ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У ДЕВУШЕК СТАРШИХ КЛАССОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У ДЕВУШЕК СТАРШИХ КЛАССОВ

Колчанов С.В. 1, Осин А.К. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Физическое воспитание, являясь составной частью общества, его подсистемой, находится в определенных связях, взаимоотношениях с другими социальными подсистемами. Взаимосвязи физического воспитания с общекультурными, политическими и социально-экономическими условиями жизни общества весьма сложны и не одинаковы в различных формациях. Общие закономерности функционирования физического воспитания, отражающие характер взаимодействия его со средой, можно сформулировать следующим образом: физическое воспитание, являясь подсистемой общества, формируется и изменяется под воздействием общекультурных, материальных и социальных условий жизни общества и обусловленных ими потребностей, а в процессе функционирования оказывает воздействие на социально-демографические группы.

Для понимания сущности физического воспитания важно понять, что побуждает человека к двигательной активности, так как этот вид деятельности не связан напрямую с добыванием материальных благ, необходимых для жизни. Важным является и определение соотношений в этом явлений личностного, биологического и социального.

Эффективность физического воспитания существенно повысится, если будет разработан алгоритм привлечения учащихся, студентов, населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом в настоящих социально-экономических условиях. Важно определить, что необходимо сделать, чтобы выработать на различных этапах становления человека потребность заниматься физическими упражнениями и спортом всю жизнь.

Естественно, что мотивация приобщения индивида к занятиям физическими упражнениями и спортом играет первостепенную роль. Существенным аспектом этого процесса с позиции социальной детерминации личности, является связь мотива с потребностями, а последних - с объективными социальными условиями жизни.

Если же связь "мотив - потребность" продолжить до "мотив - потребность - цель", и изучить ее, то можно говорить о вполне четком направлении, в котором необходимо организовать деятельность в области физического воспитания.

Целью нашего исследования являлось определение мотивации и интересов девушек 9,10 и 11-х классов к занятиям физической культурой и спортом. Объектом исследования выступали мотивы к занятиям физической культурой и спортом. Предмет исследования: формирование мотивации к физической активности девушек 9,10 и 11-х классов.

Гипотеза. Предполагалось, что определение мотивационных приоритетов и интересов девушек 9,10 и 11-х классов к занятиям физической культурой и спортом даст возможность определить стимулы, способствующие формированию потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями и эффективного построения процесса физической подготовки.

На вопросы анкеты ответили 204 ученицы средних школ города Киева 9,10 и 11 классов. На основе анализа данных анкетирования, приведенных ниже, прослеживаются ряд тенденций.

Результаты исследований показывают, что во всех классах более 50% школьниц не занимаются спортом или физкультурно-оздоровительными занятиями во внеурочное время. (рис. 1).

Рис. 1. Занимаетесь ли Вы каким-либо видом спорта?

Подавляющее большинство опрошенных из числа тех, кто не занимается спортом во внеурочное время, хотели бы им заниматься (9классы - 58,97%, 10 классы - 44,83% и 11 классы - 46,73%). В то же время спектр видов спорта, которым хотели бы заниматься школьницы - достаточно широк (рис. 2).

Рис. 2. Каким видом спорта Вы хотели бы заниматься?

Можно отметить устойчивую тенденцию в желании заниматься легкой атлетикой и шейпингом учениц всех исследуемых классов (9 классы - 33,33% и 43,59%, 10 классы - 25,86% и 50%, 11 классы - 17,76% и 40,19% соответственно). Побуждают заниматься спортом девушек старших классов совершенно разные причины (рис. 3).

Показательно то, что подавляющее большинство школьниц основными целями в занятиях физическими упражнениями видят совершенствование форм тела и улучшение состояния здоровья. Результаты анализа причин, которые мешают заниматься спортом, представлены на рис. 4.

Среди причин, мешающих заниматься спортом или физической культурой, девушки называют главной - недостаток времени (9 классы - 58,97%, 10 классы - 72,41% и 11 классы - 72,9%).

Ответы школьниц на вопрос: "Как вы проводите свое свободное время?", позволяет уточнить, почему подавляющее большинство старшеклассниц жалуется на отсутствие свободного времени для занятия спортом (рис. 5).

Анализ результатов позволяет сделать вывод, что общение с друзьями, просмотр телепередач и чтение литературы являются более любимым занятием, чем занятия физической культурой и спортом.

Рис. 3. С какой целью Вы хотели бы заниматься спортом?

Рис. 4. Укажите причины, которые мешают Вам заниматься спортом.

Рис 5. Как Вы обычно проводите свое свободное время?

Основная масса учениц оценивает свое здоровье, как хорошее (9 классы - 66,67%, 10 классы - 58,62% и 11 классы - 44,86%).

Одно из задач физического воспитания в школе является укрепление здоровья школьников, и от того, на сколько эффективно оно организовано и проводится, зависит решение этой задачи. Большинство школьниц на вопрос: "Нравятся ли Вам занятия по физической культуре?", дали положительный ответ (рис. 6).

Рис. 6. Нравятся ли Вам занятия по физической культуре?

Для оценки эффективности уроков физической культуры был задан вопрос: "Что Вас не устраивает на уроках по физической культуре?". Обращает внимание то, что большинство старшеклассниц указывает на то, что уроки физической культуры проходят не интересно, мало выделяется времени на спортивные игры (9 классы - 33.33%, 10 классы - 36,21% и 11 классы - 58,88%).

В ходе проведенных исследований получены результаты, которые позволили обозначить причины низкой эффективности физического воспитания в школах и наметить пути повышения мотивации школьников к занятиям физической культурой и спортом. По нашему мнению основные из них следующие:

  • недостаточность времени, отводимого на уроки физической культуры в процессе занятий;

  • программа по физической культуре для школ не в полной мере отвечает требованиям настоящего времени;

  • низкая мотивация к занятиям.

Данные нашего исследования позволяют говорить о необходимости коррекции не только программы по физической культуре для девушек старших классов, но и коррекции организации и проведения различных форм физического воспитания в школе с целью повышения его эффективности.

Просмотров работы: 1918