РАЗВИТИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗВИТИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.

Чернова А.А. 1
1ЧГПУ им. И. Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Условия, в которых мы живем, часто по праву можно назвать экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Это связано со многими факторами и угрозами, в том числе политическими, информационными, социально-экономическими, экологическими, природными.

Ежедневно мы сталкиваемся со сложностью и многообразием решаемых задач в условиях дефицита времени и избытка информации, из-за чего подвергаемся влиянию отрицательных эмоциональных состояний. Однако подростки больше других возрастных групп людей подвержены стрессам. Источниками подростковых стрессов становятся и физиологические изменения тела, и начавшиеся поиски индивидуальности, зачеты, экзамены и давление родителей, неуверенность в себе и пр. Стресс, являясь психофизиологическим феноменом, неразрывно сопряжен с качеством жизни, поэтому в ряде случаев может приводить к возникновению различных заболеваний и невротических состояний.

Актуальность темы заключается в необходимости психофизиологической защиты от стресса и развития стрессоустойчивости человека в повседневных условиях. Практическое применение физиологических механизмов, определяющих устойчивость к эмоциональному стрессу, то есть включению тех механизмов, с помощью которых сам организм может противостоять развитию стресса и его патологических последствий, а также психологическая подготовка человека к различным стрессовым ситуациям может быть использована преподавателями различных учебных заведений. Так как именно в подростковом возрасте у нас происходят основные изменения в человеке. В данной статье мы бы хотели привести несколько способов, механизмов по развитию стрессоустойчивости.

Стресс – является неотъемлемой частью человеческого существования. Это состояние мы испытываем, когда выступаем перед аудиторией на собрании, когда ощущаем повышенную раздражительность или бессонницу во время значимых событий, либо конфликта в личных отношениях[1].

Понятие "стресс" введено знаменитым канадским физиологом Гансом Селье, который рассматривал стресс как реакцию на изменение обстоятельств. Он исходил из факта, что человек всегда стереотипно реагирует на негативные изменения среды: сначала ощущает трудность, затем втягивается в рабочий режим, а потом чувствует, что не может больше в этом режиме функционировать. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

Ю. Б. Абрамов и М. А. Уколова (1973) считают, что стресс – это приспособительная реакция по отношению к сильным угрожающим жизни раздражителям. В современной литературе термин «стресс» (нагрузка, давление, напряжение) имеет различные трактовки, от благоприятных реакций для организма до экстремальных воздействий, пагубно влияющих на организм.

Подростковый возраст – самый сложный период в жизни человека. Этот возраст исследовали многие видные психологи. Впервые описал психологические особенности подросткового возраста С. Холл, который указал на противоречивость поведения подростка (например, интенсивное общение сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе). Он ввел в психологию представления о подростковом возрасте как кризисном периоде развития. Он исходил из представления о биологической обусловленности процессов развития в подростковом возрасте.

Как указывает В. И. Слободчиков, основания для такого объяснения очевидны. Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка. Он интенсивно растет, увеличивается масса тела, интенсивно растет скелет, развивается сердечно-сосудистая система. Идет половое созревание. В ходе перестройки организма подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляются обеспокоенность внешним видом, низким, высоким ростом[ 2].

Причины стресса в подростковом возрасте.

  1. Он интенсивно растет, увеличивается масса тела, интенсивно растет скелет. Многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляются обеспокоенность внешним видом.

  2. Это время, когда все чувства обострены: если любишь, то со всей страстью; если ненавидишь, то со всей злостью; если дружишь – со всей душой.

  3. Самые сильные стрессы происходят, когда они сталкиваются с ситуацией опасности или насилия.

  4. Не менее значимыми для подростка являются сложные ситуации в школе, приводящие к стрессу. Это изменение характера учебной деятельности.

  5. Тинэйджеры близко к сердцу воспринимают даже малейший конфликт в семье.

  6. Проблемы с друзьями являются самым настоящим несчастьем. Ссоры с друзьями могут стать причиной не только стресса, но и более серьёзных психических расстройств.

  7. Постоянно утомлённое состояние. Вы практически не спите, не едите или же наоборот активно «заедаете своё горе» и целыми днями пребываете в сонном состоянии [3].

Чтобы овладеть навыками управления стрессом, нужно, прежде всего, сформировать собственное конструктивное отношение к стрессу. Большинство людей считают стресс пыткой, которую хотелось бы избегать. И это самое большое препятствие на пути к овладению методами управления стрессом. Избежать стресса невозможно. Основоположник учения о стрессе Ганс Селье говорил, что стресса не бывает только у мертвых. Пока мы живем, к чему-то стремимся, чего-то достигаем – мы будем испытывать стресс. Он – вкус и аромат жизни. Стрессом нужно управлять – призывал этот выдающийся ученый, приводя методы управления стрессом.

Путь к овладению методами управления стрессом начинается с намерения стать таким управленцем. Прожить день, не растеряв сконцентрированную в себе энергию, – вот задача, которая превращает жизнь в увлекательную игру. Обычная реакция человека на дискомфортную ситуацию: «ну когда же это кончится?», «я так больше не могу!», «глаза бы мои тебя не видели!» и т. п.

Позиция же того, кто готов нарабатывать неуязвимость – это движение навстречу, азарт борьбы: «интересно, какую ситуацию мне подкинет сегодняшний день для проверки моих возможностей?» Многие исследования показывают, что человек позитивно реагирует на стресс только в том случае, если он способен отнестись к стрессовым событиям как к вызову, вознаграждающему усилия. Говоря о методах управления стрессом, полезно думать о позитивных моментах, которые можно извлечь из большинства стрессовых ситуаций. Когда человеку удается реализовать эту способность на практике, он преодолевает самое большое препятствие на пути к обретению устойчивости к стрессу. Умение преобразовывать негатив в позитив является своего рода кульминацией методов управления стрессом. Научившись контролировать неприятные ситуации, в которые неожиданно попадаем, мы превращаем их в волнующий и ценный жизненный опыт, автоматически считая, что именно она позволяет нам демонстрировать свои лучшие качества и делает нашу жизнь более результативной и полноценной.

Таким образом, ваш выбор заключается в следующем: позволите ли вы событиям одержать над вами верх или будете сами контролировать их и, соответственно, сумеете принимать стресс как возможность, которую можно эффективно использовать [4].

Можно также использовать экспресс-помощь:

  1. Хороший сон, физическая активность и регулярные медитации сделают свое дело: встречаясь с испытаниями, человек неожиданно для себя может обнаружить развившуюся в себе способность сохранять спокойствие.

  2. Упражнения с дыханием. Дыхание имеет прямое влияние на эмоциональное состояние человека. Попробовать остановить разрушающий поток стрессовых реакций можно попробовать с помощью короткого дыхательного упражнения.

  3. Медитация ходьбы. В результате этого простого упражнения кровь насыщается кислородом, кровяное давление нормализуется, сердце начинает биться медленнее, начинают расслабляться мышцы.

  4. Работа с телом. Держите улыбку в течение двух минут, а затем расслабьтесь так, как будто выполняли тяжелое физическое упражнение: нагнитесь вперед, опустите к полу руки, которые должны быть абсолютно расслабленными, представьте себя мягкой тряпичной куклой

  5. Ментальное расслабление. В этом может помочь упражнение «Наблюдатель», при котором фокус внимания от внутренних переживаний и мыслей переключается к образам внешнего мира.

  6. «Фотография в рамке». В быстром темпе прокрутите у себя в голове эту ситуацию так, как если бы она была фильмом.

  7. Успокаивающее дыхание. Успокоить ум и тело, помочь избавиться от раздражения или расстройства помогает метод успокаивающего дыхания.

У человека существует огромное множество способов предупреждения и снятия стрессорного напряжения. Знаниями приемов психологической самозащиты должен владеть каждый человек. Это не только составная часть общей культуры, но и условие поддержания психологического и соматического здоровья.

Таким образом, проблема о том, что стресс подросткового возраста влияет на психическую и социальную жизнь человека, проявляется в дисгармоничности, противоречивости личностных характеристик, подтвердилась. Предотвратить стресс возможно, если развить стрессоустойчивость. Можем считать исследование завершенным, так как были выполнены задачи исследования, достигнута цель работы и доказана гипотеза исследования [5].

Список литературы

  1. Богословский В. В. Общая психология/ В. В. Богословский, А. А. Степанов, А. Д. Виноградова. – М. : Просвещение, 1981. – 383 с.

  2. Дарвиш О. Б. Возрастная психология [ учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений] / О. Б. Дарвиш. – М .: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. –264 с.

  3. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса / Л. А. Китаев-Смык. – М. : Наука, 1983. – 368 с.

  4. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования /Р. Лазарус. – М. : В кн. Эмоциональный стресс, 1970.– 209 с.

  5. Немов Р. С. Практическая психология.[ учебное пособие для ВУЗов] / Р. С. Немов. – М. : Владос, 1997.–320с.

Регистрационная форма:

Чернова Алина Андреевна

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», психолого-педагогический факультет, 4 курс.

[email protected]

Просмотров работы: 4262