ПРОБЛЕМА ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО ЖУРНАЛИСТА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМА ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО ЖУРНАЛИСТА

КИСЛИЦИНА А.М. 1
1Пензенский педагогический институт им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Австрийский писатель и критик конца XIX – начала XX века Карл Краус сказал: «Не иметь ни одной мысли и суметь ее выразить - вот как становишься журналистом». Цель нашей работы – посмотреть, действует ли это утверждение в XXI веке, и каковы причины ответа на поставленный вопрос.

***

Мы придерживаемся мнения, что в жизни существует определенная схема, как ФГОС, ГОСТ, по которому следовало бы жить каждому из нас. Мало кому удается выйти за ее рамки и не сломаться. Схема – это наши вехи: детский сад, школа, высшее учебное заведение, работа и так далее. При рассмотрении каждой из них, мы можем сказать, что они так или иначе могут стать причиной развития навыка или появления комплекса. Семья – основа основ. Она – причина не только ген, но и начальных умений, принципов, моралей. Школа – основа знаний о мире, как целого, состоящего из частей, а именно областей знаний, плюс навыки общения со сверстниками и незнакомыми людьми, старшими по возрасту и статусу.

На одной из опорных точек, которая является по сути одной из главных, мы бы хотели остановиться. Это – выбор высшего учебного заведения, а так как мы затронули сферу журналистики, то и выбирать мы будем из специальностей и направлений, касающихся этой профессии.

То, о чем мы станем говорить, условно можно назвать «журналистским образованием». Под ним мы будем понимать профессиональное специальное медиаобразование активного типа, предназначенное для подготовки журналистов и существующего на этапе послешкольной подготовки.

Его можно получить в университете, непосредственно в редакциях и других структурах, а также заняться самообразованием. Для каждого из типов существует свое название: формальное, внеформальное и неформальное. В свою очередь, формальное делится на основное и дополнительное. [1]

Кроме того, журналистское образование, как и любое профессиональное, может быть первичным (получение сразу после школы) и последующим (получение после того, как диплом о высшем образовании уже имеется).

Глава 1. Формы журналистского образования. Историческая справка

Исторически первой формой журналистского образования было ученичество, при которой начинающий журналист набирался опыта непосредственно на практике в редакции в окружении опытных журналистов. Человека принимали в штат на особых условиях, устанавливался определенный срок в целях его обучения. Такая форма особенно характерна для Германии. В нашей стране применялось нечто подобное в советское время, когда студенты после прохождения теории до итоговой аттестации закреплялись стажерами в редакциях до года. Эта форма хороша тем, что соответствует основным принципам деятельности теории в отечественной психолого-педагогической науки, согласно которой всякий субъект в процессе обучения деятельности должен последовательно освоить ее операционные элементы.[1]

При такой организации профессионального образования снимается основное противоречие вузовского образования, заключающееся в том, что овладение профессиональной деятельности осуществляется в рамках и средствами учебной деятельности, не совпадающими с профессиональной по всем параметрам. В некоторых странах данное противоречие устраняется путем обязательного прохождения студентами долговременной практики или стажировки.

Второй формой журналистского образования была так называемая курсовая работа. Это были специальные созданные курсы. Организатором первых был юрист Л.Е. Владимиров. Курсы предполагали трехсеместровую программу для всех желающих независимо от образования, пола, возраста, вероисповедания, профессии, социального статуса. Курсы были, но ни одного выпуска не сделали. После возникновения специальных учебных заведений для журналистов курсовая работа не исчезла, а стала использоваться для переподготовки и повышения квалификации.

По мнению доктора филологических наук по специальности «Журналистика» И.А. Фатеевой, все-таки более важное значение имеет третья форма – основное журналистское образование, которое прошло три этапа с момента своего зарождения в России.

Первый этап (1920-е – 30-е годы), характеризующийся многоуровневой системой газетного образования, преобладанием журналистской подготовки в специализированных учебных заведениях и непомерная идеологизированность профессиональной подготовки журналистов.

Второй этап (1940-е – 80-е годы), когда журналистское образование перемещается в классический университет. Вырастая из филологических факультетов, оно обеспечивает теперь более фундаментальное образование, глубоко гуманитарную и языковую подготовку студентов. Однако все это оборачивается в итоге оторванностью от реальных запросов отрасли.

С начала 90-х годов и до настоящего времени идет третий этап, при котором происходит трансформация советской системы образования в многоуровневую, существующую на принципиально новой нормативно-правовой основе и в другой социокультурной атмосфере.

Глава 2. Стандарт образования

Что может быть проще выбора вуза и специальности, если знаешь, кем хочешь стать? Мы будем вести разговор только о журналистских специальностях. Например, абитуриент 2013 года заходит на местные сайты вузов и находит там следующее.

Обучение по программе бакалавриата осуществляется в течение четырех лет, т.е. 208 недель, присваемая квалификация – «Бакалавр журналистики», возможность продолжения образование – магистратура.

Специальные дисциплины устанавливаются вузом в объеме 678 часов обязательных предметов, вместо бывших 796 часов, включающих современные зарубежные СМИ, актуальные проблемы современности, современной науки, риторика, журналистское мастерство, плюс 436 часов дисциплин специализации и дисциплин по выбору студента – 442 часа. После каждого учебного года предусматривается практика длительностью 5 недель.

Данная программа должна подготовить студента к работе в печатных СМИ, телевидении, радио, в сетевых СМИ, информационных агентствах, информационно-рекламных службах, PR-структурах, а также любой работе, связанной с редактированием, организацией и т.д.

Глава 3. Мнения студентов

Несмотря на то, что университет – формальная форма образования, самообразование – неформальная, высшее учебное заведение – отличное место для самообразования. Это утверждение не говорит о том, что университет предполагает только самообразование. Программа, по которой учатся студенты в вузе эффективна, мы здесь только должны сказать о том, что университет предоставляет молодым людям время для осознания себя, своих возможностей. Для того, чтобы наши слова имели вес, мы провели опрос среди студентов разных курсов, специальностей, с разных вузов разных городов и даже стран.

Для опроса мы пригласили студентов разных специальностей и направлений (как гуманитарных, так и технических), так как журналистика не делится на гуманитарную и техническую, ведь она – все.

Вопросы:

  1. Каков учебный план будущих журналистов? Насколько он устривает?

  2. Каким Вы видите учебный план?

3.1 Пенза

Безусловно, первый город, в котором мы проводили опрос среди студентов – это Пенза. Результаты получили следующие.

1 курс ответил, что учебный план устраивает, но они не особо знают, что там должно быть, поэтому доверяют тому, что им преподают.

Студенты второго и третьего курсов давали уже развернутые ответы.

2 курс сказал, что учебный план их, в общем-то, устраивает, но они бы уже внесли коррективы со своей стороны. А одна девушка дала неожиданный для нас ответ, так как именно он и является толчком к написанию нашей работы. «Я вообще считаю, что журналистике научить невозможно!» - сказала она и добавила: «Тебе либо дано, либо иди на физмат. Не все сразу понимают: дано или не дано. Вот и идут сюда для того, чтобы из них вылепили журналиста. В нашем вузе есть Александр Сергеевич Жуков. Он обладает хорошей базой необходимых знаний. Эту базу он охотно и умело нам отдает. А тут уж, кто хочет, берет, а кто нет - извините. Больше ни о ком и ни о чем судить не могу, т.к. сама толком ничего не видела и не знаю».

3 курс план в принципе устраивает, но есть предметы, которым хотелось бы уделять меньше внимания, чтобы больше часов отдавать журналистике. Особо острым оказался вопрос в соотнесении практики и теории. В один голос студенты кричали: «Больше бы практики!», считая, что именно от преподавателей зависит качество образования.

Выпускница 2012 года, с которой мы тесно сотрудничаем, подчеркнула, что для человека, который действительно «болеет» журналистикой, должно быть 1/8 – на теорию, остальное – на практику.

Ребята, будущие педагоги-филологи, бок о бок «живущие» с будущими журналистами, имеют некоторое представление об их учебном плане и достаточно уверенно отвечали на наши вопросы. На вопрос о часах практики они тоже в один голос кричали: «Нужно больше!» - но добавляли. – «Больше бы им часов современного русского языка, да и вообще всегда есть, что менять».

Студенты других специальностей, не имеющие особого представления об учебном плане, а тем более о преподавателях у будущих журналистов тоже отвечали на наши вопросы. Однако большинство наших респондентов оказались безразличными к судьбе начинающих «акул пера». Разве что на вопрос об изменениях в системе высшего образования возмущенно говорили, что перемены всегда и везде, поэтому нас все должно устраивать.

3.2 Самара

Самарский государственный университет также ежегодно открывает двери для абитуриентов, желающих стать журналистами. Однако у опрошенных ребят с других специальностей отсутствует любое представление даже о возможном учебном плане, хоть и прозвучало наболевшее словосочетание «больше практики», плюс самостоятельная работа.

3.3 Москва

Про Москву так и хочется сказать: «Место встречи изменить нельзя». Сюда едут все, поэтому говорить можно бесконечно, отчего получился бы несвязный рассказ. По порядку раскладывая мысли, особое внимание уделим выпускнице одного из престижных вузов России – МГИМО – специальности «Журналистика». Учебный план ее полностью устраивал. Особо она выделяет тот факт, что он должен быть «международно и глобально ориентированным, обязательны иностранные языки, много политики, экономики и «социалки» плюс к литературной программе».

Студенты технических специальностей разных курсов НИУ ВШЭ утверждают, что в их вузе, так, как и должно быть, есть разделение по видам журналистики: деловая, политическая и так далее. Поэтому студенты сразу четко выбирают свою стезю и следуют ей. «Преподают известные люди, настоящие профессионалы своего дела», - подчеркивает студент третьего курса. Немаловажным фактом для нас стало всеми услышанное слово того же студента по поводу предполагаемого учебного плана для будущих журналистов: «Нашим журналистам помимо прикладных и теоретических знаний явно нужен предмет этики, чтобы прививать молодому поколению общечеловеческие принципы морали. А во многом не так влияет план, как наставники». Необходимым стал вопрос о стажировках как на старших, так и на младших курсах, причем не только в местных, но и всероссийских, а в качестве преддипломной практики и в международных СМИ.

3.4 Рязань

Студенты, опрошенные из города, хранящего легенды о великом поэте, ответили достаточно сухо, мол, «вопросы ни о чем, а по сути, практика нужна и чтение книг».

3.5 Казань

Девушки второго курса Казанского университета культуры и искусств ответили прямо, что не знают учебного плана будущих журналистов, хотя в чем-то уж точно он пересекается с их. Нужна практика для навыков работы, встречи с ведущими журналистами для опыта.

3.6 Сочи

Российский город-курорт также готов принять у себя абитуриентов для дальнейшего обучения предметам по специальности «Журналистика». Студенты других специальностей говорят, что не имеют представления об учебном плане будущих журналистов, однако им бы точно не помешали поездки за границу для обучения и прохождения практики.

3.7 Прага

Русский студент, уехавший в Чехию и обучающийся на втором курсе экономического факультета тем более не представляет, как может выглядеть учебный план, подготовленный для студентов-журналистов. Однако точно уверен, что журналист должен обладать колоссальным багажом энергии, чтобы «лезть туда, где и без него прекрасно обойдутся».

***

Проведя опрос, подведя итоги, мы в очередной раз убедились, что научить журналистике нельзя, ей можно «пропитаться», с ней можно родиться, но научиться – только точным наукам, факты которых станут основой для журналистских материалов.

По нашему мнению, те студенты, которые хотят что-то менять в учебном плане, всего лишь питались ожиданиями – «витали в облаках», а спустившись с небес на землю, пытаются по земле не ходить, а уж тем более не ползать, а летать. Однако есть и те студенты, которые сознательно и аргументировано хотят внести коррективы в учебный план.

Заключение

При ответе на вопрос «Не иметь ни одной мысли и суметь ее выразить – вот так становишься журналистом» мы предполагаем два варианта. Если мы скажем «да», согласившись с автором высказывания «Не иметь ни одной мысли и суметь ее выразить – вот как становишься журналистом», то тогда следует отметить такие плюсы, как красноречие, уверенность, грамотность, способность держать себя на публике. Эти качества берут свое начало из риторики (ораторского искусства). Тогда минусы – незнание, неосведомленность, неактуальность. Если мы скажем «нет», опровергнув то же высказывание Карла Крауса, тогда плюсы в актуальности, инициативности, а минусы в неумении выразить то, что хочешь сказать.

Журналист – человек-многогранник. Когда студенты-журналисты слышат «Вы же журналисты, Вы должны знать все!», на самом деле, становится обидно и не от того, что ты выбрал всеобъемлющую профессию, а потому что тебе так говорят, а ты всего не знаешь и не будешь знать. Ведь все знать невозможно – это факт.

Поэтому мы видим журналиста не всезнающим, а умеющим ориентироваться и быстро переключаться, быть любопытным, но знающим свое место, грамотным, но не заумным. Таким образом, профессиональный журналист в нашем понимании – это человек вряд ли реальный. Это скорее описание целой редакции, где каждый отвечает за свою нишу, чтобы в результате получить продукт, готовый «разорвать» любую полосу или эфир.

Таким образом, абитуриент, пришедший учиться на журналиста, должен осознать то, что главный его инструмент – это не умение писать, а умение излагать свои мысли прямо, ведь писать умеет даже первоклассник.

Список литературы

  1. Фатеева, И.А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография / И.А. Фатеева. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. 270 с.

13

Просмотров работы: 2483