ЭТНОКУЛЬТУРА КИТАЯ В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ: ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЭТНОКУЛЬТУРА КИТАЯ В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ: ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ

Первухина А.С. 1, Ерёмкина Т.А. 1
1Забайкальский государственный университет (ЗабГУ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире становится актуальным стремление народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры и психологического склада, осознание людей своей принадлежности к определённому этносу. Нет такого этноса в мире, традиционная этническая культура которого не подвергалась серьезным трансформациям, особенно за последнее столетие, где основными факторами являются социально-политическая трансформация обществ, глобализация экономики и культуры, усиление миграционных потоков. Очевидно, что все эти процессы не проходят бесследно для поведенческих норм, традиций и обычаев, языка, в целом всего того комплекса, что называется этнической культурой.

Проблема этнокультурных ценностей в условиях глобализирующегося современного общества зависит от многих факторов: прежде всего от способности этноса найти свое место в мире, умения совмещать традиции и инновации, принимая вызов открытости и экономического соревнования, и сохранить при этом свои ментальные основы.

Китайское общество в этих условиях испытывает необходимость понимания собственной социальной природы, выяснении тенденций влияния на социальные изменения в современном обществе.

Этническая культура включает в себя, прежде всего, духовные ценности, идеалы, способы ориентации в социокультурном пространстве, которые закреплены как в предметах материального бытия, так и в менталитете, когнитивном строе представителей данного этноса. Отсюда проводится философско-культурологический анализ понятия традиции как универсальной формы фиксации, закрепления и передачи «по наследству» тех или иных элементов культурного наследия, всеобщего социокультурного механизма, обеспечивающего преемственность в культуре (С.А. Арутюнов, А.Гофман, Б.С.Ерасов, В.А.Алексеева и др.)[1].

Классическая китайская цивилизация, считает Г.Ф. Салтыков, за долгие века своего существования создала сложнейшую, всеохватывающую, во все проникающую систему традиций. Эта система служила важнейшим средством формирования идейно-нравственного облика китайского человека.

«Содержащиеся в традиционной культуре некоторые общие принципы, заключает Линь Яньмэй, – принцип «в главном – единство, во второстепенном различие», дух «неустанного стремления вперед», традиции «единства природы и человека», в условиях современной глобализации отброшены быть не могут. [2].

Практика показывает, что в модернизирующемся китайском обществе культура этноса превращается из относительно замкнутой, локальной культуры в более открытую. Этнос и его культура становятся все более зависимы от массовой культуры. В этих условиях этнос уже не способен сохранить изначальную среду и потому начинает осваивать новые, не свойственные ему ранее традиции, и как результат – трансформация этнической культуры, утрата системообразующего фактора.

Проблемы, которые встают перед этнокультурными ценностями в условиях современной цивилизации, не могут быть решены без концептуального философского анализа исходных ценностей современного человека, критического изучения его потребностей, способов самореализации, форм осмысления своего отношения к созданным им культурным ценностям. Ядром всех отмеченных проблем выступает человек, и чтобы разрешить все более увеличивающееся число вопросов, в том числе и глобального характера, человек должен найти в себе силы пересмотреть свое место в современном мире [3].

Литература:

  1. Мазаева Т.А. Инновационная динамика в этнокультурной среде: автореф. дисс…. д-ра филос.наук. // Научно-образовательный информационный ресурс: Режим доступа: http://oldvak.ed.gov.ru/common/img/uploaded/files/vak/announcements/filosof/MazaevaTA.doc

  2. Абрамов В.А. Глобализирующийся Китай: грани социокультурного измерения. М.: Восточная книга, 2010. 240 с.

  3. Узлов Ю.А. Этнокультура и ее трансформация в современном мире // Научно-образовательный информационный ресурс: Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru/-1-2009/culture/uzlov.pdf

  4. Ерёмкина Т.А. Стратагемность мышления как этнои социокультурная особенность китайской цивилизации // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия: сборник Восточного центра. 2012.№ 12. С. 140-145.

Просмотров работы: 2318