Вследствие этого происходит окончательное обозначение в рельефе профиля степной дороги, в пределах которой наиболее измененными оказы-ваются почвогрунты, заметно отличающиеся по ряду важных показателей от прилегающего пространства. В дальнейшем, если даже будет приостановлена эксплуатация такой дороги, появившиеся различия почвенных частиц дороги будут адаптивно формировать разнообразную сорно-«бурьянистую» растительность, существенно отличающуюся от целинной степи. Таким образом, почвенный покров разновозрастных дорог является важным объектом познания происходящих на ней трансформационных изменений исходной зональной флоры и растительности. Исходя из этого, нами были изучены почвы различных элементов разновозрастных дорог – колеи и межколейного бугра. Контролем служила почва целинной степи, не тронутой дорожной сетью.
Гранулометрический состав влияет на интенсивность развития водной и ветровой эрозий, на проходимость транспорта по грунтовым дорогам. Исследования показали, что в стационарном пункте разнотравно-дерновиннозлаковой степи урочища Шалево (близ города Ставрополя) почвенный покров – тяжелосуглинистый, что обусловлено значительным содержанием в ней физической глины - частиц менее 0,01 мм, доходящим до 47,5 – 49,0 %; в том числе фракция ила (< 0,001 мм) составляет 25,4 – 27,2 % (табл.). Преобладает в составе мелкий песок (0,25 – 0,05 мм), доля которого 29,8 – 35,7 %. Обращает на себя внимание увеличение содержания тяжелой фракции – физической глины с глубиной.
Почвенный покров разновозрастных дорог анализировался в пределах межколейного бугра и колеи послойно в пределах 0 - 10 и 10 - 20 см. Почвогрунты межколейного бугра средневозрастной дороги (срок демутации 35 лет) относятся к среднесуглинистым, причем по содержанию физической глины изученные слои практически не различались. Несходство более заметно в почвогрунтах колеи, где обнаружено уменьшение физической глины, по сравнению с межколейным бугром, при этом с глубиной содержание этой фракции возрастает.
Выявлено, что старовозрастная дорога содержит физической глины больше, чем средневозрастная (почти столько же, сколько на контроле - под целинной растительностью). В целом же, почвогрунты старовозрастной дороги относятся к тяжелосуглинистым, что близко к аналогичным показателям целинной почвы. Эта особенность старовозрастной дороги, как нам представляется, связана с длительным (около 60 лет) отдыхом, в течение которого шло восстановление гранулометрического спектра почвы. Этому процессу способствовали и корневые системы растений демутационного ряда.
Содержание мелкого песка является характерным показателем состояния почвенного покрова целины и разновозрастных дорог. На дорогах его больше: на средневозрастной дороге – 36,5 – 39,5 %, на старовозрастной – 35,5 – 37,5 %, а его присутствие с глубиной уменьшается и на целине, и на элементах дорог.
Таким образом, почвенный покров опытного стационара Шалево и в пределах разновозрастных дорог по гранулометрическому составу заметно различается, что предопределяет соответствующую реакцию флоры и растительности на эти изменения.
Таблица – Гранулометрический состав почвы структурных участков полевых дорог на стационаре Шалево
Дороги в процессе демутации |
Участок дороги |
Глубина, см |
Размер фракций, мм; содержание, % |
Физич. глина ( |