И осуществляется оно с помощью общения. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) [1].
Межличностное общение в спортивной деятельности занимает важное место. Межличностного общения может влиять на сплоченность команды, на единение в предстартовый момент.
Цель статьи показать важность и значимость общения, изучение влияния различных форм и видов общения на соревновательную успешность спортсменов.
Спорт – это командный вид спорт, даже если это одиночный вид. Для одиночного спортсмена командные отношения заложены с его тренером, психологом и теми, кто непосредственно оказывают влияние на достижение результатов; в командном виде спорта (футбол, хоккей) важным является не только общение с тренером, а еще и умение общаться с членами команды. Таким образом, в спорте межличностное общение занимает важное место. Существуют речевые и неречевые средства общения. С помощью речевых средств, тренер объясняет, отдает распоряжения, дает оценку действий спортсмена и указывает на те стороны, которые необходимо доработать. Среди речевых средств общения можно выделить следующие: произнесение имени партнера с целью: а) привлечь внимание; б) обозначить определенную комбинацию; в) подтвердить свою готовность действовать определенным образом; г) побудить партнера действовать определенным образом;
– краткое название комбинации при планировании действий («крест», «клин», «сдвижка» и т.п.);
– общение о предполагаемых действиях (своих, партнера: «я», «ты», «вместе», «сразу за мной» и т.п.);
– сообщение о местоположении (своем, партнера: «здесь», «выйди», «иди в шестой» и т.п.);
– указания на желаемые действия партнера: «страхуй», «выше» (о передаче мяча), «возьми его» (о совместных защитных действиях) и т.п.;
– оценка действий своих или партнера («я был не прав», «молодец» и т.п.);
– побуждения активизировать действия, изменить тактику и т.д. [2].
В спортивной сфере более адаптированы неречевые средства общения. Они могут быть представлены жестами, мимикой, действиями, взглядами.
Например, жесты разделяют на четыре группы [3].
1) Коммуникативные жесты используются вместо речи. Это могут быть жесты утверждения, отрицания, приветствия, прощания. 2) Описательно – уточнительные являются сопровождением речи (жест направления движения).
3) Жесты – состояния человека (выражают отношение к коллеге, ученику).
4) Жесты – прикосновения (похлопывание по спине).
В условиях жесткой напряженности соревновательного момента в командном виде спорта неречевое общение является связующим элементом между игроками. По той же самой мимике и жестам спортсмен может понять в какую сторону двигаться, что делать: идти на защиту или быть в запасе. Во время тренировочных занятий между тренером и спортсменом складываются специфическое общение.
Содержание общения зависит:
– от стажа совместной спортивной деятельности;
– от знаний друг о друге;
– от совпадения представлений о путях решения стоящих перед ними задач;
– от статуса спортсменов и их роли в команде;
– от физической и технико-тактической подготовленности спортсменов по отношению друг к другу;
– от межличностных отношений.
Так же общение разделяют на внешнее и внутреннее. Внешнее межличностное общение – это непосредственно коммуникативная деятельность членов команды или спортсмена с тренером. Кто, с кем и как общается. Каков тип общения: деловой, эмоциональный. Внешнее межличностное общение дает представление как происходит взаимодействие.
Внутренне межличностное общение представлено субъективным восприятием процесса общения, эмоциональным переживанием от контакта, мотивами и целями общения.
Особенно общение активизируется во время соревнований, когда спортсмен нуждается в тренере. У спортсмена преобладает стремление подтвердить свою готовность, исправить недостатки. В этот момент спортсмен ограничен в общении с родными и близкими, так как одно неверное предложение или предположение, могут испортить весь боевой настрой. Ему нельзя расстраиваться или чрезмерно веселиться, он должен справиться с грузом ответственности, который возложен на его плечи – это ответственность за свою школу, город, страну. Если в распоряжении имеется психолог, то он должен стать для спортсмена самым близким человеком. Рудольф Загайнов отмечает, что для спортсмена у него всегда есть «итоговая фраза», которую спортсмену необходимо услышать, она должна его устроить, примерить с окружающей действительностью. Не все тренера говорят такую фразу.
Основные функции общения в спорте:
– функция социально–психологического отражения (отражение партнерами процесса общения);
– регулятивная функция (в процессе общения осуществляется влияние партнеров друг на друга);
– познавательная функция (в процессе общения знания друг о друге углубляются);
– функция социального контроля (формы поведения и эмоционального реагирования осуществляются в соответствии с нормами группы);
– функция социализации (организация оптимального общения при выполнении совместной деятельности).
Спортивная деятельность имеет все признаки и содержательные характеристики общения между людьми, построенного на двигательном, психомоторном и идеомоторном базисе социальной жизни. Даже в индивидуализированных видах спортивной деятельности, таких как спортивная стрельба, подводное ориентирование, прыжки с парашютом и др., спортсмены вступают в соревновательное общение друг с другом по определенным правилам. В командных же видах спортивной деятельности, например в спортивных играх, психологические закономерности общения, взаимоотношений и психологической атмосферы в командах, взаимопонимания между спортсменами, командой и тренером являются определяющим фактором сплоченности команд, а следовательно, и фактором спортивного успеха.
Литература
Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В. П.–М. : Прайм - Еврознак, 2003. – 672 с.
Ильин Е. П. Психология спорта/ Е. П. Ильин. – М. : ПЕРСЭ-Пресс, 2005.–430 с.
Станкин М. И. Учитель физической культуры: личность, общение / М. И. Станкин.– М., 1993.– 41 с.