ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ

Собянина В.Е. 1, Пашова Н.В. 1, Глушкова Т.А. 1
1ФГБОУ ВПО Уральский государственный горный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное состояние экономики, промышленности и энергетической безопасности России во многом зависит от эффективности и качества освоения ее недр, объемов добычи полезных ископаемых, рационального их использования.

Систему правового регулирования недропользования, являющуюся одной из важных составляющих развития и процветания отрасли, на данный момент нельзя назвать совершенной. Существует немало проблем, связанных как с недостатками законодательной базы и системой управления, так и со структурными особенностями российского минерально-сырьевого комплекса и добывающей промышленности.

Недропользование в Российской Федерации регулируется целым рядом нормативно-правовых документов, центральное место среди которых занимает Федеральный закон «О недрах», принятый в 1992 году. По мнению некоторых специалистов, на первом этапе экономических реформ, закон в целом себя оправдал [2, 3]. Однако в последние годы под влиянием динамично изменяющихся производственно-экономических отношений кардинальное реформирование законодательства в рассматриваемой сфере стало необходимым.

Возможно, первое, на что стоит обратить внимание – это ответственность государства, являющегося собственником недр [1], за неисполнение своих функций в части совершенствования законодательства в сфере недропользования. На данный момент такая ответственность отсутствует, а развитие законодательной базы подменяется принятием многочисленных отраслевых подзаконных актов, в ряде случаев несоответствующих друг другу и внесением поправок в Федеральные законы и Кодексы. Что в свою очередь еще больше обостряет ситуацию и увеличивают число трудностей, с которыми сталкиваются компании на всех этапах пользования недрами.

Примером неоправдавших себя на практике изменений в законодательной базе является фактическое отстранение субъектов федерации от управления недропользованием. Ликвидация, так называемого, принципа двух ключей негативно отразилась на геологическом изучении недр, воспроизводстве минерально-сырьевой базы, существенно ослабило региональные горно-геологические службы, органы лицензирования и контроля. Очевидно, что эффективно осваивать участки недр можно только в тесном контакте с региональными и местными органами власти.

Столь же негативную роль сыграло изменение системы налогообложения добывающих отраслей (введение «плоской» шкалы налога на добычу полезных ископаемых). Отсутствие заинтересованности (в первую очередь, финансовой) органов власти субъектов федерации в проведении геологоразведки на своей территории существенно тормозит организацию конкурсов и аукционов. Очевидно, что эффективное и рациональное недропользование может стать возможным только путем консолидации административных и финансовых усилий всех участников процесса – Российской Федерации, регионов и компаний, - что пока не обеспечивают введенные законодательные поправки.

В последние годы в связи с введением платы за геологическую информацию возникли проблемы с ее предоставлением и оборотом между государственными, федеральными, территориальными фондами недропользования. Также возникают трудности с тем, что законодательством не учтена специфика геологической информации, т. е. ее вероятностный характер.

Принятие Земельного, Лесного, Водного кодексов резко осложнили механизм лицензирования, получения участков лесного и земельного фондов для проведения поисковых, геологоразведочных работ и добычи полезных ископаемых.

Таким образом, с увеличением общего количества источников права и норм обостряется проблема соотношения этих документов между собой, так как действующее законодательство и нормативная база не полно регулирует различные аспекты правотворчества и правоприменения.

Сегодня необходимы системная регламентация основных сторон правотворческого процесса, упорядочение видов и форм издаваемых нормативных актов и установление их четкого взаимодействия. В некоторых регионах России (республика Саха (Якутия), Тверская, Воронежская области) приняты и эффективно действуют специальные законы о нормативно-правовых актах. В Уральском регионе, являющимся одним из самых богатых минерально-сырьевых регионов Российской Федерации подобный закон также необходим. Новый закон классифицировал бы формы актов, их приоритетность, порядок разъяснения, внесение изменений и дополнений, отмены и т.п.

Гармонизация Закона «О недрах» с Земельным, Градостроительным, Налоговым кодексами, Законом «О континентальном шельфе в Российской Федерации» и другими нормативными документами снизит административные барьеры и создаст благоприятные условия для освоения новых месторождений полезных ископаемых и роста перерабатывающего потенциала страны.

Просмотров работы: 1947