Одна из причин снижения игровой активности детей связана с распадом естественного пути формирования игры, когда воспитатель придерживается стереотипного представления об игре как регламентированном процессе и не понимает её специфику, не имеет представление о том, какая должна быть игра на каждом возрастном этапе дошкольного детства, не владеет практическими приёмами организации игры и не умеет играть с детьми разного возраста.
Анализ педагогической деятельности показал, что в практике работы с дошкольниками имеются недостатки в организации детской сюжетно – ролевой игры. Включение педагога в игру детей должно определяться его игровой позицией, которая признана условием становления детской игры и предполагает участие педагога в ней, организацию игровых ситуаций, решение педагогических задач средствами игры. В научной литературе выделены и изучены различные проявления игровой позиции педагога: играющий партнёр (Н.Я.Михаленко), играющий режиссёр (Т.Л.Чепель), координатор, консультант, со – игрок (О.В.Солнцева).
Констатирующий этап эксперимента показал низкий уровень развития сюжетно – ролевой игры у старших дошкольников, тем самым определил одну из основных задач данной темы: разработать и апробировать примерную модель развития игровой позиции воспитателя дошкольного учреждения с учётом теоретических и научно – практических основ этого процесса. В своей работе опираюсь на методы и идеи Груздовой Е.В.
Организация исследования по данной теме проводится поэтапно:
1 этап – теоретический;
2 этап – реализация педагогического эксперимента, направленного на развитие игровой позиции воспитателя дошкольного учреждения;
3 этап – завершение эксперимента, анализ, обобщение и оформление полученных данных.
Реализация педагогического эксперимента состоит в разработке и апробации приёмов развития игровой позиции воспитателя и организации сюжетно – ролевой игры детей.
Игровая позиция воспитателя рассматривается как система устойчивых отношений педагога к детям, проявляющихся одновременно в игровой роли, социальной функции и личностной позиции. Игровая позиция представляет собой сложное образование, включающее рефлексию, эмпатию, креативность и собственный игровой опыт воспитателя, под которым понимается совокупность практически освоенных умений по оперированию элементами сюжетной игры. Игровая позиция воспитателя основывается на общих принципах игры (самоценности, добровольности, игровом равенстве и др.) и предлагает овладение внутриигровым языком, выраженным в слове жесте, мимике, пластике. При этом игровая позиция обеспечивает включение воспитателя в совместную с детьми игру и создаёт условия для развития самостоятельной игры дошкольников.
Развитие игровой позиции воспитателя – процесс управляемый, основным условием которого является реализация модели, обеспечивающей формирование ценностно – смыслового отношения воспитателя к игре и осмысление им предмета игры, приобретение аналитических и проектировочных умений, технологическое оснащение деятельности воспитателя приёмами организации детской игры и самостоятельный поиск эффективных приёмов её организации.
В работе использовались следующие методы: теоретический анализ научной и методической литературы, педагогический эксперимент, целенаправленное наблюдение детской игры и деятельности педагога в этом процессе, анкетирование воспитателей, беседы с воспитателями и детьми дошкольного возраста, психодиагностические опросы и тестирование.