Условия существования современной семьи привели к тому, что были уничтожены многие формы социализации подрастающего поколения [2,77]. Прерванными оказались полноценные связи, преемственность поколений, материальное и духовное благополучие. Современная молодежь начинает рассматривать старшее поколение как чужой «псевдовид» стремится, как можно дальше отойти от поколения родителей в своих обычаях и нравах [1, 45]. Традиционное поведение старших она не просто игнорирует, а поступает во всем наоборот. И выход из всего этого в умение строить искренне человеческие отношения с другими людьми и средой обитания, умении понимать других, сочувствовать, сострадать, по-человечески относиться ко всему живому на земле. В этих простых истинах содержится подлинная духовность. Именно этих духовных ценностей теперь недостает сегодняшней молодежи.
Одним из факторов, воздействующих на духовную жизнь общества, является музыка. Как показывают социологические исследования [3], музыка все больше лидирует в структуре художественных предпочтений человека. Она обгоняет другие виды искусства по плотности функционирования, а следовательно, и по «объему» потребления, выступая как самостоятельный компонент практически всех синтетических искусств.
Из предложенных в анкете вариантов видов искусства школьники по ранжированию на первое место поставили «кино» и «музыку», на второе место – «литературу», а на третье – «театр» и «живопись». Следовательно, можно сказать, что такие виды искусств, как «кино» и «музыка», у школьной молодежи наиболее популярны, т.к. большую часть своего времени школьники проводят у телеэкранов и слушают музыку. Можно выделить ряд причин роста пристрастного отношения молодых людей к этому виду искусства. Доступность, широкое распространение музыкальной культуры с помощью современных технических средств массовой коммуникации, особой абстрактностью и эмоциональной выразительностью музыкального языка создают благоприятные условия для личностного освоения музыкальных произведений.
Результаты ответов на вопрос: «Как Вы проводите свое свободное время?» показаны в таблице 3.
Организация свободного времени в зависимости от музыкальных предпочтений (%)
Таблица 3
Род занятий |
Музыкальные предпочтения детей (сумма ответов больше 100%) |
|||
Классическая музыка |
Популярная музыка |
Народная музыка |
Современная эстрадная музыка |
|
Занимаюсь домашними делами |
28,6 |
22,0 |
36,0 |
20,2 |
Смотрю телевизор |
50,0 |
3,4 |
2,3 |
38,1 |
Читаю, занимаюсь самообразование |
30,1 |
11,9 |
3,1 |
17,9 |
Занимаюсь спортом |
46,4 |
28,8 |
3,1 |
34,5 |
Слушаю музыку |
50,0 |
42,4 |
2,2 |
29,1 |
Занимаюсь в кружке, студии |
0 |
11,9 |
0 |
9,5 |
Обучаюсь на курсах |
10,7 |
13,6 |
1,2 |
8,3 |
Хожу в гости, принимаю гостей |
7,1 |
11,9 |
3,1 |
14,3 |
Гуляю с друзьями |
21,4 |
47,5 |
4,1 |
36,9 |
Ничего не делаю |
7,1 |
5,1 |
4,0 |
48,0 |
Подрабатываю |
3,6 |
3,4 |
3,2 |
2,4 |
Посещаю театр, концерты |
0 |
0 |
0 |
3,6 |
Посещаю дискотеки, кафе |
3,6 |
11,9 |
1,2 |
11,9 |
Играю на компьютере |
10,7 |
3,4 |
0 |
8,3 |
Занимаюсь хобби |
3,6 |
6,8 |
0 |
1,2 |
Другое |
0 |
1,7 |
20,0 |
2,4 |
Затрудняюсь ответить |
0 |
1,7 |
22,0 |
2,4 |
Сравнивая детей, которые предпочитают классическую музыку, и тех, которые предпочитают современную эстрадную музыку, можно увидеть, что дети, предпочитающие классическую музыку: на: 1,3% больше смотрят телевизор, 1,6% больше слушают музыку, 1,3% больше занимаются спортом, 1,6% больше читают, 1,4% больше занимаются домашними делами, 1,5% больше подрабатывают, 1,5% больше занимаются любимым делом.
Дети, которые предпочитают современную эстрадную музыку больше, чем дети, которые предпочитают классическую музыку, занимаются в кружках (на 9,5 %), ходят в гости (в 2 раза), гуляют с друзьями (на 1,7%), посещают концерты (на 3,6%), посещают дискотеки (на 3,3%).
Дети, которые предпочитают классическую музыку больше, чем дети, которые слушают популярную, смотрят телевизор (на 14,7%), занимаются спортом (на 1,3%), читают (на 2,7%), слушают музыку (на 1,1%), занимаются на компьютере (на 3,1%). Дети, которые предпочитают популярную музыку на 11,9 % занимаются в кружках, на 1,2% больше обучатся на курсах, на 2,2% больше гуляют с друзьями, на 3,3% чаще посещают дискотеки, на 1,8% больше занимаются любимым делом.
Приведенные данные свидетельствуют, что дети, предпочитающие классическую музыку, по ранжированию на первое место ставят «просмотр телепередач» и «прослушивание музыки», на второе место – «занятия спортом», на третье – «помощь родителям в домашних делах».
Дети, которые предпочитают популярную музыку, на первое место ставят «прогулки с друзьями», на второе – «прослушивание музыки», а на третье – «занятие спортом».
Дети, предпочитающие современную эстрадную музыку, на первое место ставят «ничего не делаю», на второе – «просмотр телепередач», а на третье – «прогулки с друзьями».
Проведенный анализ ответов показывает, что свободного времени у всех современных школьников предостаточно: успевают посмотреть телевизор, послушать музыку, погулять с друзьями, заниматься спортом. Однако школьники, которые предпочитают классическую музыку, меньше всех, уделяют внимание прогулкам с друзьями, не развлекаются. Дети, которые увлекаются современной эстрадной музыкой, большую часть времени проводят впустую или ходят в гости и гуляют с друзьями, а другими делами занимаются «понемножку».
Говоря о качестве досуга школьников, можно прийти к следующим выводам: дети, которые предпочитают классическую музыку, склонны использовать свое свободное время для духовного развития, а дети, которые предпочитают современную эстрадную музыку – для развлечения. Дети, которые предпочитают народную музыку в свое свободное время помогают родителям или подрабатывают.
Литература
1.Нугаев М.А., Исхакова Н.Р., Сафиуллина Н.З. Взаимосвязь политической и духовной сферы в современном трансформационном обществе(на материалах Республики Татарстан). – Набережные Челны: Редакционно-издательский отдел НОУ ВПО «Камский институт», 2008. – С 45-46.
2.Мухаметшин А.Г., Сафиуллина Н.З., Исхакова Н.Р. Из истории развития педагогической мысли, духовно-этнических традиций татарского народа (на материалах Республики Татарстан). Монография. – Набережные Челны: ЧОУ ВПО «Камский институт», 2012. – С. 77.
3.Цукерман В.С. Музыка и слушатель. - М., 1972; Алексеев Э.Е., Головинский и др. Молодежь и музыка, сегодня //Социальные функции искусства и его видов. - М., 1980; Человек в мире художественной культуры /Под ред. Ю.У. Фохта-Бабушкина. - М., 1982.