ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В ИСКУССТВЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В ИСКУССТВЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Жаринов В.А. 1, Ефимова Т.Б. 1
1Ставропольский филиал ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Рассматривая период современной России 00-х годов можно заметить, что первые годы не отличаются массовыми протестными движениями. Представители искусства, преимущественно, лояльно относятся к деятельности властей. Только начиная с 2008 года некоторые из них принимают участие в уличных протестных акциях, таких, как «Стратегия 31» («Марш несогласных»). Идеологом этой акции является писатель Эдуард Лимонов  лидер незарегистрированной партии «Другая Россия». По его мнению, властью не исполняется 31 статья Конституции, гарантирующая совбоду собрания. Так же, в разные годы в Маршах несогласных принимали участие: музыканты Юрий Шевчук, Михаил Борзыкин и Дмитрий Ревякин; писатели Захар Прилепин и Виктор Шендерович; музыкальный критик Артемий Троицкий.

Начатая в 2007 году волна протестов против строительства трассы через Химкинский лес привлекает внимание широкой общественности, и в 2010 году на Пушкинской площади в Москве проводится концерт. Участие в нем приняли: Александр Ф. Скляр, Dino MC47, Сергей Галанин и группа «Серьга», Юрий Шевчук и группа «ДДТ», Катя Гордон и группа «Блондрок», группы «Вежливый отказ», «Барто», «Отзвуки Му», «Рикошет», «Телевизор», «Мегаполис».

После выхода в 2002 году книги Говарда Рейнгольда «Умные толпы: следующая социальная революция» в Европе появился такой вид уличного искусства, как флешмобы. Флешмоб (от англ. flash  вспышка, миг, мгновение; mob  толпа)  это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия и затем расходится.

В России ярким примером флешмоба является начатое в 2010-м году движение Синих ведерок. Идеолог движения  издатель, журналист и публицист Сергей Пархоменко. Концептуальная идея гражданского протеста против привилегий и произвола чиновников на дорогах заключается в том, что любой желающий крепит на крышу своей машины детское ведерко синего цвета, внешне напоминающее мигалку.

22 мая 2010 года на Кремлевской набережной член арт-группы «Война» Леонид Николаев с синим ведром на голове запрыгнул на служебную машину со спецсигналом и пробежался по ее крыше. Видео действа было выложенно в интернет.

Проблема произвола на дорогах так же была затронута современным музыкантом Иваном Алексеевым (Noize MC) в песне «Мерседес S666». В песне описывается авария на Ленинском проспекте с участием автомобиля вице-президента компании «Лукойл» Анатолия Баркова, в результате которой погибли знакомые Ивана. «Жалкая чернь трепещи - на трассе патриции. Мы опаздываем в ад, дорогу колеснице».

Активное участие музыкантов в протестной деятельности стало темой «музыкального баттла» между Сергеем Шнуровым и Noize MC  нового для российского шоу-бизнеса жанра.

Тема уличных выступлений легла в основу романа Захара Прилепина «Санькя», по мотивам которого был поставлен спектакль Кирилла Серебренникова «Отморозки» [3]. Позже актеры этого спектакля, совместно с музыкантом Василием Гончаровым (Васей Обломовым), исполнили революционные песни разных эпох и народов в проведенном 1 мая 2012 года концерте «Вася и Отморозки». Ведущим выступил Леонид Парфенов, специальный гость — Ксения собчак.

4 июня 2010 года на подмостках «Театра.doc» состоялась премьера постановки «Час 18». Сюжет спектакля основан на тюремных дневниках и письмах Сергея Магнитского, а так-же свидетельских показаниях по делу его гибели в 2009 году в «Матросской тишине». Большая часть спектаклей «Театра.doc» ставится в жанре документального театра  особого жанра, существующего на стыке искусства и злободневного социального анализа. В темах постановок поднимались проблемы эмигрантов, кризис веры у современного человека, проблемы алкоголизма и наркомании, ущемление прав и свобод граждан и другие [5].

В начале 2011 года внимание общественности фокусируется на грядущих парламентских и президентских выборах. В интернете появляется клип группы «Рабфак» «Наш дурдом голосует за Путина».

В это же время на телеканале «Дождь» появляется проект продюсера Андрея Васильева «Гражданин поэт», в котором стихи, написанные Дмитрием Быковым в жанре политической сатиры на манер известных писателей и поэтов, читает заслуженный артист Российской Федерации Михаил Ефремов. Жанр проекта совмещает поэзию, журналистику и лицедейство. Темой выпуска становилась главная новость прошедшей недели, например участие президента и премьера в уборке урожая на Ставрополье, проведение Русского марша в Москве, отказ Владимира Путина участвовать в предвыборных дебатах, принесение Пояса Богородицы в Россию и другие[6].

В октябре того же года вышел очередной выпуск анимационного веб-сериала Mr. Freeman. Предстающий в выпуске персонаж обращается к президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву с просьбой отправить в отставку премьер-министра Путина, чтобы лишить его возможности избираться на новый президентский срок. Mr. Freeman появился в интернете в конце 2009 года [7]. Основное содержание роликов  монологи, в жесткой форме критикующие образ жизни современного обывателя. Идея сериала принадлежит аниматорам Павлу Мунтяну и Владимиру Пономареву в соавторстве с Анатолием Доброжаном и Вадимом Демчогом, озвучившим персонаж. Анимация сериала насыщена множеством символов и намеков.

Начиная с декабря 2011 года недовольные ходом выборов граждане стали принимать участие в массовых акциях протестах. Среди них присутствовало большое количество деятелей искусства, в том числе музыканты Василий Гончаров (Вася Обломов), известный своими сатирическими песнями, Александр Паперный, Алексей Кортнев и группа «Несчастный случай», Василий Шумов и группа «Центр».

Главный символ протестного движения  белые ленточки и другие элементы того же цвета (воздушные шары, букеты цветов и прочее). Неотъемлемой частью митингов стали так-же различные костюмы, самодельные плакаты с едким, иногда юмористическим содержанием (например: «Я не оппозиция, я гражданин своей страны», «Запрещаю запрещать», «Молчание ягнят закончилось») и другая атрибутика.

На сайте журнала «Большой город» была выложена запись, где корреспонденты просят участников митинга на Болотной площади назвать слово дня. Среди них были названы: доколе, выход, единство, активность, протест, справедливость, пиво, надежда, перемен, yes we can, последний шанс, воодушевление, проснулись, честность, радость, правда, ура, друзья, перевыборы... На сайте был открыт сервис по созданию плакатов к митингам. В создании плакатов поучаствовали известные персоны: поэт Дмитрий Быков «Здесь могла бы быть ваша страна», актер «Квартета И» Леонид Барац («У свободы нет плохой погоды»), актер Максим Виторган «Требую пересчета градусов».

В период от парламентских до президентских выборов были записаны: совместная песня Васи Обломова, Ксении Собчак и Леонида Парфенова, подводящая итог деятельности уходящего президента, и дуэт Андрея Макаревича и Аллы Пугачевой в поддержку кандидата в президенты Михаила Прохорова.

Событие, вызвавшее наибольший общественный резонанс среди протестного искусства состоялось 21 февраля в храме Христа Спасителя. Анонимное творческое анархическое объединение женщин  панк-рок группа «Pussy Riot» осуществила свой Панк-молебен. Данная акция является частью клипа на песню группы, негативно оценивающую сращивание церкви с государством. Ранее группа совершила ряд выступлений, в том числе на крыше едущего троллейбуса, в Елоховском соборе и на Лобном месте.

Художественный перевод названия группы на русский язык – «Бабий бунт», что достаточно точно передает концепцию группы. Отличительным атрибутом участниц группы является самодельная балаклава из вязанного женского чулка. Точное количество участниц неизвестно. В связи с участием в акции на территории храма Христа Спасителя, по приговору суда, две участницы группы отбывают наказание в виде лишения свободы на два года, и одна участница понесла условное наказание. Ролик группы, в который вошли съемки в двух храмах  в храме Христа Спасителя и в Богоявленском соборе в Елохове  был признан экстремистским и запрещен к распространению.

В июне 2012 года состоялась премьера видеоклипа на песню «Бестолковая Любовь» Игоря Григорьева [2]. Персонажами клипа является вымышленное объединение «Новые идейные», представляющие собой собирательный образ активного протестного меньшинства [1]. В клипе присутствуют кадры флешмобов, разгона демонстрантов полицией, фрагменты выступления «Pussy Riot» и видеозаписи с французской демонстрации 1967 года. Музыку можно назвать сверхэклектичной  использована масса струнных инструментов разных народов мира, различные ударные и электронные инструменты, горловое пение. Показаны культурные и религиозные символы, бренды и различные лозунги, в том числе французский лозунг 1967-го года «Я тебя люблю! О, скажи мне это с булыжником в руке!». В клипе озвучен фрагмент манифеста Новых идейных: «Не желание жить в мире, где за гарантию не помереть с голода, приходится платить риском умереть со скуки» [1].

Литература:

  1. Премьера взрывоопасного клипа Бестолковая Любовь

  2. ru.wikipedia.org/wiki/Григорьев,_Игорь_Павлович

  3. afisha.ru/performance/84710/

  4. platformaproject.ru/post/theatre/

  5. teatrdoc.ru/

  6. f5.ru/pg

  7. mf0.me/

Просмотров работы: 2810