ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА В ВТО - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА В ВТО

Давыдова Т.А. 1
1ФГБОУ ВПО "Российский государственный аграрный университет - МСХА имени КюАю Тимирязева"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Агропромышленный комплекс России является одним из самых крупных производственных комплексов экономики страны и он призван удовлетворять потребности населения в продовольствии, а промышленности - в сырье. Работа АПК России основана на деятельности 3 отраслевых сфер: отрасль обеспечения сельского хозяйства техническими средствами, перерабатывающая промышленность и само сельское хозяйство. Сельское хозяйство – один из самых важных институтов в экономическом хозяйстве страны, и наравне с этим один из сложнейших, если учитывать то, что обсуждению проблем и перспектив развития сельского хозяйства уделяется особое внимание.

Степень насыщенности продовольствием государства зависит, прежде всего, от базового потенциала сельскохозяйственного производства и инвестирования в сферу производства продовольствия. В наше время при развитии глобализационных и интеграционных процессов в мировом экономике важнейшим условием эффективности экономической политики является равноправие участия всех отраслей страны в торгово-экономических отношениях с зарубежными партнерами. Огромная роль в решении этой задачи отводится ВТО, которая определяет эффективность торговой политики страны, пользующейся преимуществами этой организации и пытающейся избежать негативных последствий вступления. Членство в этой организации – необходимое условие включения любой страны в мировое хозяйство.

Россия на протяжении многих лет вела переговоры с членами ВТО о вступлении РФ в данную организацию и, наконец, 22 августа 2012 года Россия стала членом Всемирной торговой организации. Присоединение России к ВТО стало причиной активных дискуссий по поводу возможных как положительных, так и отрицательных последствий для отечественной макроэкономики и для отдельного бизнеса.

Одна из актуальных тем для обсуждения - необходимость проведения анализа и оценки мер государственной поддержки АПК в целях снижения возможных рисков в условиях членства в ВТО, принимая во внимание тот факт, что меры прямой государственной поддержки АПК ограничены правилами ВТО. При разработке проекта Государственной программы развития сельского хозяйства до 2020 года многие требования, соответствующие международной организации, были учтены. Для осуществления новых направлений программы, содействующих инновационному развитию и инвестиционной привлекательности АПК, в некоторых субъектах уже утверждены целевые программы.

Одним из правил вступления в ВТО является то, что Россия должна сократить государственную поддержку сельскохозяйственного производства (государственные субсидии сельскому хозяйству по сравнению с 1980-м годом уменьшатся в 22 раза).

Соглашение ВТО по сельскому хозяйству обязывает страны классифицировать внутренние меры поддержки сельского хозяйства в соответствии с одной из четырех категорий, которые на языке ВТО называют "корзинами".

  1. Мероприятия «зеленой» корзины ВТО — это мероприятия государственной поддержки сельского хозяйства, которые не служат причиной неэффективного распределения ресурсов в аграрной сфере. Эти мероприятия не направлены на поддержку цен производителей.

Государственные затраты в пределах «зеленой» корзины могут осуществляться в следующих направлениях:

• научные исследования, подготовка и повышение квалификации кадров, информационно-консультационное обслуживание;

• ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, контроль безопасности продуктов питания;

• содействие сбыту сельхозпродукции, включая сбор, обработку и распространение рыночной информации;

• совершенствование инфраструктуры (строительство путей, электросетей, мелиоративных сооружений), за исключением операционных затрат на ее содержание;

• поддержание стратегических продовольственных запасов, внутренняя продовольственная помощь;

• обеспечение гарантированного дохода сельхозпроизводителям, совершенствование землепользования;

• поддержка доходов производителей, не связанная с видом и объемом производства (например, выплаты на основе статуса землевладельца или производителя);

• содействие структурной перестройке сельскохозяйственного производства (например, выплаты по программам перевода производства из агарного сектора в неаграрный);

• охрана окружающей среды;

• программы регионального развития (например, выплаты по программам региональной помощи в депрессивных регионах).

Сразу встает вопрос: ограничивает ли ВТО финансирование мероприятий «зеленой» корзины?

Ответ: государство имеет право финансировать мероприятия «зеленой» корзины в любом необходимом объеме в зависимости от возможностей своего бюджета.

  1. Мероприятия «голубой» корзины направлены на ограничение перепроизводства (что актуально для развитых стран), и в отношении них также нет ограничений финансирования из бюджета. Эта категория была принята как компромисс для Европейского Союза, чтобы компенсационные выплаты (согласованные в рамках реформ 1992 г. единой сельскохозяйственной политики) могли считаться не противоречащими правилам ВТО и позволили бы ЕС ратифицировать Соглашение по сельскому хозяйству.

  2. «Желтая» корзина. Мероприятия аграрной политики этой корзины считаются стимулирующими производство и, следовательно, искажающими торговлю. "Желтые" субсидии могут быть оспорены, поскольку считается, что они создают помехи национальному производству остальных стран-участниц ВТО, прямо или косвенно обесценивают или уменьшают преимущества, наносят ущерб их интересам. Мероприятия «желтой» корзины ВТО:

•дотации на продукцию животноводства и растениеводства;

•дотации на племенное животноводство;

•дотации на элитное семеноводство;

•дотации на комбикорма;

•компенсация части затрат на минудобрения и средств защиты растений;

•компенсации части затрат на энергоресурсы;

•ценовая поддержка: компенсация разницы между закупочной и рыночной ценой на сельхозпродукцию;

•предоставление производителю товаров и услуг по ценам, ниже рыночных;

•закупка у производителя товаров и услуг по ценам, превышающим рыночные;

•льготное кредитование сельхозпроизводителей за счет бюджета, списание долгов;

•льготы на транспортировку сельхозпродукции;

•затраты лизингового фонда и т.п.

Тот же вопрос: ограничивает ли ВТО финансирование мероприятий «желтой» корзины?

Ответ: в отношении мероприятий «желтой» корзины государство должно взять на себя обязательство по сокращению бюджетного финансирования.

Также существует специальный и дифференцированный режим (или СиД). В тексте Соглашения по сельскому хозяйству говорится, что государственные меры поддержки, прямые или косвенные, способствующие развитию сельского хозяйства или сельской местности, являются неотделимой частью программ развития развивающихся стран. При этом инвестиционные субсидии и дотации на приобретение материально-технических ресурсов, которые обычно предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям развивающихся стран, должны быть освобождены от обязательств по сокращению. Поэтому подобные меры могут использоваться без ограничений сверху теми странами, которые включили меры СиД в перечень своих обязательств.

Таким образом, правила ВТО требуют обязательного сокращения только определенных мер государственной аграрной политики, которые оказывают негативное воздействие на эффективность международной торговли, тогда как в запасе у государств остается довольно широкий спектр прочих мероприятий по поддержке аграрного сектора.

Кроме того, здесь следует учитывать и то обстоятельство, что фактические объемы государственной поддержки сельского хозяйства в современной России (около 0,5 млрд. долл.) - в 10-15 раз меньше той максимальной суммы, которая предлагается нашей стороне на переговорах с ВТО. Здесь "позитивную" роль играет тот факт, что многие отрасли сельского хозяйства в нашей стране при действующих ценах на сельхозпродукцию убыточны, что и дает возможность по правилам ВТО защищать их от недобросовестной конкуренции импортеров при помощи государственных дотаций.

Классификация мер поддержки имеет большое значение, поскольку в зависимости от ее результатов страна формирует объем обязательств, необходимый для выполнения в имплементационный период. Это, прежде всего, относится к мерам "желтой корзины".

Страна-претендент может выбрать один из двух подходов минимизации таких обязательств:

  1. попытаться отнести как можно больше мер в категории, освобожденные от обязательств по сокращению (в "зеленую корзину", "голубую корзину" или СиД);

  2. классифицировать как можно больше мер в категорию СМП ("желтую корзину"), максимально увеличив ее размер, с тем, чтобы финальный сокращенный уровень поддержки был достаточным для поддержки производителей.

Страны СНГ избрали разные подходы для решения этой проблемы. Страны, присоединившиеся к ВТО (Грузия и Кыргызстан) выбрали первую стратегию, тогда как Молдова, которая практически уже завершила переговоры - вторую. Остальные страны, которые находятся в переговорном процессе - Беларусь, Казахстан, Россия - также пытаются как можно больше мер включить в "желтую корзину".

По оценкам Минсельхоза России, наиболее рисковыми аграрными сегментами в связи с вступлением РФ являются производство молока, мяса, птицы, сахара. Им на адаптацию к новым условиям понадобится от 96 до 107 млрд руб. В частности, производители молока недосчитаются 29 млрд руб., сахара – 25 млрд руб., птицы – 22 млрд руб., свинины – 20 млрд руб., говядины – 17 млрд. И хотя заложенная в госбюджет сумма поддержки (136 млрд руб.) превышает эти потери, но большая ее часть (76 млрд руб.) будет использована как компенсация по кредитным ставкам для сельхозпроизводителей.

Вырастут также сроки окупаемости проектов в аграрном секторе: в свиноводстве – с 8 до 12 лет, в производстве говядины – с 11 до 15 лет и т.п.

России, чтобы остаться конкурентоспособной, необходимо наращиваться долю компенсаций аграриям, которая сегодня в конечном продукте составляет всего 7%, в то время как в США – 30%, Канаде – 40%, Японии – 70%, в некоторых европейских государствах – более 80%. В противном случае российская агропродукция будет неконкурентоспособной не только на международном, но и внутреннем рынке.

В 2012 году денежный эквивалент господдержки АПК в РФ оценивается в $5,6 млрд. Россия в ходе переговоров по ВТО обеспечила себе право до 2015 года субсидировать сельское хозяйство напрямую в перерасчете на доллары на 9 млрд ежегодно. Однако к 2018 году - концу переходного периода – объем прямой поддержки, соответствующей правилам ВТО, должен снизиться до $4,4 млрд. В связи с этим Минсельхоз разрабатывает адаптационные меры, которые сводятся к тому, чтобы те формы поддержки сельхозпредприятий, которые применяются сегодня - субсидирование ставок, отдельных видов расходов, приобретение сельхозтехники, минеральных удобрений, - перевести в формы, которые соответствуют правилам ВТО. Например, можно направлять субсидии не потребителю, а производителю сельхозтехники с целью снижения цен на нее и, соответственно, затрат аграриев на ее приобретение.

Анализ точек зрения по данной проблеме позволяет сделать следующий вывод. Мнение большинства российских ученых , поддерживаемое официальными властями России , сводится к тому, что вступление в ВТО на стандартных условиях этой организации будет иметь негативные последствия для сельского хозяйства страны, однако власти намерены направить все усилия, чтобы сельское хозяйство продолжало развиваться.

Просмотров работы: 4935