РОЛЬ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РОЛЬ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Кулачинская Е.С. 1, Исхакова Н.Р. 2
1НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ» Набережночелнинский филиал
2НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ» Набережночелнинский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Информационную базу составили результаты социологического исследования, проведенного в г.Набережные Челны РТ в 2012г. В исследовании использовалась серийная выборка.

Основой всех социальных отношений являются ценности. Мотивы поведения людей разные, но они складываются из ценностей – социально одобряемых и принятых в обществе понятиях относительно того, к чему должен стремиться человек.

Реально оценить ситуацию, которая сложилась сегодня среди молодежи, можно путем выявления и осмысления ее ценностных ориентаций, что мы пытались проделать в своей работе.

В рамках данного исследования нами был проведен контент-анализ программ телепередач Первого государственного канала на тему: формирования ценностных ориентаций молодежи через средства массовой коммуникации (на примере телевидения).

Как выяснилось время показа информационных программ таких как «Новости» и «Время» варьируется от 1,30 до 2-х часов в выходные и понедельник, до 3-х часов в будние дни, информационно-познавательных таких как «Жить здорово», «Другие новости», «Хочу знать» и др. от одного до 3-х часов. Зато видео фильмы в жанре комедии, а также всевозможные телесериалы занимают от 6 до 10 часов эфирного времени. Мультфильмы около 50 минут в выходные, и все остальное время видео, детективы триллеры мелодраммы и т.д, - около 5 часов.

С таким набором в своей телепрограмме телевидение как наиболее эффектный и доступный информационно-познавательный канал, безусловно, вносит свою роль в формирование ценностных ориентаций молодежи. Происходит замена стереотипов заложенных с детства воспитанием и культурой нашей страны на западные, а также человек уже не может найти себе других занятия кроме просмотра телевизора, потому что телевизор начинает занимать практически все свободное время. Некоторые люди на столько привязаны к просмотру телепередач, что становятся неадекватными. То есть даже получив какое либо предложение альтернативного время провождения, например, похода в кафе, прогулки по улице и т.д, часто отказываются только по причине того, что время запланированного мероприятия совпадает со временем показа какого нибудь сериала или телепередачи. Телевизор постепенно заменяет мир естественных фантазий человека, богатый жизненный опыт его предков, на не всегда удачный опыт героев телесериала.

Одни, на автомате просматривают рекламые ролики, зачастую даже не осознавая той информации, которая была в них заложена, а просто как некий связанный между собой видео ряд или как часть фильма.

Другие, во время рекламы переключают телевизор на другой канал, и вскоре настолько увлекаются происходящим на экране, что просто забывают то, о чем смотрели до этого и так до следующего рекламного блока. В итоге человек даже не осознает, что посмотрел две телепередачи одновременно, но обрывками.

Даже учитывая то, что телевизор в обычной семье большую часть времени работает в фоновом режиме, то есть включен вне зависимости от того смотрит его кто нибудь или нет, он несомненно сводит к минимому все контакты и взаимодействия внутри этой семьи. И вместо тех ценностей, которые человек мог бы перенять от родителей, окружения и учителей он начинает перенимать те, что навязывает ему телеэкран. На вопрос: «Какие телепередачи Вам нравятся?» респонденты ответили следующим образом (см. табл. 1)

Телевизионные предпочтения молодежи (%)

Таблица 1

Телевизионные программы

Смотрят часто

Никогда не смотрят

1.Зарубежные художественные фильмы

61,6

4,2

2.Музыкально-развлекательные программы

58,3

5,6

3.Отечественные художественные фильмы

53, 2

5,8

4.Информационные программы

37,5

8,3

5.Спортивные программы

25,3

7.3

6.Программы о путешествиях

22,7

11,1

7.Игровые программы

17,5

23,2

8.Мультфильмы

15,4

23,3

9.Аналитические программы

14,2

32,4

10.Эротические программы

14,1

19,7

11.Исторические программы

11,2

23,4

12.Научно-популярные программы

10,4

21,7

13.Программы о культуре и искусстве

7,9

29,5

По результатам опроса была выявленна закономерность, те респонденты, которые относятся к таким субкультурам нашего города как готы, панки и металисты практически вообще не смотрят телевизор или смотрят его не более полу часа в день. По их мнению, смотреть его не зачем, да и не на что. У некоторых из них телевизор дома и вовсе отсутствует. Так же очень редко смотрят телевизор люди занятые творческим трудом, как живопись или писательский труд

Зато все остальные люди проводят за телевизором не менее 3-5 часов в день, многие из опрошенных вообще не могут представить себе другого провождения своего свободного времени, у кого то телевизор иногда заменяет компьютер, но в основном результат остаётся прежним [1].

Из проведенного исследования можно сделать вывод, что постоянный просмотр телевизора притупляет в людях творческие способности, естественное желание творить. Зато появляются всевозможные стереотипы, которые навязывают образ действия и образ жизни. Особенно много их формирует реклама.

Другие социальные институты, включая школу, семью на таких условиях просто не могут соревноваться с телевидением поскольку представляют информацию в менее навязчивой и интересной или красочной форме.

Литература

1.Мухаметшин А.Г., Сафиуллина Н.З., Исхакова Н.Р. Из истории развития педагогической мысли, духовно-этнических традиций татарского народа (на материалах Республики Татарстан). Монография. – Набережные Челны: ЧОУ ВПО «Камский институт», 2012. – С.71-72.

Просмотров работы: 2400