ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЙ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЙ

Абаимова Н.В. 1, Осин А.К. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Российская земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Все дальше в глубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины.

Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, готовности к труду, высокой работоспособности. Время бессильно ослабить память человечества о неизменной стойкости и мужестве нашего народа, о славе тех, кто насмерть стоял у истоков этого ратного и трудового подвига. К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения своими корнями уходит глубоко в историю. Многие выдающиеся мыслители, политики, писатели, ученые обращались к вопросу о необходимости формирования у подрастающего поколения патриотических взглядов и чувств. Это объясняется тем, что процесс развития России проходил в условиях беспрестанной борьбы с другими странами за свою национальную независимость и самобытность, отстаивания национальных интересов. Наиболее распространенным способом воспитания патриотических чувств у населения древней Руси являлись народное сказание, былины, в которых воспевались подвиги богатырей, вооруженным путем, отстаивающих рубежи страны, безопасность своего народа. Как правило, передавались они в устной форме.

Актуальность проблемы патриотического воспитания подтверждается несоответствием имеющегося теоретического опыта патриотического воспитания современным условиям развития России. Обширный опыт, накопленный в советское время по данному направлению воспитательной работы, требует философско-педагогического переосмысления с гуманистических позиций.

Более того, идеи многих ученых, в том числе В.Г. Белинского, Н.А.Бердяева, А.Н. Радищева, К.Д. Ушинского, Г. Чернышевского и других, о сущности патриотического воспитания как становлении готовности к сознательному служению Родине, в советский период были утрачены. А также адаптированы к задаче формирования патриотического воспитания: принятия идеала советской Родины и ненависти к ее врагам. В советской педагогике вопрос о патриотическом воспитании разрабатывался на основе трудов Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко и других ученых. Они заложили фундамент теории и практики основ советского патриотического воспитания учащихся, раскрыли сущность понятия "патриотизм", а также особенности его формирования.

Сегодня мы заново осмысливаем значение патриотизма для России. Спасение и возрождение Отечества требуют пересмотра ряда сложившихся за последние десятилетия понятий в структуре отечественного общественного сознания как на обыденном, житейском, так и на идеологическом уровнях. Обусловлено это тем, что процесс осознания себя патриотом в деструктивные периоды истории проходит неоднозначно и весьма противоречиво. Проблемы нравственно-патриотического воспитания отошли на второй план, что недопустимо в процессе развития и воспитания человека и гражданина своего отечества.

Общественное мнение традиционно отводит главенствующую роль в формировании патриотических позиций и установок электронным и печатным источникам информации. Роль СМИ в процессе патриотического воспитания нельзя оценивать однозначно. СМИ, безусловно, способны оказать поддержку различным слоям населения в проведении тех или иных акций, апеллируя к таким эмоционально-чувственным элементам общественного сознания, как любовь к Родине, национально-патриотические настроения. Но постоянные сообщения СМИ об отклоняющихся от общепринятых норм событиях порождают у читателей, слушателей и зрителей беспокойство и страх, неуверенность в себе, пессимизм в отношении возможности искоренения негативных явлений.

Формирование патриотических чувств неотделимо от гражданского самоопределения молодежи, от развития правового самосознания и гуманистической направленности взглядов. Перечисленные качества закладываются в раннем детстве в семье и закрепляются в школьные годы. Более 50% опрошенных считают, что школа воспитывает в молодых людях такие качества, как следование гражданскому долгу, правовое сознание, бережное отношение к природе, гуманное отношение к окружающим.

В научно-педагогической литературе на современном этапе нет исследований аспекта патриотического воспитания в педагогической деятельности, что, на мой взгляд, в достаточной мере определяет актуальность поставленной проблемы. Анализ научной литературы и практики в педагогической деятельности свидетельствует, что на современном этапе существует ряд противоречий между:

- высокой потребностью общества в личности человека, готового к службе Родине, а также недостаточным вниманием института образования к проблемам патриотического воспитания в период активного взросления подрастающего поколения;

- потребностью в научно-методическом обеспечении процесса патриотического воспитании, а также недостаточной изученностью специфики организации патриотического воспитания в педагогических учреждениях;

- потребностью старшеклассников в самоопределении.

Указанные противоречия и определили тему опытно-экспериментальной работы.

Изучение состояния воспитанности патриотизма у подростков происходило на базе Темтовской основной общеобразовательной школы Уренского района Нижегородской области. В исследовании приняли участие 44 ученика 5-6-х классов, 10 учителей и 44 родителя. Для совершенствования процесса патриотического воспитания в условиях школы был организован цикл занятий на базе материалов школьного музея с привлечением проектной технологии.

В современных условиях музей (во всех его разновидностях) остаётся, как и прежде, мощным средством воздействия на человека, источником самосовершенствования.

Понятия «народ», Родина имеют общий корень - РОД, родной дом, откуда мы родом. И если человеку привить уважение к своему роду, Родине, то и он будет иметь гражданскую позицию. Именно поэтому так важно использовать все имеющиеся возможности для формирования этой позиции с самого раннего возраста. Особую роль в становлении гражданской позиции играет школьный музей.

Смутное время разрушило триаду: октябрята - пионеры - комсомол. Но природа не терпит пустоты: пустота стала сразу же заполняться неформальным молодёжным движением: люберы, рокеры, скинхеды. И именно историческая память народа явилась той ниточкой, которая и связала молодёжь с корнями своего рода.

Музейные материалы заставляют задуматься о месте человека на Земле, вызывают чувство гордости за своих предков. Люди, с уважением относящиеся к истории своей страны, к истории других народов, не могут быть безнравственными. Такие люди не способны на подлость, предательство, жестокость. Опыт жизни предшествующего поколения, запечатленный в музейных экспозициях, научит молодое поколение понимать, что не хлебом единым жив человек.

Громадную роль в духовном и нравственном становлении школьника играют исторические лица: общеизвестно, что история любой страны - это совокупность судеб людей, живущих в этой стране. И с наибольшей полнотой особенности национального характера проявляются именно в годы тяжёлых национальных испытаний. И именно музей позволяет воспитывать поколение на примере исторических лиц.

В современном обществе России происходят большие миграционные процессы. Люди разных культур вынуждены вливаться в новые для них условия. Очень часто этот процесс происходит мучительно, вызывает социальные потрясения.

Для того чтобы адаптироваться в обществе, нужно хорошо знать историю народа, среди которого ты будешь жить. В современной школе много детей разных национальностей, носителей различных культур. И музей поможет всем детям увидеть, что всех людей, независимо от национальности и вероисповедания, объединяет стремление жить в мире.

Методической основой патриотического воспитания школьников средствами музея должны стать новые подходы в понимании патриотизма. Основой патриотизма должно стать не формирование представления о не политическом единстве, осознание основ Российской государственности, формирование любви к многонациональному Российскому народу. Очень важно показать школьникам полиэтничность России, помочь избежать смешения понятий «патриотизм» и «национализм», потому что именно многие «патриоты» разжигают межнациональную рознь в России.

Когда школьники узнают о том, что во время Великой Отечественной войны рядом плечом к плечу сражались за Родину люди свыше 100 национальностей, то они начинают понимать цену политическим экстремистским призывам, прикрываемым национальной идеей. К числу неизмеримых ценностей относятся ценности, которые несёт в себе школьный музей.

У каждой школы есть своё лицо. У каждой школы есть свои «святыни». И эти–то «святыни » и определяют не только своеобразие ШКОЛЫ как живого организма, стиль работы всего коллектива, создают нравственные ориентиры во всех сторонах деятельности педагогического коллектива.

Методическая работа, как показывает опыт школы, может быть организована в различных направлениях:

  • организации и проведение урочной деятельности;

  • организации исследовательской деятельности по предмету;

  • организации творческой деятельности учащихся.

В нашей школе накоплен опыт по созданию методических рекомендаций в использовании музея в урочной деятельности.

Типы музейных занятий исходят из целевой установки учителя, и наш опыт позволяет представить уже разработанные типы музейных уроков: урок-экскурсия; урок-лекция; урок-исследование; урок-концерт; урок-презентация; урок-беседа; урок внеклассного чтения. Методы, формы, приемы работы на уроках музейного типа исходят из законов дидактики, основаны на современной технологии личностно ориентированного обучения. Специфика музейных уроков состоит в хорошем владении учителем материала, в умении отобрать его на конкретный урок, не перегрузить урок декларативными лозунгами. Цель музейного урока может быть достигнута только тогда, когда урок организован по своим специфическим законам: в отличие от обычного урока в его традиционной форме музейный урок должен быть организован как совместный поиск, как открытие истины здесь и сейчас, как постижение нравственных законов бытия. На уроках музейного типа нет и не может быть привычных критериев в оценке знаний - здесь допустимо только восприятие, самопостижение, самопознание, а это не подлежит оцениванию вообще. Результативность таких уроков может быть отслежена только путём хорошо продуманных творческих заданий, личностно ориентированных на каждого ученика - индивидуальных, доступных и посильных.

Например, музейный урок по истории школы нами был организован следующим образом. Сначала было предложено задание: собрать материал о выпускниках школы. Параллельно была проведена экскурсия в школьный музей, изучены экспозиции, рассказывающие об истории школы. По завершении экскурсии фронтально поставлена задача: постараться заполнить «белые» пятна в истории школы. Для этого распределены индивидуальные задания, каждое из которых, отличаясь цельностью и смысловой законченностью, в то же время является частью общей коллективной работы, той мозаикой, из которой складывается общая картина: у истоков создания школы, школа-воин (судьба школы в период Великой Отечественной войны), судьбы выпускников, шагнувших в шквал войны, учёба в школе во время войны.

Работая по указанным учителем направлениям, одна группа учащихся открыла для себя высокий уровень нравственности, мужества, гражданственности, который невозможно измерить и оценить - результатом коллективной работы стал творческий проект «Пропуская через сердце», основанный на использовании современных компьютерных технологий.

Другая группа ребят работала над циклом телевизионных передач, рассказывающих не только о музее, школе, но и о своём восприятии подвига учеников, выпускников и педагогов школы в годы Великой Отечественной войны.

Музейный урок по истории школы завершился созданием оригинального проекта - «Письмо потомкам». В этой творческой работе учащиеся трепетно оценили нравственный опыт своих предшественников, взяли на себя нравственные обязательства перед потомками.

Каждый музейный урок, и в этом его специфика, должен быть вписан в систему деятельности, иметь цель, учитель должен представлять смысл своей работы, формы организации деятельности учащихся после музейного урока.

Музейные уроки должны носить цикличный характер: одна и та же тема может быть, и должна быть, представлена много раз, на различных возрастных уровнях, организована разными методами и формами.

Кроме музейных уроков, основанных на использовании материалов музея, большой потенциал в нравственном формировании учащегося представляют уроки, на которых материал музея является «фоном», создающим особую атмосферу; музейные экспозиции - живые свидетели происшедшего - позволяют достичь нравственной высоты.

Представляется целесообразным все уроки, связанные с Великой Отечественной войной (литература – изучение художественных произведений о войне, истории – люди и эпоха войны и т.п.), проводить в школьном музее с использованием материалов стенда «Боевая слава».

Тематика таких уроков обусловливается программой и индивидуальностью учителя. Опыт показывает, что в каждом музее имеется материал, который можно использовать как иллюстрацию (например, к художественному произведению, исторической эпохе и т.д.) и тогда этот материал несёт в себе громадный эмоциональный уровень воздействия. Смешивается «явь», явленная в экспозициях музея, художественный вымысел становится правдой факта, сам факт приобретает подтверждение в реальных событиях близкой территориально для ребенка земли.

Добиться воздействия на души детей, заставить их содрогнуться от жестокости мира, воспитать отвращения ко всякой нетерпимости возможно только на эмоциональном уровне, и именно музей представляет для этого неограниченные, неисчерпаемые возможности. Музейные уроки по своему эмоциональному накалу должны быть организованы на высоком методическом уровне. В проведении их не может быть мелочей. Важно, чтобы всё было продумано: кого пригласить, какие современные информационные возможности использовать, какие конкретно экспозиции школьного музея задействовать. Особое внимание нужно уделить продумыванию финала урока. В зависимости от типа, темы и целей урока завершающий этап может быть разным. Лучшим финалом можно считать открытый финал - когда возникнет много вопросов, и на них нет однозначного ответа - финал обращен к сердцу каждого ученика.

При оценке результатов проведенной опытно-экспериментальной работы мы исходили из следующего.

Определение результатов работы по патриотическому воспитанию в виде конкретной оценки предполагает, в первую очередь, всесторонний анализ этой деятельности с помощью различных методов и методик, а также дифференциацию критериев и показателей по различным уровням, измеряемым в баллах. Для определения оценки результатов работы по патриотическому воспитанию, необходимо осуществить анализ важнейших сторон, направлений этой деятельности. Анализ основывается на определенной методике, включающей в себя следующие моменты:

  1. составление краткого плана анализа состояния патриотического воспитания и его результатов;

  2. сбор информации о состоянии патриотического воспитания и его результатах, об эффективности проводимых мероприятий;

  3. обработку данных: группировка результатов деятельности с выделением признаков положительного и отрицательного характера;

  4. анализ эффективности работы непосредственных организаторов патриотического воспитания;

  5. анализ и оценка действенности воспитательной работы с обучающимися (число мероприятий, степень охвата участников, классификация мероприятий по видам);

  6. определение выводов о состоянии и его результатах, формулирование конкретных задач и мер по их дальнейшему улучшению;

  7. графическое представление основных результатов анализа (диаграммы, таблицы, схемы);

  8. информирование о данных анализа состояния патриотического воспитания и его результатах заинтересованных лиц.

По итогам контрольного замера было установлено, что у школьников значительно повысился уровень патриотического воспитания в результате применения разработанной нами системы внеклассных занятий и экскурсий. Положительные изменения в системе ценностных ориентаций в степени общественной активности позволяют говорить о повышении уровня патриотической воспитанности учащихся. Как мы и предполагали, эффективность патриотического воспитания будет зависеть от оптимальной и рациональной организации всех звеньев процесса патриотического воспитания в соответствии с целью, стоящей перед ней, конкретными условиями и особенностями его осуществления по отношению к учащимся в соответствии с потребностями, стремлениями, интересами.

Для большинства обучающихся слово «патриотизм» совпадает по значению с «малой Родиной», то есть ближним социальным окружением: семьей, родными, близкими, родной деревней, домом. Эти ценности составляют ядро патриотизма в современном российском обществе. Анализ анкетных ответов учащихся показал, что большинство учащихся (78%) считают необходимым знать историю своего края, но лишь 47% учащихся имеют достаточно высокий уровень таких знаний, у 43% они весьма поверхностны, а 10% — вообще не имеют о ней представления. Постоянно жить за границей хотят 8% ответивших, безразлично где – 15%. Примерно 70% старшеклассников связывают свою судьбу с Родиной. Гордятся, что они россияне – 79% учащихся, а 21% не испытывают этого чувства.

Организация патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении предполагает опору на достижения российской дореволюционной и советской школы, наполнения проверенных временем организационных форм новым содержанием. При этом приоритетное внимание должно отдаваться комплексным организационным формам, позволяющим успешно формировать не только патриотические знания, ценностные ориентации, но и включать учащихся в социально значимые виды деятельности.

Важнейшими условиями, факторами повышения эффективности патриотического воспитания являются: обеспечение единства федерального, регионального и школьного компонентов в содержании патриотического воспитания, внедрение программно-целевой модели управления воспитательной работой в образовательном учреждении, разработка программно методического обеспечения процесса патриотического воспитания, учет семейного уклада обучающихся, а также учет возможностей образовательного учреждения, целенаправленное проектирование связей с внешней социальной средой.

Экспериментальная работа показала, что преодолению имеющихся недостатков способствует применение специальной системы мер методического управления, которая включает комплекс активных форм учебной и внеучебной деятельности, ориентированных на активизацию самостоятельной работы школьников, имеющей творческий созидательно значимый характер.

Просмотров работы: 4375