НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ

Бондарева Е.С. 1
1Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема интеграции (инклюзии) детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) в общество, в том числе в общеобразовательные («массовые») школы не перестаёт быть актуальной в нашей стране.

Понятие «интеграция» (от лат. «integratio» - восстановление) в данном контексте подразумевает объединение элементов образовательной системы в единое целое, то есть включение детей с ОВЗ в процесс обучения и воспитания в обычные «массовые» школы наравне с номально развивающимися учащимися.

Известно, что интеграция подразделяется на два вида: полная и частичная. На практике частичная интеграция распространена довольно широко. К примеру, дети с ОВЗ со значительной степенью отклонения в развитии, обучающиеся в специальных (коррекционных) школах, в том числе в школах-интернатах, временно объединяются во время режимных моментов, на внеклассных мероприятиях (праздниках, экскурсиях и т.д.) с детьми с «лёгкой» степенью нарушения развития. Также учащиеся с ОВЗ (всех категорий) имеют возможность обучаться в коррекционных классах в обычных (общеобразовательных) школах. Известны случаи интеграции детей с ОВЗ и непосредственно в обычные классы, где учатся нормально развивающиеся дети, но и они единичны.

В настоящее время в системе образования наблюдается тенденция к полной («глобальной») интеграции учащихся с ОВЗ в массовые школы. В этом случае важно рассмотреть особенности контингента, включаемого в общеобразовательные учреждения. Активно интегрируют детей с нарушением сенсорных систем (зрительной, слуховой), детей с двигательными нарушениями (ДЦП), учащихся с различными категориями психических отклонений (интеллектуальных и эмоционально-волевых).

Каждой группе детей с ОВЗ необходимы особые условия, повышенное внимание к их потребностям, сугубо индивидуальный подход.

С одной стороны, интеграция имеет мощный положительный смысл для самих этих детей, для их родителей, для общества в целом (в плане гуманизации и самосовершенствования). Но с другой – возникает ряд препятствий её осуществлению, как материального аспекта, так и социально-психологического.

Важнейшая цель интеграции детей с ОВЗ должна заключаться в максимальной гармонизации всей современной образовательной системы. А этот процесс на практике довольно трудно выполнимый и многоступенчатый.

Возникает вполне естественный вопрос: а готовы ли все участники интеграции к подобной «революции» в образовании? По выявленным данным (опросов и наблюдений), родители таких детей проявляют в основном положительное отношение к интеграции. Родители обычных детей имеют неоднозначное отношение к этому явлению.

Педагоги-дефектологи, несмотря на довольно высокие показатели толерантности и эмпатии, в большинстве случаев, отвергают полную интеграцию детей с ОВЗ. Основной причиной этого факта, вероятно, является глубокое знание данного контингента детей, их особых потребностей, нюансов поведения, так же высокая степень тревожности и эмоционального выгорания у самих педагогов.

Учителя обычных школ и классов, в свою очередь, также психологически не готовы принять большое количество учеников с ОВЗ в связи с нехваткой знаний, умений и навыков в области специальной психологии и специальной педагогики, и в том числе по причине возрастающей физической, интеллектуальной и психоэмоциональной нагрузки на них.

Итак, на начальном этапе проведения интеграции детей с ОВЗ важно осуществлять тщательно продуманный комплекс профилактических мер, минимизирующих возможные побочные эффекты интеграции. В этот комплекс должны быть включены: выявление, профилактика и психокоррекция эмоционального выгорания у педагогов; диагностика и коррекция отношения родителей и педагогов к интеграции детей с ОВЗ; осуществление подготовки условий для взаимодействия педагогов общеобразовательных и коррекционных школ, участвующих в интеграции.

Просмотров работы: 2928