другому человеку, осознание личности ученика важнейшей социальной ценностью. А это означает также осознание и принятие как ценности его права иметь свои собственные ценности, пусть даже отличные от ценностей учителя.

Процесс переоценки ценностей, происходящий в российском обществе, который еще не закончен, оказывает влияние на формирование системы личностных ценностей современной студенческой молодежи. На первый план смысложизненных ценностей этой социальной группы выходят создание хорошей семьи и воспитание детей, возможность самовыражения и творчества, личная свобода и собственно человеческая жизнь.

Вместе с тем, отмечают психологи, современные студенты в гораздо большей степени, чем в восьмидесятые года прошлого века, отдают предпочтение социальному статусу, доходу, а не личностным, духовным качествам. Студенты в своем большинстве сегодня ориентируются на материальные, экономические ценности, а также на семейные ценности и ценности здоровья.

В последнее десятилетия обозначился определенный рост исследований по психологии ценностных ориентации учителей и студентов педагогических вузов. Многие из этих работ представляют собой конкретно-эмпирические исследования ценностно-смысловой сферы будущих учителей. При этом в структуру их ценностных ориентаций традиционно включают идеалы, убеждения, критерии оценки себя и окружающих, ценности, связанные с педагогической деятельностью. Необходимо отметить, что исследователи достаточно часто обращают внимание на тот факт, что ценностные ориентации студентов педагогических вузов слабо связаны с другими структурами их личности, что они характеризуются своей неустойчивостью, изменчивостью, что соответствует возрастным особенностям данной категории молодежи.

До сих пор остаются недостаточно проясненными вопросы, связанные с различиями ценностных ориентаций студентов младших и старших курсов педагогических вузов, а также проблемы влияния на становление ценностно-смысловой сферы студентов-педагогов избранного ими профиля педагогического образования.

Цель нашего исследования состояла в изучении особенностей ценностной сферы студентов. Мы предположили, что существует динамика ценностных ориентаций педагогического вуза.

Исследование проводилось среди студентов ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. В нем приняли участие 30 испытуемых в возрасте от 17 до 22 лет, среди них 15 студентов первокурсников, 15 студентов старших курсов. Для осуществления исследования ценностных ориентаций у студентов были использованы методики.

Обобщая результаты по всем методикам, мы пришли к следующим выводам о динамике ценностных ориентаций студентов педвуза от первого курса к выпускному.

1. Стремление к высокому материальному положению у всех студентов имеет тенденцию к повышению к старшим курсам. Первокурсники, вчерашние школьники, гораздо терпимее относятся к материальной зависимости от родителей. Студенты же старших курсов имеют более высокие потребности, стремятся быть независимыми от родителей, заводят собственную семью.

2. Наиболее значимая ценность для младших курсов – признание и уважение людей, потребность в достижениях. Эта потребность имеет тенденцию к снижению, оставаясь, однако, одной из наиболее значимых в структуре ценностных ориентаций студентов.

4. Стремлением к развитию себя имеет тенденцию к увеличению в процессе обучения и взросления студентов. У большинства студентов значимость этой потребности к 5 курсу возрастает.

5. На протяжении обучения в университете увеличивается стремление студентов к завоеванию авторитета, признания, поддержанию собственного престижа. Эта потребность объясняется процессом изменения социального статуса выпускников по сравнению с первокурсниками (кроме того, многие старшекурсники начинают работать, заводят собственную семью).

6. Интерес к общественной жизни, в свою очередь, имеет тенденцию к снижению. Это объясняется тем, что на первых курсах студенты стремятся найти свое место в коллективе сверстников, занять определенное место в группе, расширить круг своих знакомств. К старшим курсам эта потребность у большинства студентов уже удовлетворена: сложился определенный круг общения, определилось положение студента в референтной группе. Поэтому интерес к общественным мероприятиям к старшим курсам значительно падает.

Результаты проведенного исследования подтверждают гипотезу о наличии изменений в структурах ценностных ориентаций студентов педагогического вуза в период обучения. Эти изменения обнаруживают себя в позитивном отношении студентов старших и младших курсов к таким ценностям как семейное благополучие и сохранение сил и здоровья, материальный достаток.

На старших курсах большую, чем на младших курсах, значимость имеют ценности профессиональной самореализации, альтруистические ценности и ценности принятия других, и меньшую – ценности межличностного общения, индивидуалистические и этические ценности, а также ценности самоутверждения.

С нашей точки зрения, выявленная нами в структуре ценностных ориентаций студентов динамика может быть обусловлена не только возрастными особенностями студентов младших и старших курсов, но и спецификой их учебной деятельности, которая в каждом случае сказывается на характере жизненных задач, решаемых студентами младших и старших курсов (для первых – это, прежде всего проблемы адаптации, для вторых – проблемы, связанные с завершением учебы и выбором дальнейшего жизненного пути.

Просмотров работы: 6978