ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ КАК СПОСОБ БОРЬБЫ С ЭКСТРЕМИЗМОМ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ КАК СПОСОБ БОРЬБЫ С ЭКСТРЕМИЗМОМ

Григорьева И.В. 1
1ФГБОУ ВПО «ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И. Я. ЯКОВЛЕВА»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей. Именно поэтому мы бы хотели рассмотреть проблему формирования толерантности в современном обществе.

Актуальность нашей работы мы видим в изучении толерантности и способах ее формирования.

В последние годы в обществе и сфере образования ведется активная работа по культивированию толерантности. Принят соответствующий закон, утверждена и действует Федеральная целевая программа (ФЦП) «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» и ряд других мер в духе Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

Исследованием видов толерантности занимаются З. В. Сикевич, А. В. Зимбули, В. Д. Петрицкий, Г. Л. Бардиер и др. Были изданы научно-публицистические работы (Асмолов А. Г., Бондырева С. К., Собкин В. С., Солдатова Г. У.), ряд статей в периодической печати (Багреева Е. Г., Волков Г. Н., Глебкин В. В.), посвященные проблеме толерантности.

С. К. Бондырева утверждает, что в основании толерантности лежит или отсутствие оснований для негативной реакции, или сдерживание себя индивидом (торможение им своих побуждений). Толерантность при отсутствии оснований для негативной реакции – естественная толерантность, толерантность, несмотря на наличие оснований для нее – проблемная толерантность.

Разновидности проблемной толерантности:

1) Толерантность подчинения (иерархии);

2) Толерантность выгоды;

3) Толерантность умысла;

4) Толерантность воспитанности.

Толерантность подчинения и толерантность выгоды – это проявления толерантности более общего плана – вынужденной толерантности.

Толерантность умысла – индивид до поры до времени терпит неприятное для него поведение того, кого он хочет ввести в заблуждение своей нарочитой терпимостью.

Толерантность воспитанности, близка по природе к толерантности снисходительности – проявление толерантности (в тех или иных ситуациях) становится для индивида одним из способов личностного самоутверждения, и подобный индивид считает «ниже своего достоинства» проявлять интолерантность. Наконец, конструктивная толерантность – это тоже одно из проявлений толерантности выгоды.

Как известно, наиболее острая проблема – толерантность в сфере межэтнических отношений. В разные эпохи она приобретала специфические особенности, в разных регионах принимала разные оттенки. Права на сохранение своего языка, своих культурных ценностей, традиций, имен предъявлялись как фундаментальные требования и защищались этносами на разных уровнях. И всегда задачи мирного сосуществования, а тем более активного взаимодействия этносов были чрезвычайно сложными для практического решения на достойном уровне. Очевидно, что толерантность, понимается сегодня как объективно возникший феномен, как инструмент регулирования межэтнических отношений. В данном случае толерантность понимается как терпимость к инокультуре, иномыслию, иноверию, доверительность.

Н. М. Лебедева под этнической толерантностью понимает «отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее – наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной». Такое понимание базируется на постулате ценностного равенства этнических культур и отсутствии в этом плане преимущества одной культуры перед другой.

Дискриминация на основе культурных или языковых характеристик индивида или группы, основанная на убеждении в превосходстве одних культур над другими (этноцентризм) и мнение, что одна нация превосходит в правах другую (агрессивный национализм) являются крайними проявлениями межнациональной интолерантности.

Согласно, «Декларации принципов толерантности» (ЮНЕСКО, 1995) толерантность означает «уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Признание различий людей по внешнему виду, социальному положению, речи, поведению, ценностям и права жить в мире».

Многозначность понятия «толерантность» делает его довольно абстрактным и общим, малодоступным для строго научного исследования, а также для разработки педагогических методик по формированию толерантного сознания. Поэтому, как принято в таких случаях, целесообразно определить соответствующие показатели, критерии, которые позволяют более четко фиксировать исследуемое явление.

Многие авторы (С. К. Бондырева С. Д. Щеколдина и др.) к числу критериев межкультурной толерантности относят следующие:

Реальное равноправие между представителями различных народов (равный доступ к социальным благам для всех людей независимо от их пола, расы, национальности, религии или принадлежности к какой-либо иной группе);

Взаимное уважение, доброжелательность и терпимое отношение всех членов того или иного общества к иным социальным, культурным и другим группам;

Равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

Гарантированное законом сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;

Реальная возможность следовать традициям для всех культур, представленных в данном обществе;

Свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности представителей других конфессий;

Сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;

Отказ от негативных стереотипов в области межэтнических и межрасовых отношений и в отношениях между полами;

Доброжелательность и терпимое отношение к представителям различных групп и группам в целом;

Позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических отношений между полами.

Е.О. Смирнова пишет: «Без отождествления ее с высшими духовными ценностями, которые запечатлены в памятниках культуры, невозможно добиться от индивида осознания ценности другой культуры».

Чтобы научить детей ценить и понимать культуру своего этноса, уважать культуру других народов, нужно кардинально изменить содержание учебно-воспитательного процесса.

Решение этой трудной задачи лежит в контексте совмещения учебных программ, включающих объем необходимых общих знаний, с глубокими знаниями народной культуры, формированием потребности детей ориентироваться в самой разнообразной информации о культуре других народов.

По утверждению Е. М. Аджиевой, «Ознакомление учащихся с особенностями культуры своего и других народов на уроках и во внеурочной деятельности, в свободном общении, в том числе с детьми разных культур, что позволяет познакомиться с традициями, обычаями, верованиями, с социально-бытовым укладом их жизни, представлениями о мире, способствует формированию у молодого поколения объективного видения мира. Речь идет о воспитании культурных, образовательных граждан страны. Знание богатства межнациональных культур обеспечивает развитие культуры этнокультурных взаимодействий, взаимопонимания, взаимоуважения, гармонизации интересов и устремлений детей».

Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением смысла понятия «толерантность». Оно состоит в том, чтобы обучить детей способам поведения и реагирования, которые не наносят вред другому, чтобы утвердить эти способы поведения в качестве внутренней установки каждого человека отношения между людьми.

В МОУ СОШ № 27 г. Чебоксары изучали проявление толерантности среди групп учащихся 6-8 классов. По результатам наших исследований мы установили, что группа учащихся 8 классов, в которой до проведения диагностики проходили классные часы и тренинговые упражнения по развитию толерантности, показала более высокий уровень терпимости, чем учащиеся 6 и 7 классов.

Таким образом, мы выяснили, что для формирования толерантного отношения в среде подростков необходимо проводить тренинговые упражнения и классные часы, помогающие развить терпимое отношение к окружающим.

Современное образовательное пространство учебного учреждения ценным и значимым признает культурную самобытность каждого, в нем открывается доступ ко всем цивилизациям мира, включая собственную, в нем происходит снятие внешних ограничений доступности к другим образовательным системам. Здесь формируется некая социокультурная и жизненная установка, каждый ощущает комфортность бытия, самодостаточность, стремление к самосовершенствованию. Однако специфика развития общества создает систему препятствий для реализации этих целей (опять-таки с известной степенью условности допустимо называть это «негативным» влиянием).

Исследование влияния этих факторов на процесс развития толерантности показало, что осознание и учет их способствуют повышению его эффективности. Умелое использование этих факторов зависит от знания условий, влияющих на становление толерантной личности, т.е. составных частей или характеристики среды, в которой развивается ребенок. Система всех факторов и условий жизнедеятельности образует среду обитания человека, которая является важным условием мировоспитания личности ребенка, ибо создает актуальный образ в сфере межличностных отношений, в основе которых лежит толерантность.

Общественные условия развития личности, степень ее социальной зрелости и активности, психический настрой, личностные качества, характер и содержание социальных противоречий, экономические и политические, культурные и бытовые условия, составляют среду становления и развития человека как социального объекта. Педагогические и дидактические условия должны обеспечивать успешность обучения и воспитания толерантности. Характер межличностных отношений, основанный на толерантности, должен обусловливать эффективное становление толерантной личности.

Просмотров работы: 3273