БОРЬБА ИЗРАИЛЯ И США ЗА СОХРАНЕНИЕ ЯДЕРНОЙ МОНОПОЛИИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

БОРЬБА ИЗРАИЛЯ И США ЗА СОХРАНЕНИЕ ЯДЕРНОЙ МОНОПОЛИИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ.

Тадтаев Г.Х. 1
1НИУ Саратовский Государственный Университет им. Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ближний Восток с древнейших времен был с одной стороны своеобразным мостом, связывающим народы и культуры. Но одновременно этот регион всегда служил ареной противостояния различных цивилизаций. Парадоксально, но жестокое владычество турок-османов принесло относительный мир региону на несколько столетий. Обретение независимости и суверенитета странами Ближнего Востока привело к возобновлению этнорелигиозного и культурного противостояния. Один из факторов противостояния в этом регионе - противостояние Израиля и исламских государств. Фактор Израиля усиливается тем обстоятельством, что США рассматривают Израиль как самого надёжного союзника. И, по сути дела, Израиль был и остаётся плацдармом США на Ближнем Востоке. Только Израиль получает ежегодную безвозмездную помощь от США в размере 3 млрд. долларов уже в течении нескольких десятилетий[10, с.426]. Ни одна другая страна не может рассчитывать на такую щедрость США. Вспомним, какую истерику разыграли США по поводу мнимого ядерного оружия Ирака периода Саддама Хусейна, которое могло бы угрожать безопасности их союзника. Аналогичную непримиримую позицию занимают Соединённые Штаты по вопросу предполагаемого ЯО Ирана. Государство Ирак стало жертвой этих предположений. На очереди – Иран.

Ни один исследователь не сомневается в том, что Израиль обладает ядерным оружием, носителями и технологиями производства. Для США, это, разумеется не секрет. Но никогда, ни разу, ни один политический деятель США не осудил Израиль за производство ЯО. Для США очень важно, чтобы Израиль оставался монополистом ядерного оружия в этом регионе. Израильское ядерное оружие играет роль ещё одного инструмента этой страны в борьбе за выживание. Планы исламских фундаменталистов и радикальных арабских националистов в отношении еврейского государства неутешительны: призывы «сбросить Израиль в море» начались сразу же после его создания. Начало разработки Израилем ядерного вооружения можно отнести к 1956 г., когда Израиль заключил секретное соглашение с Францией о постройке плутониевого ядерного реактора. По данным различных источников, на настоящий момент в арсенале Израиля может находиться до 200 ядерных зарядов[7]. И в отличие от других потенциальных ядерных держав, Израиль обладает не только собственно ядерными зарядами, но и средствами их эффективной доставки – баллистическими ракетами, самолётами, способными нести ядерное вооружение. И израильтяне готовы использовать ядерный фактор уже сейчас, как психологическое оружие. Израиль не признаёт наличие у него ядерного оружия, но, тем не менее, иногда завеса тайны над ядерной программой Израиля приподнимается. Так, премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт в декабре 2006 года допустил «случайную» оговорку в интервью германскому телеканалу SAT1, заявив, что Иран хочет, по примеру Израиля, обладать ядерным оружием»[4, с. 176]. Однако, для такого опытного политика и дипломата, как Ольмерт, такие «случайности» выглядят преднамеренными. Официально не признавая наличие ядерного арсенала, Израиль, тем не менее, не делает официальных заявлений о его отсутствии. Эта позиция максимально удобна, открывает перед Израилем широкое поле для манёвра. И вероятность применения ЯО в случае «войны на выживание» Израилем довольна велика.

Как показали события 1991 и 2003 годов, сохранение статуса-кво в отношении Израиля оправдывает любые действия, любые издержки. Израиль и США сделали и делают всё возможное для того чтобы помешать соседям нарушить ядерную монополию Израиля. Достаточно вспомнить, что 7 июня 1981 года 14 израильских самолётов нанесла удар по иракскому ядерному центру, серьёзно его повредив[8, с. 172]. Окончательно он был уничтожен в 1991 году налётами авиацией коалиции. Таким образом, Ирак потерял возможность в ближайшей перспективе стать ядерной державой. 6 сентября 2007 года израильские ВВС разбомбили объект на территории Сирии – по ряду предположений, он имел отношение к ядерной программе этой страны[5].

На настоящий момент из всех государств данного региона наиболее высоко оцениваются потенциальные возможности Ирана в создании собственного ЯО. Важно то, что противодействовать ему в стремлении к статусу ядерной державы сложнее, чем иным странам. И политические и экономические, и географические и конфессиональные условия Ирана существенно отличаются от иракских. Хотя персы по данным ЮНЕСКО и составляют приблизительно 50 % населения[9, с. 431], однако центробежные силы по этническому признаку, аналогичные курдскому движению в Ираке, в современном Иране обнаружить трудно. В конфессиональном отношении население консолидировано, 99% населения – мусульмане, преимущественно шииты. Несмотря на то, что второй по численности этнос Ирана – азербайджанцы, они не обнаруживают стремления к обособлению. Большинство азербайджанцев не просто исповедуют шиизм, но и принадлежат к господствующему в Иране джафаритскому толку, что в течение длительного времени сближало самоидентификацию персов и тюрков-азери [11]. Иранская армия – одна из самих сильных на Ближнем Востоке и в исламском мире. Сейчас Тегеран стремится придать национальным вооруженным силам современный вид, ведя разработки практически во всех военно-технических сферах – от танкостроения до ракетных технологий. В географическом отношении гористая территория Ирана представляет трудность для ведения планомерной войны с применением танков и авиации. В геополитическом плане, Иран находится в выгодном положении – он сосед России по Каспийскому региону, что также является сдерживающим фактором. Иран учёл печальный опыт Ирака, и его научно-исследовательские центры и основные предприятия по производству вооружения находятся под землёй, что гарантирует им большую безопасность от авиационных ударов, в отличие от уже упоминавшихся разрушенных центров Ирака.

Но перечисленные факторы не гарантируют Ирану безопасность разработки ядерных технологий. Слишком большую угрозу представляет для Израиля его ядерная программа. Нарушение Исламской республикой ядерной монополии Израиля на Ближнем Востоке сделает арсенал Израиля, по большему счёту, бессмысленным. Здесь важно то, что для тотального поражения всей территории сравнительно небольшого Израиля потребуется не так уж много зарядов. Даже нескольких ядерных устройств, взорванных на его территории, хватит для уничтожения значительной части его населения. Таким образом, во взаимной ядерной войне Израиль со значительной долей вероятности будет обречён на уничтожение. Опасность разработки Ираном ядерного оружия усугубляется тем, что доступ к ядерным технологиям могут получить поддерживаемые им террористические организации, выступающие за уничтожение государства Израиль.

Однако способен ли Иран в ближайшие годы создать реальную ядерную угрозу на Ближнем Востоке? На этот счёт существуют противоречивые точки зрения. По мнению военного эксперта Владимира Васильева такая угроза «скорее миф, чем реальность». У Ирана нет технической возможности создать эффективные средства доставки ядерного оружия – такие, как МБР у Израиля[3, с.121]. Те средства, которыми в настоящий момент обладает Иран не обладают достаточной точностью и эффективностью. Помимо технологического аспекта есть и политический. Нельзя отказывать руководству Ирана в рациональности. Угроза применения им ядерного оружия вызовет жесточайшие ответные меры со стороны Израиля и его союзников. Речь не идёт даже о полноценной военной операции – США способны применить ту стратегию военного давления, которая была применена в 90-е гг. против Ирака. Разрушение инфраструктуры Ирана при поддержке ряда оппозиционных и сепаратистских движений поставит под угрозу его стабильность. Кроме того, существуют и невоенные методы. Хорошо защищённые от обычных вооружений ядерные объекты Ирана могут стать жертвой диверсионных операций. В июне 2010 года компьютерные сети иранских научных центров поразил компьютерный вирус Stuxnet неизвестного происхождения. Вирус целенаправленно поражал системы управления промышленными циклами, использующиеся на иранских ядерных объектах[1]. 29 ноября 2010 года в Тегеране были совершены два покушения на физиков-ядерщиков. В результате, один из них был убит, а второй тяжело ранен[2]. 24 января этого года на заводе по обогащению урана в Форду произошёл взрыв, повлекший за собой значительные человеческие жертвы[9]. Все эти инциденты нанесли тяжёлый урон иранской ядерной программе. Сложно не вспомнить в этой связи ряд схожих инцидентов, произошедших в 1980-е гг., в период активной разработки иракской ядерной программы. Так, 4 апреля 1979 года на складах французского консорциума КНИМ, занимавшегося продажей Ираку ядерных технологий, произошёл взрыв, в результате которого была сорвана поставка ряда компонентов ядерного реактора. 7 августа 1980 года в Риме у штаб-квартиры компании «СНИА Технит» и у дома её генерального управляющего были проведены теракты. Эта компания также занималась сотрудничеством с Ираком в ядерной сфере. [8, с. 172]

Ещё более важными представляются противоречия внутри самой политической элиты Ирана по вопросу продолжения ядерной программы. Говоря о руководстве Ирана мы традиционно подразумеваем президента государства – Махмуда Ахмади Нежада, ярого противника Израиля, использующего предельно жёсткую риторику в отношении Запада, сторонника развития ядерных технологий в Иране. Однако, исламское руководство страны в лице аятолл Хомейни и Хаменеи неоднократно выступало против создания ядерного оружия. Один из последних примеров тому – фетва, изданная аятоллой Хаменеи о запрете ядерного вооружения [6].

Израильское ядерное вооружение - опасный прецедент в мировой практике. США и европейские страны, оказавшие известную помощь Израилю в разработке ядерного вооружения и средств его доставки, не торопятся выносить на широкое обсуждение обладание Израилем оружием массового поражения. То же самое произошло в 90-х гг. в Пакистане, когда появление у этого государства ядерного оружия не вызвало жёстких мер мирового сообщества. Если мир убедится в существовании двойных стандартов в отношении обладания ядерным оружием и в том, что союзники США способны безнаказанно его разрабатывать и обладать им, это может вызвать дальнейшее «расползание» ядерных технологий. Безнаказанность станет побуждающим мотивом. И тогда мы можем опасаться появления ядерного оружия и у других союзников США, в том числе и на Ближнем Востоке. Однако, в отличие от ядерного сдерживания в годы Холодной войны, это не может привести к созданию некоего баланса сил в регионе. Существующие противоречия в этом регионе настолько сильны, а политические процессы так непредсказуемы, что допустить создание ядерного вооружения у своих соседей Израиль не может.

Также как и в случае с рассмотренными действиями в отношении Ирака и Сирии мы можем ожидать самостоятельных действий Израиля при негласной поддержке США. Наибольшую роль здесь могут сыграть уже апробированные диверсионные методы борьбы. Для Соединённых Штатов такая политика Израиля весьма удобна. Не ввязываясь в очередной конфликт, правительство США получает возможность подорвать силу и влияние крупного исламского регионального лидера, каким является Иран. Таким образом, продолжение ядерной программы Ирана скорее выгодно США, нежели представляет угрозу. Заявляя о стремлении к обеспечению безопасности Израиля, США в то же время использует его как инструмент достижения своих внешнеполитических целей.

Литература

  1. Библейская Есфирь и киберверсия войны с Ираном. [Электронный ресурс] // Inopressa. – 1.10.2010. – Режим доступа: http://www.inopressa.ru/inotheme/2010/10/01/12:27:00/cyber

  2. В Тегеране взорвали машины с физиками-ядерщиками. [Электронный ресурс] // Lenta.ru – 29.11.2010. – Режим доступа: http://lenta.ru/news/2010/11/29/assassination/

  3. Васильев В. Почему Иран и КНДР никогда не будут располагать МБР. // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2007. № 11. С. 117 – 121.

  4. Гусейнов В.А., Кортунов С.В. Иракский кризис и становление нового мирового порядка. - М.: Орбита-М, 2004, 798 с.

  5. Костелянец С.В. О сирийской политике США. [Электронный ресурс] // Институт Ближнего Востока. - Режим доступа: http://www.iimes.ru/?p=10529

  6. МИД Ирана: Изданная духовным лидером ИРИ фетва о запрете ядерного оружия должна получить статус международного документа [Электронный ресурс] // Панорама – 16.01.2013 – Режим доступа: http://www.panorama.am/ru/politics/2013/01/16/iran-mfa/

  7. Новый вызов после "холодной войны": распространение оружия массового уничтожения (Открытый доклад СВР за 1993г.). - Режим доступа: http://svr.gov.ru/material/2-13-6.htm

  8. Примаков Е. М. Конфиденциально: Ближний Восток на сцене и за кулисами (вторая половина XX – начало XXI века). М.: Российская газета, 2012. 414 с.

  9. СМИ: Взрыв уничтожил ядерный объект Ирана в Форду [Электронный ресурс] // Росбалт – 26.01.2013. – Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/main/2013/01/26/1086173.html

  10. Страны и регионы мира: экономико-политический справочник. М.: Проспект, 2006. 624 с.

  11. Шахстуваров Р. К вопросу об азербайджано-иранских отношениях [Электронный ресурс] // Портал «Геополитика». – Режим доступа: http://www.geopolitica.ru/article/k-voprosu-ob-azerbaydzhansko-iranskih-otnosheniyah#.URPrOjQaw_D

Просмотров работы: 2688