СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Галкина И.П. 1, Исхакова Н.Р. 2
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов»,
2Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Основным социальным институтом, влияющим на формирование духовного потенциала современной молодежи является семья.

Условия существования современной семьи привели к тому, что были уничтожены многие формы социализации подрастающего поколения [2,77]. Прерванными оказались полноценные связи, преемственность поколений, материальное и духовное благополучие. Современная молодежь начинает рассматривать старшее поколение как чужой «псевдовид» стремится, как можно дальше отойти от поколения родителей в своих обычаях и нравах [1, 45]. Традиционное поведение старших она не просто игнорирует, а поступает во всем наоборот. И выход из всего этого в умение строить искренне человеческие отношения с другими людьми и средой обитания, умении понимать других, сочувствовать, сострадать, по-человечески относиться ко всему живому на земле. В этих простых истинах содержится подлинная духовность. Именно этих духовных ценностей теперь недостает сегодняшней молодежи.

Одним из факторов, воздействующих на духовную жизнь общества, является музыка. Как показывают социологические исследования [3], музыка все больше лидирует в структуре художественных предпочтений человека. Она обгоняет другие виды искусства по плотности функционирования, а следовательно, и по «объему» потребления, выступая как самостоятельный компонент практически всех синтетических искусств.

Из предложенных в анкете вариантов видов искусства школьники по ранжированию на первое место поставили «кино» и «музыку», на второе место – «литературу», а на третье – «театр» и «живопись». Следовательно, можно сказать, что такие виды искусств, как «кино» и «музыка», у школьной молодежи наиболее популярны, т.к. большую часть своего времени школьники проводят у телеэкранов и слушают музыку. Можно выделить ряд причин роста пристрастного отношения молодых людей к этому виду искусства. Доступность, широкое распространение музыкальной культуры с помощью современных технических средств массовой коммуникации, особой абстрактностью и эмоциональной выразительностью музыкального языка создают благоприятные условия для личностного освоения музыкальных произведений.

Результаты ответов на вопрос: «Как Вы проводите свое свободное время?» показаны в таблице 3.

Организация свободного времени в зависимости от музыкальных предпочтений (%)

Таблица 3

Род занятий

Музыкальные предпочтения детей

(сумма ответов больше 100%)

Классическая музыка

Популяр­ная музыка

Народная музыка

Современ­ная эст­радная му­зыка

Занимаюсь домашними делами

28,6

22,0

36,0

20,2

Смотрю телевизор

50,0

3,4

2,3

38,1

Читаю, занимаюсь самообразование

30,1

11,9

3,1

17,9

Занимаюсь спортом

46,4

28,8

3,1

34,5

Слушаю музыку

50,0

42,4

2,2

29,1

Занимаюсь в кружке, студии

0

11,9

0

9,5

Обучаюсь на курсах

10,7

13,6

1,2

8,3

Хожу в гости, принимаю гостей

7,1

11,9

3,1

14,3

Гуляю с друзьями

21,4

47,5

4,1

36,9

Ничего не делаю

7,1

5,1

4,0

48,0

Подрабатываю

3,6

3,4

3,2

2,4

Посещаю театр, концерты

0

0

0

3,6

Посещаю дискотеки, кафе

3,6

11,9

1,2

11,9

Играю на компьютере

10,7

3,4

0

8,3

Занимаюсь хобби

3,6

6,8

0

1,2

Другое

0

1,7

20,0

2,4

Затрудняюсь ответить

0

1,7

22,0

2,4

Сравнивая детей, которые предпочитают классическую музыку, и тех, которые предпочитают современную эстрадную музыку, можно увидеть, что дети, предпочитающие классическую музыку: на: 1,3% больше смотрят телевизор, 1,6% больше слушают музыку, 1,3% больше занимаются спортом, 1,6% больше читают, 1,4% больше занимаются домашними делами, 1,5% больше подрабатывают, 1,5% больше занимаются любимым делом.

Дети, которые предпочитают современную эстрадную музыку больше, чем дети, которые предпочитают классическую музыку, занимаются в кружках (на 9,5 %), ходят в гости (в 2 раза), гуляют с друзьями (на 1,7%), посещают концерты (на 3,6%), посещают дискотеки (на 3,3%).

Дети, которые предпочитают классическую музыку больше, чем дети, которые слушают популярную, смотрят телевизор (на 14,7%), занимаются спортом (на 1,3%), читают (на 2,7%), слушают музыку (на 1,1%), занимаются на компьютере (на 3,1%). Дети, которые предпочитают популярную музыку на 11,9 % занимаются в кружках, на 1,2% больше обучатся на курсах, на 2,2% больше гуляют с друзьями, на 3,3% чаще посещают дискотеки, на 1,8% больше занимаются любимым делом.

Приведенные данные свидетельствуют, что дети, предпочитающие классическую музыку, по ранжированию на первое место ставят «просмотр телепередач» и «прослушивание музыки», на второе место – «занятия спортом», на третье – «помощь родителям в домашних делах».

Дети, которые предпочитают популярную музыку, на первое место ставят «прогулки с друзьями», на второе – «прослушивание музыки», а на третье – «занятие спортом».

Дети, предпочитающие современную эстрадную музыку, на первое место ставят «ничего не делаю», на второе – «просмотр телепередач», а на третье – «прогулки с друзьями».

Проведенный анализ ответов показывает, что свободного времени у всех современных школьников предостаточно: успевают посмотреть телевизор, послушать музыку, погулять с друзьями, заниматься спортом. Однако школьники, которые предпочитают классическую музыку, меньше всех, уделяют внимание прогулкам с друзьями, не развлекаются. Дети, которые увлекаются современной эстрадной музыкой, большую часть времени проводят впустую или ходят в гости и гуляют с друзьями, а другими делами занимаются «понемножку».

Говоря о качестве досуга школьников, можно прийти к следующим выводам: дети, которые предпочитают классическую музыку, склонны использовать свое свободное время для духовного развития, а дети, которые предпочитают современную эстрадную музыку – для развлечения. Дети, которые предпочитают народную музыку в свое свободное время помогают родителям или подрабатывают.

Литература

1.Нугаев М.А., Исхакова Н.Р., Сафиуллина Н.З. Взаимосвязь политической и духовной сферы в современном трансформационном обществе(на материалах Республики Татарстан). – Набережные Челны: Редакционно-издательский отдел НОУ ВПО «Камский институт», 2008. – С 45-46.

2.Мухаметшин А.Г., Сафиуллина Н.З., Исхакова Н.Р. Из истории развития педагогической мысли, духовно-этнических традиций татарского народа (на материалах Республики Татарстан). Монография. – Набережные Челны: ЧОУ ВПО «Камский институт», 2012. – С. 77.

3.Цукерман В.С. Музыка и слушатель. - М., 1972; Алексеев Э.Е., Головинский и др. Молодежь и музыка, сегодня //Социальные функции искусства и его видов. - М., 1980; Человек в мире художественной культуры /Под ред. Ю.У. Фохта-Бабушкина. - М., 1982.

Просмотров работы: 1818