ИГРОВАЯ ПОЗИЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИГРОВАЯ ПОЗИЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Шарапова С.А. 1
1ГОУ ВПО «Ивановский государственный университет» - Шуйский филиал ИВГУ, факультет педагогики и психологии, магистратура1 курс
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Из всех видов детской игры наиболее значимой является сюжетно – ролевая как особая форма удовлетворения его потребности занять определённое место в окружающем мире. Игровая деятельность рассматривается как наиболее доступный и эффективный метод «самостроительства» ребёнка при его собственной активной позиции, связанный с инициативой, фантазией, творчеством. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Григорьев С.В.,1991; Казанский О.А.,1995; Макаренко А.С.,1987; Эльконин Д.Б.,1978; Газман О.С.,1988; Спиваковская А.С.,1999; Шмаков С.А.,1994 и др.) доказывают уникальные возможности игровой деятельности в процессе физического, нравственного воспитания детей, формирования их умения ориентироваться в окружающей действительности, а также утверждают, что игра по своей сути социальна и является действенным средством социализации детей, орудием воспитания социальных навыков и умений, открывающих просторы для творчества социальных отношений. Кроме того, игра является необходимым фактором сформированности произвольности поведения ребёнка, что является неотъемлемым элементом его готовности к дальнейшей учебной деятельности.

Одна из причин снижения игровой активности детей связана с распадом естественного пути формирования игры, когда воспитатель придерживается стереотипного представления об игре как регламентированном процессе и не понимает её специфику, не имеет представление о том, какая должна быть игра на каждом возрастном этапе дошкольного детства, не владеет практическими приёмами организации игры и не умеет играть с детьми разного возраста.

Анализ педагогической деятельности показал, что в практике работы с дошкольниками имеются недостатки в организации детской сюжетно – ролевой игры. Включение педагога в игру детей должно определяться его игровой позицией, которая признана условием становления детской игры и предполагает участие педагога в ней, организацию игровых ситуаций, решение педагогических задач средствами игры. В научной литературе выделены и изучены различные проявления игровой позиции педагога: играющий партнёр (Н.Я.Михаленко), играющий режиссёр (Т.Л.Чепель), координатор, консультант, со – игрок (О.В.Солнцева).

Констатирующий этап эксперимента показал низкий уровень развития сюжетно – ролевой игры у старших дошкольников, тем самым определил одну из основных задач данной темы: разработать и апробировать примерную модель развития игровой позиции воспитателя дошкольного учреждения с учётом теоретических и научно – практических основ этого процесса. В своей работе опираюсь на методы и идеи Груздовой Е.В.

Организация исследования по данной теме проводится поэтапно:

1 этап – теоретический;

2 этап – реализация педагогического эксперимента, направленного на развитие игровой позиции воспитателя дошкольного учреждения;

3 этап – завершение эксперимента, анализ, обобщение и оформление полученных данных.

Реализация педагогического эксперимента состоит в разработке и апробации приёмов развития игровой позиции воспитателя и организации сюжетно – ролевой игры детей.

Игровая позиция воспитателя рассматривается как система устойчивых отношений педагога к детям, проявляющихся одновременно в игровой роли, социальной функции и личностной позиции. Игровая позиция представляет собой сложное образование, включающее рефлексию, эмпатию, креативность и собственный игровой опыт воспитателя, под которым понимается совокупность практически освоенных умений по оперированию элементами сюжетной игры. Игровая позиция воспитателя основывается на общих принципах игры (самоценности, добровольности, игровом равенстве и др.) и предлагает овладение внутриигровым языком, выраженным в слове жесте, мимике, пластике. При этом игровая позиция обеспечивает включение воспитателя в совместную с детьми игру и создаёт условия для развития самостоятельной игры дошкольников.

Развитие игровой позиции воспитателя – процесс управляемый, основным условием которого является реализация модели, обеспечивающей формирование ценностно – смыслового отношения воспитателя к игре и осмысление им предмета игры, приобретение аналитических и проектировочных умений, технологическое оснащение деятельности воспитателя приёмами организации детской игры и самостоятельный поиск эффективных приёмов её организации.

В работе использовались следующие методы: теоретический анализ научной и методической литературы, педагогический эксперимент, целенаправленное наблюдение детской игры и деятельности педагога в этом процессе, анкетирование воспитателей, беседы с воспитателями и детьми дошкольного возраста, психодиагностические опросы и тестирование.

Просмотров работы: 2534