ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ.

Кошелькова К.Н. 1
1ФГБОУ ВПО ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И. Я. ЯКОВЛЕВА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Общение играет немаловажную роль в жизни человека. Человек − существо социальное. В настоящее время, когда идёт активная перестройка всех сфер общества, остро ощущается потребность в людях, умеющих создавать психологический климат в коллективе, способных аналитически мыслить, умеющих слушать и говорить с людьми. Многогранность межличностных отношений превращает их в объект комплексного изучения: взаимоотношения между людьми носит избирательный характер, которые определяются потребностями человека. Современные исследования показывают необходимость изучения влияния межличностных отношений на формирование многих важных характеристик психических процессов, состояний и свойств на протяжении всей жизни человека. Одним из этих свойств является темперамент – центральное образование психодинамической организации человека.

Исследования проблемы взаимосвязи межличностных отношений и свойств темперамента в студенческих группах имеет большое значение. Изучение их взаимосвязи способствует повышению качества подготовки специалистов и эффективности системы образования в целом. Здесь можно отметить динамику развития межличностных отношений и свойств темперамента, включающих в себя социометрическую структуру, эмоциональную сплочённость и ценностно-ориентационное единство в их взаимосвязи.

Анализ теоретического материала и реальной психолого-педагогической практики показывает наличие определенных противоречий в современной науке и практике, определяющих актуальность нашего исследования:

• Противоречие между глубокой и продуктивной традицией исследования темперамента в его взаимосвязи с различными особенностями поведения, общения и деятельности в отечественной и зарубежной психологии и недостаточностью изучения темперамента и его проявлений в межличностных отношениях.

• Противоречие между актуализированными требованиями осуществления индивидуального подхода к развитию индивидуальности в процессе образования и недостаточностью теоретических знаний о роли темпераментных характеристик в становлении межличностных отношений личности.

Стремление найти пути разрешения данных противоречий и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане − это проблема научного обоснования взаимосвязи индивидуально-динамических (темпераментных) свойств психики с социально-психологическими особенностями личности (характером межличностных отношений) в студенческой группе. В практическом плане − разработка психологических рекомендаций, по которым осуществляется индивидуальный подход к студентам с различными темпераментными особенностями с целью оптимизации их межличностных отношений со сверстниками.

В психологии существует множество определений темперамента. Например, Б. М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их − с другой» [].

Учение о темпераменте возникло в античном времени. Так мы можем сказать, что античный философ Гиппократ связывал темперамент с органическими основами и физиологическими особенностями организма. Соответственно им были выделены следующие типы темперамента: сангвинический (от лат. sanguis – «кровь»), холерический (от греч. chole – «желчь»), флегматический (от греч. phlegma – «слизь») и меланхолический (от греч. melaina chole – «черная желчь») [].

Со временем физиологические особенности темперамента отодвигаются на задний план и на смену им приходят психические свойства, которые должны быть у человека, в организме которого преобладает кровь, желтая желчь и т. д. Первая такая попытка принадлежит тоже античному врачу Галену (II в. н. э.) [].

В ряде концепций свойства темперамента понимались как наследственные или врожденные и связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Такие типологии получили название конституционных типологий. Среди них наибольшее распространение получила типология, предложенная Э. Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу «Строение тела и характер». Главная его идея заключается в том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности [].

Наиболее серьезная попытка подвести физиологическую базу под темперамент связана с именем И. П. Павлова, а также с именами советских психологов Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына, идеи которых продолжают, разрабатывать их сотрудники и ученики и по сей день. Так были выделены следующие четыре типа: сильный – уравновешенный – подвижный (сангвиник); сильный – уравновешенный – инертный (флегматик); сильный – неуравновешенный (холерик); слабый (меланхолик) [].

Особый интерес, конечно, представляет сама характеристика типов темперамента. Кратко их можно так охарактеризовать.

К Сангвиникам можно отнести человека с повышенной реактивностью, однако активность и реактивность у него уравновешены; с высоким порогом чувствительности; проявляет быстроту ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу; легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям к работе [].

Холерик. Отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Однако реактивность преобладает в данном случае над активностью, поэтому он необуздан, нетерпелив, несдержан, вспыльчив. Он более инертен, чем сангвиник, поэтому здесь проявляется большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт [].

Флегматик. Обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить, опечалить. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой и самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интраверт [].

Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Незначительный повод может вызвать у него слезы. Он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе. Робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Он легко утомляется и мало работоспособен. Замедленный темп всех психических процессов и замкнутый характер делает его интравертом [].

Так как мы рассматриваем не просто понятие темперамента, а связь темперамента с межличностными отношениями, то в связи с этим мы посчитали нужным рассмотреть, что представляет собой понятие «межличностные отношения». Исходя, из этого мы попытались для начала дать определение данного термина.

Межличностные отношения − субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения [].

Далее следует сказать, что включают в себя межличностные отношения. Они включают:

  1. восприятие и понимание людьми друг друга;

  2. межличностную привлекательность (притяжение и симпатия);

  3. взаимодействие и поведение (в частности, ролевое) [];

А также можем рассмотреть компоненты межличностных отношений:

  1. когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение;

  2. эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми;

  3. поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом;

Основное внимание хотелось бы обратить на то, что в настоящее время в психологии широко исследуется явление так называемой совместимости или несовместимости людей. Собранные при этом факты показывают, что названная большая или меньшая совместимость сильнее всего дает себя знать именно в общении людей, прямо определяя, как они проявляют себя как объекты и субъекты общения.

Сейчас для психологической науки очень актуально, используя сравнение, разработать типологию общения личностей, похожих друг на друга по определенным параметрам либо отличающихся друг от друга также по определенным параметрам.

Многие исследователи отмечают важность изучения взаимосвязи, взаимовлияния межличностных отношений на индивидуальные особенности личности. Проблема темперамента является объектом исследований мировой и отечественной психологии, но работ, посвященных взаимосвязям межличностных отношений с темпераментом, недостаточно много.

Исследование проводилось в рамках студенческой группы. И поэтому хотелось бы выделить основные черты студенческой группы:

  1. студенты объединены общей целью: получение знаний в вузе на протяжении пяти лет;

  2. студенческая группа относится к формальной группе, так как они подчинены одной структуре – уставу университета, в котором учатся;

  3. у студентов есть определенные обязанности и права, определенно установленное время, в которое происходит их взаимодействие и общение;

  4. система межличностных отношений в силу своей внутренней психологической обусловленности складывается порою стихийно;

  5. в ходе межличностных отношений осуществляются самоутверждение личности в группе, оценка своих достоинств в сравнении с достоинствами остальных членов группы с целью раскрыть свои возможности, проявить себя, определить свою роль в группе;

  6. студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи;

  7. довольно высокая интенсивность общения;

  8. напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе [];

Экспериментальная работа по влиянию темперамента на межличностные отношения строилась на основе выявления типа темперамента и специфике межличностных отношений в студенческой группе.

По данным исследования выяснилось, что например, испытуемые с холерическим типом темперамента чувствуют себя хорошо среди людей и будут иметь тенденцию их искать, также они не принимают контроля над собой, имеют склонность устанавливать близкие чувственные отношения. Испытуемые, имеющие меланхолический тип характера, как правило, имеют тенденцию общаться с малым количеством людей. Уровень контроля у меланхоликов высокий, что отражает потребность в зависимости и колебания при принятии решений. Они очень осторожны при установлении близких интимных отношений и при выборе лиц, с которыми создают более глубокие эмоциональные отношения. У сангвиников наблюдается сильная потребность быть принятыми остальными членами группы и принадлежать к ним. Так же они стараются брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью. Уровень аффекта у них высокий или пограничный что предполагает, что индивид имеет склонность устанавливать близкие чувственные отношения. У испытуемых флегматического типа характера преобладает высокий уровень включения и контроля, что означает индивид, чувствует себя хорошо среди людей и будет иметь тенденцию их искать, отражает потребность в зависимости и колебания при принятии решений. Уровень аффекта у них низкого или пограничного уровня, а это значит, что индивид очень осторожен при установлении близких интимных отношений, осторожен при выборе лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения.

Высокий уровень благополучия межличностных отношений возможен при условии благоприятного психологического климата в коллективе, который во многом зависит от стиля педагогического руководства и стиля педагогического общения.

Анализ современной психологической литературы свидетельствует об интересе исследователей к проблеме темперамента и межличностных отношений. Это связано с их значимостью в жизни и деятельности общества, в формировании личности. Актуальность проблемы взаимосвязи свойств темперамента и межличностных отношений обосновывается происходящими социально-экономическими процессами в современном обществе, необходимостью развития творческой индивидуальности человека.

Литература

  1. Аронсон, Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон. – М. : Прайм-Еврознак, 2002. − 558 с.

  2. Гиппенрейтер, Ю. Б Введение в общую психологию: курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : АСТ, Астрель, 2008.

  3. Горянина, В. А. Психология общения / А. В. Горянина. − М. : Наука, 2002.

  4. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. – 350 с.

  5. Крысько, В. Г. Социальная психология: учебник для вузов / В. Г. Крысько. − СПб. : Питер, 2006. − 432 с.

  6. Маклаков А. Г Общая психология : учебник для вузов / А. Г. Маклаков. − СПб. : Питер, 2008. − 583 с

  7. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2000.

Регистрационная форма

Фамилия, имя, отчество Кошелькова Кристина Николаевна

научный руководитель Иванова Ираида Павловна

Учреждение, факультет, курс ФГБОУ Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, психолого-педагогический факультет, социальная педагогика и юриспруденция 4 курс

Адрес Российская Федерация, Чувашская республика, 429700 пос. Ибреси ул, Пушкина 63 тел. 8-917-655-17-09

E-mail [email protected]

Название доклада Влияние темперамента на межличностные отношения в студенческой группе

Название секции (конференции) Психологические науки

Просмотров работы: 8816