Запасов углеводородного сырья, учтенных государственным балансом РФ, около десяти миллиардов. Континентальный шельф по соотношению неразведанных ресурсов и разведанных запасов наиболее перспективный из всей территории РФ, из всех нефтегазовых провинций РФ с точки зрения возможности открытия крупных и уникальных месторождений углеводородного сырья. Согласно оценкам Министерства природных ресурсов и экологии РФ общий ресурсный потенциал российской части континентального шельфа составляет порядка ста миллиардов тонн условного топлива это и нефть, и газ.
Помимо укрепления экономики и привлечения инвесторов, страна получает огромные территориальные запасы, несмотря на то, что это водные территории. Благодаря этому Россия получает хорошее стратегическое положение, имея самую протяженную границу. Но существует и проблема экологическая обстановка в районе. Природа Крайнего Севера очень хрупкая и любая авария или чрезвычайная ситуация может пагубно сказаться на природном равновесии в районе. На взгляд представителей «Гринписа» в России, бурение для добычи нефти в Арктике является очень большой проблемой.
Сахалинские проекты стали самыми крупными в российской нефтегазовой отрасли. (В 2010 г. открыты новые месторождения углеводородного сырья в Охотском море, наиболее крупные газовые Южно-Киринское месторождение – 259,9 млрд. м3 иСеверо-Венинское 49,0 млрд. м3 [1]). Но не надо забывать, что Охотское море является кормилицей России, в нем добывается более половины морской продукции Дальнего Востока. Картографическое сопоставление ареалов распространения основных видов биоресурсов и местонахождение перспективных нефтегазоносных структур показывает, что они на 70 % совпадают. Вот почему особе внимание нужно уделить обеспечению безопасности работ на дальневосточных акваториях, чтобы сохранить биоресурсы, не причинить ущерба природе.
Трагедия, произошедшая в Охотском море с ПБУ «Кольская» показала, что компании недостаточно подготовлены к работе в арктическом регионе, во льдах, в условиях полярных ночей и низких температур. Тем более что сегодня ни одна нефтедобывающая компания в мире не обладает технологиями для ликвидации разливов нефти подо льдом, что делает невозможным само появление нефтегазовых проектов в российской Арктике. Исследователи говорят, что риск для окружающей среды в этих отдаленных местах крайне велик, время на ликвидацию аварий здесь удлиняется, особенно если надо действовать в замерзшем море (нельзя ни сжечь нефть, ни ограничить ее разлив и извлечь механическими методами, так как нужно ждать наступления весны). К тому же период естественного разложения нефти при низких температурах сильно удлиняется. Свои требования экологи оформили в заявлении, которое подписано «Гринпис России», Всемирным фондом дикой природы (WWF) России, Союзом охраны диких птиц России и рядом других организаций.
Экологической безопасности Российской Арктики на современном этапе угрожает недостаточная изученность особенностей функционирования сложной технической системы нефтегазовых промыслов в экстремальных природных условиях Арктики и недостаточная изученность в навигационно-гидрографическом отношении районов Арктического шельфа. С учетом этого, в порядке законодательной инициативы, были разработаны проекты Федеральных законов «Об Арктической зоне Российской Федерации», «Об обеспечении экологической безопасности арктической зоны РФ», а также Национальный план действий «Защита морей Арктического региона от антропогенного загрязнения».
В 2011 году Президент РФ Д. Медведев поручил правительству РФ внести в установленном порядке в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие «обеспечение экологической безопасности при реализации инфраструктурных проектов по разведке, добыче и транспортировке углеводородов на континентальном шельфе РФ и в ее исключительной экономической зоне». Это необходимо сделать «с учетом международных требований и стандартов, в том числе путем создания механизмов финансового обеспечения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также путем установления особых режимов природопользования в Арктической зоне Российской Федерации, допускающих возможность добычи нефти в ледовых условиях только при наличии у операторов проверенных методов ликвидации разливов нефти подо льдом».
В июня 2012 года был принят федеральный закон «О регулировании деятельности российских граждан и юридических лиц в Антарктике». Такая деятельность, согласно законоу, осуществляется исходя из принципов использования Антарктики исключительно в мирных целях, равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества, свободы научных исследований, охраны окружающей среды южной полярной области Земного шара и связанных с ней экологических систем [2].
Минприроды РФ санкционирует освоение шельфа только при наличии у компании проверенных и новейших технологий, обеспечивающих безопасное выполнение работ, с минимизацией возможного экологического ущерба. Подготовленный законопроект предусматривает саму возможность добычи нефти в ледовых условиях только при наличии у недропользователя апробированных методов ликвидации разливов нефти. Другой разработанный и внесенный в правительство для последующего внесения в Госдуму законопроект [3], предусматривает возможность добычи нефти в ледовых условиях только при наличии у компании методов ликвидации разливов нефти подо льдом, которые бы обеспечивали экологическую безопасность в этих тяжелых условиях, которыми характеризуется арктическая зона России.
Несмотря на значительное число международных Конвенций по защите моря от загрязнения, основные проблемы международной охраны морской среды Арктики и ее ресурсов до сих пор не поддаются эффективному решению, поскольку проблема охраны морской среды Арктического региона от загрязнения представляет собой целый комплекс сложных политических, правовых и экономических вопросов. Также необходим поиск баланса и компромисса между различными интересами «арктическими» стран, прежде всего это Канады, Дании и в этом направлении делаются важные шаги. В частности, в 2011 году произошло очень важное событие, которого экологи ждали последние пять лет: «арктическими» странами было подписано соглашение о совместном реагировании на чрезвычайные ситуации, которое юридически обязывает эти государства предотвращать и ликвидировать разливы нефти.
Библиографический список
Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2010 году.
Федеральный закон «О регулировании деятельности российских граждан и юридических лиц в Антарктике»
Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» и статью 20 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»
www.strf.ru / Наука и технологии Российской Федерации/