Исследователями выявлены закономерности формирования мотивов и интересов студентов в области физической культуры и спорта; определены мотивационные приоритеты студенческой молодежи в этой сфере, изучены особенности ценностных ориентаций студентов, занимающихся в различных учебных отделениях вуза [3]; разработаны рекомендации для преподавателей физического воспитания по вопросам организации и методики проведения физкультурно-массовой работы в высшем учебном заведении и т.д. Среди таких факторов значимое место занимают организационо-методические условия построения процесса физического воспитания в вузе. Однако, на наш взгляд, проблема влияния вышеназванного фактора на отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом в настоящее время изучена недостаточно, что обуславливает актуальность нашего исследования.
Цель исследования -оценить особенности воздействия организационно-методических условий построения процесса физического воспитания в вузе на формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой.
Методы исследования:анализ научно-методической литературы, анализ документальных материалов, педагогическое наблюдение, анкетирование, методы математической статистики.
Исследования проводились на базах вузов г.Томск и г.Юрга: Национально-исследовательский Томский Политехнический Университет (ТПУ) и Юргинский Технологический институт Томского Политехнического Университета (ЮТИ ТПУ). Отличия касаются продолжительности изучения дисциплины "Физическое воспитание" по курсам, подходов к реализации базового и элективного компонентов программы, организации и содержания теоретической и методической подготовки. Но сходства в том, что как и в ТПУ, так и в ЮТИ ТПУ учебной программой предусмотрено включение физического воспитания в учебный план на всех курсах, за исключением выпускных семестров. В вузах используется различный подход к реализации базового и элективного компонентов программы: в ЮТИ ТПУ базовый компонент реализуется на учебных занятиях, элективный - в виде факультативных занятий во внеучебное время. Таким образом, содержание учебных занятий в ЮТИ ТПУ достаточно жестко регламентировано и возможность заниматься избранным видом спорта у студентов имеется только во внеучебное время. В ТПУ оба компонента реализуются на учебных занятиях, причем, для их реализации отведено одинаковое количество учебного времени: в каждом семестре 2 модуля, один из которых включает содержание базового компонента программы, другой – элективного[2]. В элективном модуле студентам предоставляется возможность выбирать вид спорта или физкультурно-оздоровительную систему из тех, которые предлагаются кафедрой физического воспитания (бадминтон, баскетбол, волейбол, настольный теннис, легкая атлетика, плавание, фехтование, шейпинг, атлетическая гимнастика, таэквон-до, спортивное ориентирование).
Организация и содержание теоретического и методического разделов программ также имеет свои отличительные особенности в каждом из вузов. В ЮТИ ТПУ теоретический материал излагается студентам в виде кратких сообщений преподавателя на практических занятиях по физическому воспитанию; в ТПУ предусмотрено чтение лекций. Но время работы уделяется одинаковое: 2 часа в семестре и проведение 2 часов занятий по методической подготовке.
Но в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы со студентами во внеучебное время наблюдаются сходства. В ТПУ и ЮТИ ТПУ студенты имеют возможность посещать занятия в абонементных группах и им предоставляются льготные условия оплаты занятий. Только в ТПУ физкультурно-оздоровительные занятия проводятся ежедневно на платной основе, а посещение секционных занятий для студентов бесплатно. В ЮТИ ТПУ физкультурно-оздоровительные занятия (шейпинг, аэробика) проводятся 2 раза в неделю на платной основе.
Для определения отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом, оценки ими эффективности существующей в вузе системы физического воспитания нами был проведен анкетный опрос, в котором приняли участие 70 студентов вышеназванных вузов. Для проведения исследований использовались анкеты смешанного типа, студенты могли выбирать один или несколько вариантов ответов.
Анализ результатов анкетирования студентов свидетельствует о том, что: физическое воспитание одной из основных дисциплин учебного плана считают 57,5% студентов ТПУ; 37,2% студентов ЮТИ ТПУ. Не согласны с тем, что физическое воспитание является одной из дисциплин учебного плана 26 % студентов ТПУ; 30,5 % студентов ЮТИ ТПУ. Остальные указали, что затрудняются с ответом на этот вопрос.
Чтобы определить какие же факторы вызывают недовольства у студентов, мы составили определенные вопросы (Таблица 1).
Таблица 1
Факторы, вызывающие недовольство студентов учебными занятиями по физическому воспитанию
Фактор |
Студенты ЮТИ ТПУ, (%) |
Студенты ТПУ, (%) |
Отсутствие возможности заниматься избранным видом спорта |
51,6 |
38,3 |
Качество материально-технического обеспечения процесса физического воспитания |
33,3 |
26,6 |
Чрезмерная физическая нагрузка |
13,3 |
10 |
Недостаточная физическая нагрузка |
11,6 |
3,3 |
Качество проведения занятия преподавателем |
14,9 |
6,6 |
На нашу просьбу указать, как часто они пропускают занятия по физическому воспитанию без уважительных причин,55 % студентов ТПУ, 42,2 % студентов ЮТИ ТПУ ответили, что почти никогда этого не делают; 38,3 % студентов ТПУ, 31,6 % студентов ЮТИ ТПУ - что пропускают занятия 3-4 раза за семестр; часто пропускают занятия 16,6 % студентов ТПУ, 20 .% ЮТИ ТПУ. Таким образом, судя по результатам анкетного опроса, наиболее высокая посещаемость учебных занятий по физическому воспитанию наблюдается в ТПУ.
В таблице 2 приведены предпочтения студентов в выборе различных форм занятий физическими упражнениями.
Таблица 2
Формы занятий физическими упражнениями, которым отдают предпочтение студенты разных вузов
Форма занятий |
Студенты ЮТИ ТПУ(%) |
Студенты ТПУ(%) |
Учебные занятия |
12,2 |
16,9 |
Занятия во внеучебное время на базе вуза |
26 |
31,4 |
Занятия в фитнес-клубах |
39,1 |
39,4 |
Самостоятельные занятия |
40,5 |
38 |
Исходя из таблицы, наблюдается, что большинство студентов ЮТИ ТПУ и ТПУ отдают предпочтение как самостоятельным занятиям физическими упражнениями, так и занятиям в фитнес-клубах. Самые низкие результаты наблюдаются у студентов в учебное время. Этот факт говорит о том, что необходимо, с одной стороны, усовершенствовать методику проведения учебных занятий, а также качество организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы во внеучебное время, с другой -уделять больше внимание проблеме формирования у студентов знаний о методике самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Проведенные нами исследования дают снования для следующих выводов:
- жесткая регламентация содержания занятий по физическому воспитанию, не учитывающая интересов и потребностей студентов, их индивидуальных особенностей снижает мотивацию к занятиям физическими упражнениями;
- высокий уровень требований, предъявляемый к студентам на зачете, с одной стороны, стимулирует их к занятиям физическими упражнениями на протяжении обучения в вузе, а с другой может способствовать формированию негативной мотивации и привести к отказу от занятий физической культурой и спортом в любых формах сразу по окончании изучения студентом дисциплины "Физическое воспитание";
- рационально организованный процесс теоретической и методической подготовки является фактором, побуждающим студентов к занятиям физическими упражнениями и дает возможность обучить их методике планирования физической нагрузки и контролю ее эффективности в системе самостоятельных занятий, что особенно важно студентам, для которых эта форма занятий является наиболее предпочтительной;
- в системе физического воспитания студентов необходимо больше внимания уделять проблемам профессионально-прикладной физической подготовке и формированию у студентов знаний о ее роли и значении, как для подготовки к будущей профессиональной деятельности, повышении профессиональной работоспособности, так и для профилактики профессиональных заболеваний.
В заключении, хотелось бы подчеркнуть, что сравнительный анализ организации и содержания систем физического воспитания в различных вузах, выявление их преимуществ и недостатков, изучение особенностей их влияния на мотивацию к занятиям и показатели физического состояния студентов позволит разработать модель процесса физического воспитания студентов.
Список используемой литературы:
1.Безверхняя Г. Факторы, влиящие на выбор физкультурной деятельности // Спортивный весникПриднiпров'я. - 2009. - №2-3. - С. 56-59.
2.Корпоративный портал Томский Политехнический Университет. Кафедра физического воспитания. [Электронный ресурс]. Электрон.дан. – Режим доступа: http://portal.tpu.ru/departments/kafedra/fv
3. Москаленко Н., Сичова Т. Мотивационные приоритеты студентов до занятий физической культуры и спортом // Спортивный вестник. - 2010. - №2. - С. 10-13.
4. Физическая культура студента: учебник / под.ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2009. - 448 с.