ОСНОВЫ КАТЕГОРИИ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСНОВЫ КАТЕГОРИИ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Мещерякова Я.Е. 1
1Северо- Кавказский Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Учащийся в этой технологии не просто субъект, но субъект приоритетный; он — цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлеченного.

Многие деятели педагогики выдвигали идеи гуманного отношения к ученику, к воспитанию вообще. Они пытались эти идеи реализовать на практике хотя бы в масштабах одной школы или даже всего-навсего одной группы. При этом имелось в виду учитывать особенности внутреннего мира каждого ученика. Так, профессор В.Г. Пряникова и З.И. Равкин полагают, что «личностно - ориентированный подход к каждому ученику» был уже у Конфуция (VI-V вв. до Н.Э., Китай)

И.С.Якиманская выделяет следующие основные позиции личностно-ориентированного обучения:

  • личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности;

  • образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность ученика, создают все необходимые условия для его саморазвития, самовыражения;

    • содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить избирательностьк предметному материалу, его виду и форме;

    • критериальная база личностно-ориентированного обучения учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определенного интеллекта (его свойства, качества, характер проявлений);

Личностно – ориентированное обучения в первую очередь является развитие полноценной личности ребенка, его индивидуальности и непохожести на других детей. Процесс обучения строится таким образом, чтобы в полном объеме учитывались особенности характера ребенка, его ценностные ориентации и личные убеждения. Ведь именно на этих факторах и базируется внутренняя модель мира ребенка.

Обучение должно быть построено таким образом, чтобы механизмы обучения полностью совпадали с естественными для любого ребенка механизмами познания окружающего мира. Педагог должен учитывать как мыслительные, так и поведенческие особенности каждого конкретного своего ученика, а в основе личностно – ориентированного обучения должно лежать сотрудничество между учеником и учителем, а также полная свобода выбора ребенка.

личностно-ориентированная педагогика открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня. Во-первых, содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель; во-вторых, обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; осуществляются объединение, интеграция различных дисциплин; в-третьих, достигается вариативность и дифференциация обучения на основе деятельностного подхода; в-четвертых, активно используется положительная стимуляция учения.

Просмотров работы: 1946