В связи с этим с 2011-12 учебного года в ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» (с 2013 года Шуйский филиал ИвГУ) организован педагогический эксперимент. Целью, которого является выявить, обосновать и экспериментально проверить наиболее эффективные педагогические условия, обеспечивающие качественную подготовку будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
определение критерии оценки готовности студентов, будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию школьников.
разработка и реализация модели подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию младших школьников в образовательном процессе вуза;
экспериментальная проверка эффективности педагогических условий подготовки будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию младших школьников;
Выработка рекомендаций по их реализации.
Гипотезой исследования послужила следующее: подготовка будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию младших школьников в период вузовского обучения будет эффективным, если:
содержание воспитательного потенциала учителя будет определяться духовными традициями национальной культуры и отечественными педагогическими традициями;будут созданы необходимые педагогические условия подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию младших школьников в процессе профессионально-личностного становления. Здесь на наш взгляд существенным является учет следующих педагогических условий: во-первых, организация учебного процесса в форме спецкурса при котором будут уточнены понятия «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание», использованы традиционные духовно-нравственные ценности русской классической педагогики и современные воспитательные технологии; во-вторых, организована творческая деятельность студентов; в-третьих реализована (апробирована) творческие методические разработки по духовно-нравственному воспитанию на практике с учащимися общеобразовательной школы.
Для подтверждения сформулированнойгипотезы были подобраны соответствующие методы исследования:
теоретические методы – системный анализ философских, историко-педагогических, психологических источников по проблеме; сравнительно-сопоставительный анализ положений светской и православной педагогики для построения концепции исследования; моделирование;
эмпирические методы – эксперимент, тестирование, беседа, наблюдение, ранжирование, анализ продуктов деятельности студентов (письменный опрос, эссе, апробация творческих работ); анализ и обобщение полученных экспериментальных данных.
Базами эксперимента исследования были выделены:
Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», Историко-филологический факультет, студенты II-III курсов.
МОУ «Основная общеобразовательная школа №10» г.о. Шуя Ивановской области в рамках договора о сотрудничестве с вузом по духовно-нравственному воспитанию школьников. Младшие школьники 1-4 классов.
Сроки проведения педагогического эксперимента: 2011-2012, 2012-2013 учебные годы.
Этапы эксперимента:
I этап – констатирующий. Проведение первичного «среза».
Решаемая задача: выявление стартовых возможностей готовности студентов к духовно-нравственному воспитанию школьников. Выявление проблемы и обоснование её актуальности.
II этап – формирующий. Проведение промежуточного «среза».
Решаемая задача: разработка модели и методик формирования профессиональных компетенций по духовно-нравственному воспитанию школьников и их апробация в экспериментальной группе; зафиксировать промежуточные результаты.
III этап – контрольный. Проведение контрольного «среза».
Решаемая задача: зафиксировать результат экспериментального воздействия - конечное состояние готовности студентов к духовно-нравственному воспитанию школьников.
Количество выборки: 70 человек. Из них: 35 студентов из экспериментальной группы и 35 из контрольной группы.
Разработаны критерии оценки готовности будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию школьников.
Для выявления уровней готовности будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию школьников были использованы результаты (баллы) «Тест-опросника для студентов» (см. Приложение 1). С помощью «Теста–опросника для студентов» у студентов проверялась освоенность следующих блоков-вопросов (дидактических единиц):
1. Традиции духовно-нравственного воспитания русской классической педагогики.
2. Особенности духовно-нравственного воспитания.
3. Значение главных социальных институтов (семьи, школы и Церкви) в духовно-нравственном воспитании.
4. Методика организации духовно-нравственного воспитания учащихся.
Нами были разработаны критерии оценкиготовности будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию школьников. Выделены три уровня: I уровень – высокий; II уровень – средний; III уровень –низкий. Требования к уровню подготовки составлены в соответствии с компетенциями, представленными в ООП направления Педагогическое образование в рамках ФГОС
I уровень (высокий) – от 13 - 16 баллов
представляет сущность духовной основы нравственного воспитания;
способен содействовать развитию духовно-нравственного сознания воспитанников средствами элективных курсов в области духовно-нравственного воспитания и просвещения;
имеет понятия о способах планирования и организации комплекса мероприятий по духовно-нравственному воспитанию и просвещению школьников.
ориентируется в современных воспитательных методиках и технологиях, в том числе и в информационных, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в школе и готов их применять на практике.
II уровень (средний) – от 8 - 12 баллов
недостаточно представляет сущность духовной основы нравственного воспитания;
недостаточно способен содействовать развитию духовно-нравственного сознания воспитанников средствами элективных курсов в области духовно-нравственного воспитания и просвещения;
слабо понимает способы планирования и организации комплекса мероприятий по духовно-нравственному воспитанию и просвещению школьников.
слабо ориентируется в современных воспитательных методиках и технологиях, в том числе и в информационных, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в школе и частично готов их применять на практике.
III уровень (низкий) – от 0 – 7 баллов
слабо представляет сущность духовной основы нравственного воспитания;
не способен содействовать развитию духовно-нравственного сознания воспитанников средствами элективных курсов в области духовно-нравственного воспитания и просвещения;
не понимает способы планирования и организации комплекса мероприятий по духовно-нравственному воспитанию и просвещению школьников.
плохо ориентируется в современных воспитательных методах и технологиях, в том числе и в информационных, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в школе слабо проявляет готовность их применению.
В начале учебного года был проведен констатирующий этап эксперимента.
Анализ констатирующего эксперимента. При выявлении стартовых возможностей готовности к духовно-нравственному воспитанию школьников студенты опирались на знания, полученные в процессе изучения курса «Педагогика».
Таблица 1. Распределение студентов по освоенности ими блоков вопросов (дидактических единиц). Первичный «срез».
Сентябрь 2011-2012 учебного года |
||||
Уровни Группы |
Освоили 4 ДЕ, % от опрошенных |
Освоили 3 ДЕ, % от опрошенных |
Освоили 2 ДЕ, % от опрошенных |
Освоили 1 ДЕ, % от опрошенных |
В экспериментальной группе |
15 |
12 |
12 |
61 |
В контрольной группе |
13 |
17 |
18 |
52 |
Диаграмма 1. Результаты тестирования, проведенного среди студентов. Первичный «срез».
В эксперименте для определения уровней нами были использованы результаты «Тест-опросник для студентов» (Приложение 1). Количество баллов по дидактическим единицам были распределены в соответствии критериям оценки готовности будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию школьников (I - высокий, II - средний, III-низкий).
Таблица 2. Распределение студентов по уровням готовности к духовно-нравственному воспитанию в начале эксперимента.
Уровни Группы |
I уровень (высокий), % от опрошенных. |
II уровень (средний), % от опрошенных. |
III уровень (низкий), % от опрошенных. |
В экспериментальной группе |
14 |
23 |
63 |
В контрольной группе |
20 |
24 |
56 |
Диаграмма 2. Результаты тестирования, проведенного среди студентов формирующей группы. Первичный «срез».
Диаграмма 3. Результаты тестирования, проведенного среди студентов контрольной группы. Первичный «срез».
Выводы:
Студенты контрольной и экспериментальной групп при первичном «срезе» показали приблизительно одинаковые результаты. В экспериментальной группе: I - высокого уровня -14 % II среднего уровня –23%; III низкого уровня-63%. В контрольной группе: I - высокого уровня -20% II среднего уровня –24%; III низкого уровня-56%. Большинство студентов имеют низкую подготовленность к духовно-нравственному воспитанию школьников. Выявленную проблему можно решить, если будет организована специальная подготовка будущих педагогов по формированию у них воспитательных компетенций в области духовно-нравственного воспитания в рамках их учебного процесса.
Организация и проведение формирующего этапа эксперимента
План формирующего этапа эксперимента. В соответствии с гипотезой определены и апробировались специальные педагогические условия подготовки будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию школьников:
во-первых, организован учебный процесс в форме спецкурса по формированию воспитательных компетенций будущих педагогов в области духовно-нравственного воспитания школьников.
во-вторых, организована самостоятельная творческая деятельность студентов в процессе освоения ими спецкурса;
в-третьих, предоставлена им возможность реализации (апробации) творческих разработок по духовно-нравственному воспитанию школьников на практике с учащимися общеобразовательной школы.
Методы исследования, применяемые в ходе формирующего этапа:
наблюдение за деятельностью студентов в процессе обучения, тестирование, беседа, ранжирование, анализ продуктов деятельности студентов (письменный опрос, эссе, защита и апробация творческих работ).
Реализация педагогических условий подготовки будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию школьников
1. Организация учебного процесса
С 2011-2012 учебного года в экспериментальной группе реализовывается авторская учебная программа курса по выбору для всех педагогических специальностей «Традиции духовно-нравственного воспитания в русской классической педагогике» в ГОУ ВПО «ШГПУ», на II курсе историко-филологического факультета. (Автор программы – к.п.н. Джишкариани Т.Д.)
2. Организация самостоятельной творческой деятельности студентов в процессе освоения ими спецкурса
В процессе освоения курса применялись активные методы обучения.
•развернутая беседа по плану семинарского занятия;
•обсуждение рефератов и докладов студентов;
•дискуссии;
•просмотр учебных видеофильмов с последующим их обсуждением.
•встреча и беседа с ведущим специалистом в данной области.
•выездные занятия, экскурсии.
•выполнение творческих заданий: разработка уроков с использованием дидактических презентаций.
•использование элементов ролевых и деловых игр;
•разработка и реализация студентами творческих учебно-методических сопровождений в рамках процесса духовно-нравственного воспитания в школе.
Творческие задания демонстрировались и защищались студентами перед однокурсниками.
Разработаны критерии оценки творческого задания:
-правильность постановки целей и задач работы;
-соответствие содержания теме;
-соответствие уровня изложения материала возрастной категории учащихся;
-глубина проработки материала;
-правильность и полнота использования источников;
-правильность подбора активных методов воспитания и обучения;
-рациональность использования дидактической презентации;
-умение представить учебно-воспитательный материал слушателям;
-эстетичность оформления, грамотность представленных материалов.
Творческие разработки студентов, удовлетворяющие критериям, рекомендовались к реализации на практике перед учащимися общеобразовательной школы в рамках процесса духовно-нравственного воспитания.
Апробация творческих разработок студентов в школе:
Творческие разработки студентов, удовлетворяющие критериям, были реализованы авторами на практике с учащимися в процессе духовно-нравственного воспитания в МОУ «Основная общеобразовательная школа №10» г.о. Шуя Ивановской области в рамках договора о сотрудничестве с вузом по духовно-нравственному воспитанию школьников.
Творческие разработки студентов были представлены также на:
•внутривузовской научно-практической конференции;
•всероссийских и региональных конкурсах научных проектов социально-педагогического характера, где они были отмечены дипломами и грамотами;
•по обобщению опыта имеются три научные публикации.
По отслеживанию динамики готовности будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию в процессе формирующего этапа эксперимента проведен промежуточный «срез».Получены следующие результаты.
Таблица 1. Распределение студентов по уровням готовности к духовно-нравственному воспитанию в процессе формирующего этапа эксперимента.
Уровни Группы |
I уровень (высокий), % от опрошенных. |
II уровень (средний), % от опрошенных. |
III уровень (низкий), % от опрошенных |
В формирующей группе |
51 |
37 |
12 |
В контрольной группе |
23 |
34 |
43 |
Диаграмма 1. Результаты тестирования, проведенного среди студентов экспериментальной группы. Промежуточный «срез».
Диаграмма 2. Результаты тестирования, проведенного среди студентов контрольной группы. Промежуточный «срез».
Выводы: студенты, прошедшие специальную подготовку через спецкурс «Традиции духовно-нравственного воспитания в русской классической педагогике», показали более высокую подготовленность к духовно-нравственному воспитанию школьников (51% -имеют высокий уровень, 37 % - средний, 12% - низкий), чем студенты из контрольной группы (23% - высокий уровень, 34% - средний, 43% - низкий уровень).
Таким образом, на данном этапе сравнительный анализ результатов первичного и промежуточного «срезов» исследования позволяет утверждать, что выбранный нами путь подготовки будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию школьников является оптимальным.
Литература
Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX века. - Москва: Педагогика, 1990. - 603 с.: ил
Данилюк А. Я. Д Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос.акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― (Стандарты второго поколения).
Дереклеева Н.И. Классные часы по теме "Нравственность". 9-11 классы / Н. И. Дереклеева. – М., 2007. - 176 с.
Джишкариани Т.Д. Глава XXI.Теоретические основы духовно-нравственного воспитания и возможности педагогического сотрудничества общественных институтов Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: монография/ [Л.А. Александрова, АН.Асташова и др.]; под ред. проф. О.И. Кирикова. – Книга 21. Воронеж: ВГПУ, 2010. – 460 с. – С.301-313.
Духовно-нравственное воспитание школьников. Учебно-методическое пособие для курса по выбору для студентов направления Педагогическое образование/ Автор: Т.Д. Джишкариани. – Шуя: изд- во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2011. – 172 с.
Евладова Е.Б. Духовно-нравственное воспитание школьников в системе дополнительного образования. – Сайт «Вера и время» http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=17
Никитина Н.Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы. - Научно-просветительский педагогический журнал «Педагогика культуры»http://www.pedagogika-cultura.narod.ru/private/Articles/N_7/Nikinina_08_2.htm