РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ) - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Павлова Ю.А. 1, Белецкая Е.А. 1
1ГБОУ ВПО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дополнительное образование дошкольников по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования.

Учреждения дополнительного образования детей создают равные «стартовые» возможности каждому ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития [4, с. 3-31].

В современной социокультурной и экономической ситуации в России все более значимым становится формирование активной, мобильной, креативной личности, способной к преобразующей деятельности. Перед системой дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка.

По мнению ученых, дополнительное образование дошкольников является особым, личностно-ориентированным пространством, способствующим развитию творческих способностей личности (А.Г. Асмолов, А.Я. Журкина, Н.А. Каргапольцева, М.Б.Коваль и др.), и дошкольный возраст является сензитивным периодом, опосредующим отношение ребенка к освоению окружающей действительности во всем многообразии свойств и проявлений (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков и др.).[2, с. 3-4]

Дополнительное образование детей дошкольного возраста – это совершенствование и развитие у ребёнка дошкольного возраста физических, интеллектуальных и личностных качеств. Дополнительное образование дошкольников осуществляется в учреждениях дополнительного образования [12].

Учреждения дополнительного образования относятся к особым педагогическим системам. Т.А. Ильина дает следующее определение термину «система» – выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление [8].

Задачами дополнительного дошкольного образования детей являются:

- приобщение детей к человеческим ценностям;

- развитие нравственных качеств, формирование патриотических чувств;

- воспитание доброжелательных отношений, уважения к старшим;

- формирование культурного поведения.

Сегодня учреждения дополнительного образования оказывают различные образовательные услуги. Выбор таких услуг определяется, прежде, требованиями родителей ребенка или дополнительными образовательными программами для детей дошкольного возраста. Дополнительное образование детей дошкольного возраста могут оказывать не только воспитатели, но и специалисты, которые работают по собственным авторским программам, по какому-либо направлению: музыкальному, художественному, эстетическому, нравственному, психологическому и другим [12].

Рассматривая роль дополнительного образования в современных условиях, ученые выделяют разные его приоритетные цели. Мы согласны с компетентным мнением таких видных ученых как Е.Б. Владова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова обосновывают следующие идеи: свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности; возможность свободного самоопределения и самореализации; единство обучения, воспитания и развития; практико-деятельностная основа образовательного процесса [6].

Дополнительное образование дошкольников способствует:

- развитию индивидуальных способностей детей дошкольного возраста;

- развитию эстетического, культурного, художественного, музыкального, спортивного воспитания детей дошкольного возраста;

- оздоровлению детей;

- развитию психологического воспитания;

- оказание коррекционной помощи детям дошкольного возраста [12].

Мы считаем, что дополнительное образование по праву относится к сферам наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребенка. Оно способствует расширению культурного пространства, самореализации личности, стимулирует ее творческое развитие. Дополнительное образование не предлагает ребенку готовые условия.

Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается ребенок, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. Этому способствует творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнения, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроения в ходе и по окончании выполнения деятельности. Указанные факторы в полном объеме реализуются в учреждениях дополнительного образования.

Деятельность учреждений дополнительного образования дошкольников, ставших преемником системы внешкольных учреждений, сочетает в себе, с одной стороны, лучший исторический опыт и традиции внешкольного воспитания, а с другой стороны, является областью инновационной образовательной деятельности, способствующей раскрытию образовательных потребностей детей и творческой самореализации ребенка.

В работе с дошкольниками учреждения дополнительного образования используют те же методы воспитания, что и другие социальные институты, т.е. убеждение, принуждение, поощрение и приучение. Однако сфера их применения не одинакова. Основное место в культурно-творческом развитии детей этого возраста занимает метод убеждения, как словом, так и делом. Это вполне естественно, так как посещение внешкольных учреждений не носит обязательного характера [1, с. 161]. Учитывая психологическую особенность детей к подражанию, социальные педагоги используют такую активную форму убеждения, как беседа. Тем более что для детей характерна любознательность. Удовлетворить эту потребность они могут в беседах со старшими, т.е. с родителями и педагогами. Особое место в этих беседах занимают вопросы нравственного поведения.

Специфика бесед с детьми состоит в том, что они кратки по времени. По форме они должны быть яркими и занимательными. Беседа, как форма убеждения, требует также однородности аудитории и камерности, т.е. небольшого состава участников. При этом наибольший эффект дают индивидуальные беседы авторитетных и близких ребенку людей.

Центральное место в жизни ребенка наряду с учебой занимает игра. Меняется характер игры. Усиливается значение подвижных сюжетно-ролевых игр. Ребенок в этом возрасте уже отличает игру от дела. В связи с этим необходимо включать его в активную деятельность, предоставляя самостоятельность [7, с.61]. Своевременная и систематическая оценка деятельности детей, вовлечение в деятельность, направленную на развитие их способностей, дает положительный результат.

Для всего процесса культурно-творческого развития дошкольников должны быть характерны эмоциональная насыщенность, образность и яркость, красочность и необычность внешнего оформления детских учреждений в сочетании с высоким авторитетом педагогического коллектива.

Дополнительное образование по праву относится к сферам развития личности каждого ребенка. Выступая как средство формирования и развития личности, дополнительное образование способствует расширению культурного пространства самореализации личности, стимулирует ее к творчеству.

Таким образом, развитие разносторонних способностей дошкольников укрепляет положительную самооценку, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых результатов.

Белгородская область сегодня превращается в крупный образовательный регион. В ходе исследования был осуществлен анализ деятельность Домов детского творчества Белгородского района, города Алексеевка и города Губкина Белгородской области.

Центр детского творчества п. Дубовое Белгородского района является многофункциональным учреждением дополнительного образования. Центр детского творчества работает по шести направлениям деятельности: художественно-эстетическое; декоративно- прикладное; культурологическое; туристско-краеведческое; военно-патриотическое; работа детских общественных организаций (Правопреемницей пионерской и комсомольской организации стала районная общественная организация «Радуга»).

В своей деятельности коллектив Центра детского творчества ориентируется на решение следующих задач: организация работы с одаренными детьми; организация ранней допрофессиональной подготовки; целенаправленная работа по созданию программ нового поколения, созданию условий для роста педагогического мастерства; организация туристко-краеведческой работы; включение детей в социально-значимые дела через работу детских общественных организаций и объединений.

В радиусе действия Центра детского творчества 17 школ, 4 Дома культуры, 4 детских сада. Центр детского творчества имеет свои традиции: это ежегодные выставки декоративно-прикладного и художественного творчества, которые проходят в Центре детского творчества, Доме культуры поселка Майский; фестивали и конкурсы хореографического искусства, фестиваль патриотической песни, ежегодный праздник детских общественных организаций и др. На 5 областном фестивале духовой музыки имени В.Старкова духовой оркестр Центра. По итогам областного конкурса детского рисунка «Христос рождается – славите!» работа Манюх Сергея «В Рождественскую ночь» признана одной из 7 лучших работ и направлена в г. Москву на выставку во время Международных Рождественских образовательных чтений в Государственном кремлевском дворце [11].

Таким образом, в деятельности по развитию творческих способностей с дошкольниками коллектив Центра детского творчества ориентируется на решение следующих задач: организация работы с одаренными детьми; включение детей в социально-значимые дела через работу детских общественных организаций и объединений и др.

В основе деятельности муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества «Юный губкинец» города Губкина лежит кружковая работа, культурно-массовая работа, инструктивно-методическая помощь. Остановимся на работе педагога отдела декоративно-прикладного творчества.

Девятнадцать лет Светлана Викторовна Кашина руководит коллективом «Кружевница» и деятельность педагог организует так, чтобы воспитывать у ребят трудолюбие, бережливость, честность, деликатность в словах и делах. В процессе изготовления поделки у ребят формируется уважительное уважение к труду, развиваются элементарные трудовые навыки, ребята приобщаются к творчеству, переживаю радость созидания. У педагога есть большой опыт проведения интегрированных занятий «Волшебные нити колдовства», «Народные промыслы России», посиделок «Добрых дел мастерство», «Рождественские колядки» и др. Традиционно в коллективе проводятся посиделки с родителями и детьми на тему «Папа, мама, я – дружная семья», игры «Мир человеческих отношений». При реализации образовательных программ, направленных на развитие дошкольников, педагоги активно используют методы индивидуального подхода, психолого-педагогическую поддержку, осуществляют личностно-ориентированный подход к детям в соответствии со склонностями и способностями.

Необходимо отметить, что педагоги МОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества «Юный губкинец» города Губкина, интегрируя в пространстве занятий различные виды искусства (танец, рисование, музыка, вокализация, драматизация и др.), обеспечивают благоприятные условия личностного роста каждого ребенка. Практика показывает, что многие дети приходят в группу в состоянии эмоционального возбуждения, гиперактивности, напряжения. Процесс свободного художественного творчества, построенный в атмосфере принятия и доброжелательности, помогает обрести внутреннее спокойствие и гармонию [9, с. 37].

На сегодняшний день МОУ ДОД Дом детского творчества Алексеевского района и города Алексеевка Белгородской области работает по образовательным программ следующих направлений: художественно-эстетическое (прикладное творчество, изобразительное искусство, музыка, хореография); физкультурно-спортивное (волейбол, баскетбол, теннис, шейпинг, аэробика, армрестлинг, бенчпресс, бодибилдинг); туристско-краеведческое (туризм, краеведение, историческое и литературное краеведение, ориентирование, исследовательская деятельность); военно-патриотическое (поисковая деятельность, военизированные игры, волонтерское движение, воинское дело); эколого-биологическое (экология, природоохранная деятельность, охрана памятников культуры и искусства); культурологическое (основы православной культуры, поездки по паломническим местам, работа духовно-просветительского центра); спортивно-техническое (начальное техническое творчество, технические виды спорта, информатика и вычислительная техника).

Целью и конечным результатом деятельности Дома детского творчества является воспитанник, который представляет собой личность с развитым потенциалом: нравственным и познавательным, коммуникативным и физическим, раскрывающимся в творчестве, а также обладающий готовностью к самоопределению и к профессиональной самореализации.

Коллектив Дома детского творчества Алексеевского района и города Алексеевка опирается в своей работе на образовательные технологии, а в частности: это – технологии развивающего обучения, игровые технологии; технологии дифференцированного обучения; технологии создания ситуации успеха, технология проблемного обучения; технология личностно-ориентированного обучения, технология программного обучения и др. Всем знаком тезис основной тезис личностно-ориентированного обучения «Каждый ребенок – индивидуальность» и педагоги помогают каждому из обучающихся реализовать свой потенциал, поэтому дети обучаются в соответствии с уровнем своего развития и согласно индивидуальному плану, что соответствует принципам дифференцированного образования [3, с.48].

Реализация образовательной модели МОУ ДОД Дома детского творчества Алексеевского района и города Алексеевка Белгородской области включает в себя четыре основных образовательно-развивающих модуля, соответствующих определенной ступени обучения.

Ступень I «Мир сказки» (дошкольники). Реализуемые здесь образовательные программы способствуют раннему проявлению и развитию способностей, создают условия для интенсивного развития детей.

На II ступени «Школа познания». Главными моделями взаимодействия с воспитанниками этого возраста является содействие, сотрудничество с элементами сотворчества. Особенностями жизнедеятельности коллективов является реализация принципов преемственности и поддержки, на этой ступени осуществляется процесс всемерного раскрытия и развития творческого потенциала воспитанников.

Ступень III «Школа определения» реализует образовательные программы, направленные на усвоение определенного вида творческой деятельности на базе знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения на ступени «Школа познания».

Ступень IV «Школа мастерства (обучающиеся старших классов) состоит из профессионально-ориентированных, специализированных программ, предполагающих выстраивание траектории дальнейшего личностного, творческого и профессионального самоопределения каждого участника образовательного процесса [10].

Свои творческие достижения воспитанники Дома детского творчества демонстрируют во многих областных массовых мероприятиях: в конкурсе вокальных ансамблей и юных вокалистов «Музыкальный калейдоскоп», конкурс патриотической песни и художественного слова «Я люблю тебя, Россия!», выставках декоративно-прикладного творчества, в конкурсах рисунков, в конкурсе студий и театров моды, в конкурсе хоровых коллективов «А музыка звучит».

Сегодня коллектив Дома детского творчества города Алексеевка идет в ногу со временем, является конкурентоспособным и развивающимся учреждением дополнительного образования в Белгородской области.

Итак, на современном этапе развития общества деятельность учреждений дополнительного образования актуальна, что способствует решению более широких задач: приобщение детей к социальным, культурным, историческим ценностям, традициям, реализации творческого потенциала личности, развитию самостоятельности, умственных способностей, умений учиться [12]. И, обобщая анализ деятельности учреждений дополнительного образования п. Дубовое Белгородского района, г. Алексеевка, г. Губкина необходимо отметить, что созданная развивающая среда в обозначенных учреждениях направлена на развитие свободной, талантливой, способной к творческому развитию, самовыражению, нравственному поведению личности. Учреждения ведут целенаправленную работу по усовершенствованию содержания дополнительного образования, отвечающего запросам детей, родителей, социума.

Литература

1. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: учебник для вузов/ Гуревич П.С. – М., 2004. – С. 16.

2. Дайлидене, В. С. Развитие познавательной активности дошкольников в учреждении дополнительного образования детей: Дис. ... канд. пед. Наук. – Оренбург, 2004 – С. 3-4

3. Зайкина В.Л. Роль педагога дошкольного образования в развитии творческих способностей детей // Дополнительное образование и воспитание – 2011 – №1 – С. 48

4. Официальные документы в образовании. – 2002. – № 4. – С. 3 - 31.

5. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод. пособие: /Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.; под ред. Е. А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004.

6. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М., 2002.

7. Соломенникова, О.А. Радость творчества: ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством / О.А. Соломенникова. – 2-е изд. испр. и доп. – М., 2008. – C.61

8. Соломенникова О. А. Основные и дополнительные программы дошкольных учреждений: Методическое пособие М., 2006.

9. Якунина И.В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения // Дополнительное образование и воспитание – 2011 – №1 – С. 37

10. http://ddt.alexrono.ru/

11. http://www.uobr.ru/

12. http://www.vfmgiu.ru//

Просмотров работы: 11597