ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ ДОХОДНОЙ И РАСХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА ПАЛЕХСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ ДОХОДНОЙ И РАСХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА ПАЛЕХСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Бюджет Палехского муниципального района – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год и плановый период для исполнения расходных обязательств Палехского муниципального района.

Бюджет Палехского муниципального района составляется сроком на три года и утверждается Решением Совета Палехского муниципального района. Доходы бюджета Палехского муниципального района формируются за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, а также неналоговых доходов и безвозмездных перечислений. Очень показательно сравнение структуры доходов бюджета Палехского муниципального района за три последних года 2009-2011г.г. Основные показатели доходов бюджета систематизированы в таблицах 1-2.

Таблица 1.

Показатели доходов бюджета Палехского муниципального района

Виды доходов

2009 г.

2010 г.

2011 г.

план

Факт

план

факт

план

факт

Налоговые доходы

8455,1

8974,6

10748,0

11475,1

10795,6

11211,0

Неналоговые доходы

10840,9

10865,9

10411,9

10696,4

4532,0

4635,9

Безвозмездные перечисления

124675,9

123308,7

120987,7

120975,8

160284,4

159298,4

Источник: составлено автором на основе анализа местного бюджета Палехского муниципального района на 2009-2011гг.

Таблица 2

Подробная структура доходов бюджета Палехского муниципального района в 2009-2011 гг., %

Вид дохода

Уд. вес к общ. доходу

Уд. вес к общ. доходу

Уд. вес к общ. доходу

ДОХОДЫ ВСЕГО

100

100

100

1. НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

6,0

7,0

6,0

Налог на доходы физических лиц

5,1

6,0

4,8

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

0,8

1,0

1,0

Единый сельскохозяйственный налог

-

-

-

Платежи за пользование природными ресурсами

-

-

-

Прочие налоги, пошлины и сборы

0,1

-

0,2

2. НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

8

7

3,0

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

0,8

0,8

1,0

Платежи при пользовании природными ресурсами

0,1

0,1

0,2

Доходы от продажи земельных участков

0,2

0,2

0,2

Доходы от продажи имущества

1,6

-

1,0

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

4,7

5,3

0,1

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

0,6

0,6

0,5

3. БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

86,0

86,0

91,0

Дотации

47,0

47,0

41,0

Субвенции

28,0

28,0

12,0

Субсидии

11,0

11,0

38,0

Источник: составлено автором на основе анализа местного бюджета Палехского муниципального района на 2009-2011гг.

Проведенные исследования показывают, что основным источником дохода бюджета Палехского муниципального района являются безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней.

В структуре доходов за 2009 году налоговые доходы составили -6%, неналоговые доходы – 8%, в то время как безвозмездные поступления – 86% (рис.1). В 2010 году налоговые доходы составили – 7%, неналоговые доходы – 7 %, безвозмездные поступления – 86% (рис. 2). В 2011 году доля налоговых доходов составила- 6,0%, неналоговых доходов 3,0% от общей суммы доходов, безвозмездные поступления – 91% (рис. 3). Бюджет Палехского муниципального района является дотационным. Запланированные на 2011 год безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней по Палехскому муниципальному району в размере 91 %, намного выше среднего показателя по стране (58,3%). Уменьшение налоговых поступлений происходит в связи с тем, что муниципальные образования ограничены количеством собственных налоговых источников, а те, что определены в НК РФ не имеют хорошей налогооблагаемой базы.

Доходная часть бюджета Палехского муниципального района за 2011 год исполнена на 99,7% при плане поступлений 175611,9 тыс. руб. получено доходов 175145,3 тыс. руб., что составляет 122,5% к соответствующему периоду прошлого года, за 2009год на 99,4% в сумме 143149,2 тыс. руб. при плане поступлений 143971,9 тыс. руб., за 2010 год на 100,7% в сумме 143147,3 тыс. руб. при плане поступлений 142147,5 тыс. руб., что составляет 99,9% к соответствующему периоду прошлого года.

Рис. 1. Структура доходов бюджета в 2009г.

Рис. 2. Структура доходов бюджета в 2010 г.

Рис. 3 Структура доходов бюджета в 2011г.

Если проследить динамику исполнения доходной части бюджета Палехского муниципального района за 2009-2011гг., то необходимо заключить, что имеется тенденция к снижению по фактическому исполнению на 1 % (рис.4.).

Рис.4 Динамика исполнения доходной части бюджета, %

В общей сумме налоговых и неналоговых доходов за 2009г налоговые поступления составили 45% (при плане поступлений 8455,1 тыс. руб. фактически поступило 8974,6 тыс. руб.), в 2010г налоговые поступления составили 52% (при плане поступлений – 10748,0 тыс. руб. поступило 11475,1 тыс. руб.), в 2011г налоговые доходы составили 71% ( при плане поступлений 10795,6 тыс. руб. поступило 11211 тыс. руб.). Увеличение доли налоговых доходов в общей сумме налоговых и неналоговых доходов в 2011году связано с проведением мероприятий по сокращению недоимки по налогам и сборам, подлежащих зачислению в местный бюджет, а также с проведенными мероприятиями по выполнению соглашения «О мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета», заключенного с Департаментом финансов Ивановской области. Основную долю в структуре налоговых доходов занимает налог на доходы физических лиц, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, государственная пошлина (Табл. 2). Эти налоги являются наиболее динамично поступающими налогами. Налог на доходы физических лиц исполнен за 2009год на 107,2 % (при плане поступлений 6841,3 тыс. руб. поступило 7334,4 тыс. руб.), за 2010 год на 108,3% (при плане поступлений 7995,2 тыс. руб. поступило 8657,6 тыс. руб.), за 2011год на 104,5% (при плане поступлений 8048,1 тыс.руб. поступило 8411 тыс. руб.). Основными налогоплательщиками по налогу на доходы физических лиц являются: ООО «Майдаковский завод», ООО «Сплав», ООО «Спектр», ООО «Ника», ООО «Гарант», СПК(колхоз) «Палехский-Агро»,СПК(колхоз) «Подолино», СПК (колхоз) «Рассвет», ОАО «Паново» и бюджетные учреждения. Увеличение поступлений по налогу на доходы физических лиц в 2010 году связано с поступлением задолженности прошлых лет от сельскохозяйственных предприятий по результатам проверки Межрайонной инспекции ФНС №3 по налогам и сборам.

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 2009год исполнен на 101,2% (при плане поступлений 1245,3 тыс. руб. поступило 1260,5 тыс. руб.), за 2010год на 101,5 % (при плане поступлений 1422,6 тыс. руб. поступило 1444,5 тыс. руб.), за 2011г на 101,7% (при плане поступлений 1769,8 тыс. руб. поступило 1800,5 тыс. руб.). Увеличение поступлений по данному налогу связано с поступлением недоимки прошлых лет, что связано с работой межведомственной комиссии, на заседание которой приглашались недоимщики. По состоянию на 01.01.2012г. недоимка по налоговым платежам в бюджет составила 331,0 тыс. руб. Основными задолжниками в бюджет района по ряду налогов являются сельхозпредприятия района, не уплачивающие на протяжении ряда лет налог на доход физических лиц, налог на землю.

Сумма неналоговых доходов в общей сумме налоговых и неналоговых доходов за 2009 год составила 55% (при плане поступлений 10840,9 тыс. руб. поступило 10865,9 тыс. руб.), за 2010 год сумма неналоговых доходов составила 48% (при плане поступлений 10411,9 тыс. руб. поступило 10696,4 тыс. руб.), за 2011год составила 29% (при плане поступлений 4532 тыс. руб. поступило 4635,9 тыс. руб.). Уменьшение суммы неналоговых доходов в 2010, 2011годах связано с изменением бюджетного законодательства в части исключения из состава доходов бюджетов доходов от оказания платных услуг бюджетными учреждениями. Основную долю в сумме неналоговых доходов составляют:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

- штрафы, санкции, возмещение ущерба.

Поступления по доходам от использования имущества, находящегося государственной и муниципальной собственности за 2009год исполнены на 104,6 % (при плане 942,3 тыс. руб. поступило 985,8 тыс. руб.), за 2010 год на 107% (при плане поступлений 1064,7 тыс. руб. поступило 1160,6 тыс. руб.), за 2011год на 101,4% ( при плане поступлений 1413,9 тыс. руб. поступило 1433,8 тыс. руб.). Поступления по доходом от использования имущества в 2011году выросли по сравнению с 2009 годом на 448 тыс. руб., с 2010 годом на 273,2 тыс. руб. Увеличение поступлений по доходам от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности произошло в связи с наиболее эффективным использованием муниципального имущества и земель находящихся в ведении района. Так эффективное использование муниципальных площадей и контроль за поступлением арендной платы за сдачу в аренду имущества и арендной платы за землю позволил увеличить поступление платежей с 985,8 тыс. рублей в 2009 году до 1433,8 тыс. рублей в 2011 году.

Штрафных санкций (административных штрафов, налагаемых РОВД, административной комиссий при администрации района, штрафов ГИБДД) в 2011 году поступило 850,3 тыс. рублей, по сравнению с предыдущим годом на 90,8 тыс. руб. меньше. Основная доля поступлений в этих доходах приходится на штрафы за административные правонарушения в области дорожного движения – 46,5 % и прочим поступлениям от денежных высканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба – 31,7%. На наполняемость бюджета Палехского муниципального района повлияли такие поступления как доходы от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности и доходы от продажи земельных участков. Так доходы от реализации имущества в 2009году составили 2105,5 тыс. руб. (продано здание «Художественных мастерских»), в 2011году составили 1690,7 тыс. руб.(проданы здания: Центра внешкольной работы и здание «Скорой помощи»). Увеличился спрос на покупку земельных участков. Доходы от продажи земельных участков увеличились со 158,1 тыс. руб. в 2009году до 237 тыс. руб. в 2011году.

Анализ безвозмездных поступлений говорит о том, что их объем увеличился в целом с 123308,6 до 159298,4 тыс. руб. (на 29 %) за период 2009-2011гг. (Подробнее см. таблицу 3.)

Таблица 3

Безвозмездные поступления (тыс. руб.)

Безвозмездные поступления

Поступило 2009г

Поступило 2010г

Поступило 2011г

всего

123308,6

120975,8

159298,4

Дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований

67383,6

66282,4

71550,4

Дотации бюджетам муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности

67383,6

56527,2

69723,4

Дотации бюджетам муниципальных районов на поддержку мер сбалансированности бюджетов

 

9755,2

1827,0

Субсидии бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)

15625,0

15757,4

20610,8

Субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований

40234,2

38912,8

67047,8

Иные межбюджетные трансферты

65,8

23,2

89,4

Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам муниципальных образований на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями

65,8

23,2

89,4

Источник: составлено автором на основе анализа местного бюджета Палехского муниципального района на 2009-2011гг.

Таким образом, в 2011 году в бюджет района поступило финансовой помощи из областного бюджета 159298,4 тыс. руб., из них дотации – 71550,4 тыс. руб., субсидии – 20610,8 тыс. руб., субвенции – 67047,8 тыс. руб., иные межбюджетные трансферты – 89,4 тыс. руб., что на 38322,6 тыс. руб. больше по сравнению с предыдущим годом. По сравнению с предыдущими годами в 2011 году поступила субвенция на передачу полномочий с бюджета субъекта РФ бюджету муниципального района по вопросу расчета и предоставления дотации бюджетам поселений.

Итак, бюджет Палехского муниципального района выполняя все надлежащие социально-экономические функции, формируется за счет налога на доходы физических лиц, налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, госпошлины, доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, доходов от продажи материальных и нематериальных активов др. налогов и сборов. При этом динамика взимания данных налогов и сборов показывает, что существует недоимка платежей в сумме 331,0 тыс. рублей за 2011г., но которая имеет тенденции к снижению.

После утверждения бюджета на очередной финансовый год следующим этапом бюджетного процесса является его исполнение, т.е. эффективное расходование бюджетных средств по направлениям, определенным в расходной части бюджета. Расходная часть местного бюджета включает финансирование расходов, связанных с решением вопросов местного значения. Данные о расходах бюджета Палехского муниципального района за последние три года систематизированы в таблице 4.

Таблица 4.

Структура расходов бюджета Палехского муниципального района

Код

классификации

Наименование

расходов

2009 г.

тыс. руб.

2010 г.

тыс. руб.

2011 г.

тыс. руб.

0100

Общегосударственные вопросы

14736,8

16647,2

21148,5

0300

Нац.безопасность и правоохранит. деятельность

44,9

22,3

99,9

0400

Национальная

экономика

15383,8

5713,4

3881,2

0500

ЖКХ

413,5

8654,3

17560,7

0605

Охрана окружающей среды

105,3

   

0700

Образование

82684,9

86917,2

87006,3

0800

Культура, кинематография, средства массовой информации

1420,1

1406,6

1256,8

0900

Здравоохранение

17928,9

18590,3

18555,7

1000

Социальная политика

3180,9

4164,5

3175,8

1400

Межбюджетные

Трансферты

865,2

488,4

23478,3

 

Всего:

136764,0

142604,2

176163,2

Источник: составлено автором

Из таблицы видно, что расходы на социальную сферу составляют более половины расходов бюджета.

Органы власти муниципального образования из средств местного бюджета осуществляют финансирование учреждений образования (школ и дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования) в 2009 году сумма расхода составила 82684,9 тыс. руб., в 2010 году 86917,2 тыс.руб. в 2011 году расходы выросли до 87006,3тыс.руб. На здравоохранение (поликлиник и больниц) в 2009 году было израсходовано 17928,9 тыс.руб. , в 2010 году 18590,3 тыс. руб., в 2011 году затраты составили 18555,7 тыс.руб. , учреждений культуры (прочие учреждения) соответственно 1420,1 тыс.руб., 1406,6 тыс.руб. и 1256,8 тыс.руб. и многие другие учреждения непроизводственной сферы (Таблица 2). Большая доля расходов на образование, здравоохранение финансируется за счет субсидий и субвенций поступающих из областного бюджета, в связи с передачей полномочий. Так в 2011 году расходы производились за счет следующих субсидии и субвенции:

- Субвенция на осуществление переданных органам

местного самоуправления государственных полномочий по

содержанию, обучению и воспитанию детей-сирот и детей

оставшихся без попечения родителей, детей находящихся под

опекой, детей-инвалидов в дошкольных образовательных

учреждениях - 748,6 тыс. руб.

- Субвенция на дополнительное финансирование мероприятий

по организации питания в муниципальных образовательных

учреждениях - 635,5 тыс. руб.

- Субвенция на реализацию основных образовательных программ в

части финансирования расходов на оплату труда работников

образовательных учреждений, расходов на учебники и учебные

пособия, технические средства обучения, расходные материалы и

хозяйственные нужды - 38033,9 тыс. руб.

- Субвенция на ежемесячное денежное вознаграждение за классное

руководство - 695,2 тыс. руб.

- Субвенция на выплату компенсации части родительской платы

за содержание ребенка в государственных и муниципальных

образовательных учреждениях, реализующих основную

общеобразовательную программу дошкольного образования - 1021,0 тыс. руб.

- Субвенция на организацию двухразового питания в

лагерях дневного пребывания детей-сирот и детей,

находящихся в трудной жизненной ситуации - 67,2 тыс. руб.

- Субсидия на модернизацию региональных систем общего

образования - 1003,0 тыс. руб.

-Субсидия Региональные целевые программы «Развитие общего образования

Ивановской области на 2009-2011» - 250,0 тыс. руб.

- Субсидия на организацию отдыха детей в каникулярное время в

лагерях дневного пребывания - 252,0 тыс. руб.

- Субсидии бюджетам муниципальных образований на Реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений по программе «Развитие образования Ивановской области на 2009-2015 годы» - 97,8 тыс. руб. и другие.

Рис. 5. Структура расходов бюджета Палехского муниципального района за 2009г.

Рассмотрев структуру расходов 2009 года (рис.5) можно сказать, что большая доля расходов приходиться на раздел образование 61,0%. В Палехском муниципальном районе количество муниципальных дошкольных образовательных учреждений составляет 4 единицы, количество муниципальных общеобразовательных учреждений составляет 7 единиц, в том числе в сельской местности 6. В предыдущем году оно составляло 8 единиц, проведена оптимизация сети образовательных учреждений – объединены средняя и начальная школы в п. Палех.

В расходы на образование включены расходы на:

  • дошкольное образование;

  • общее образование;

  • дополнительное образование;

  • прочие расходы в области образования.

К прочим расходам можно отнести расходы: на проведение мероприятий и содержание учреждений, находящихся в ведении муниципального образования и расходы на реализацию программ развития.

Кроме общеобразовательных учреждений в систему образования включается также широкая сеть учреждений, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс, так называемые прочие учреждения: научно-методические центры, централизованные бухгалтерии, службы технического надзора за ходом капитального ремонта и строительства объектов образования.

На втором месте в структуре расходов 2009 года это расходы на здравоохранение, их доля составила 13,0%. сюда входят расходы на содержание больниц, фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП). Задача системы здравоохранения: сохранение и улучшение здоровья населения, а для решения данной задачи система здравоохранения должна быть на соответствующем уровне.

На третьем месте расходы на национальную экономику они составили 11,0%. Расходы на национальную экономику включают расходы на:

-Сельское хозяйство и рыболовство

-Водные ресурсы

-Транспорт

-Другие вопросы в области национальной экономики

3678,0

10961,0

660,0

84,8

По разделу 0405 «Сельское хозяйство и рыболовство» основную долю расходов составляют расходы в сумме 2453,3 тыс. руб. за счёт областной целевой субвенции бюджетам муниципальных районов на предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на реализацию молока с установлением ставок на 1 тонну реализованного молока в соответствии с Законом Ивановской области« «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ивановской области и наделением органов местного самоуправления муниципальных районов Ивановской области отдельными государственными полномочиями в сфере поддержки сельскохозяйственного производства» от 30.10.2008 г № 125-ОЗ

По разделу 0406 «Водные ресурсы» исполнены расходы в сумме 10961000 рублей в том числе на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений на р. Палешка п. Палех за счет субсидии федерального бюджета в сумме 10000000 рублей на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений и в сумме 200000 рублей за счет областной субсидии на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений.

На разработку проектно- сметной документации на капитальный ремонт гидротехнических сооружений по р. Палешка израсходовано 761000 рублей за счет средств местного бюджета

По разделу 0408 «Транспорт» расходы в сумме 660,0 тыс. руб. произведены на возмещение выпадающих доходов от пассажирских перевозок. В целях сохранения транспортного сообщения на территории района ИП Красильникову ежемесячно возмещаются из бюджета убытки от предоставления услуг по перевозке пассажиров.

По разделу 0412 «Другие вопросы в области национальной экономики» произведены расходы в сумме 84,8 тыс. рублей на проведение мероприятий по землеустройству и землепользованию. На четвертом месте расходы связанные с общегосударственными расходами. К ним относятся расходы на содержание органов местного самоуправления. За 2009г они составили 14736,8 тыс. руб. или 11,0% от общей суммы расходов.

Рис. 6.Структура расходов бюджета Палехского муниципального района за 2010г

Рассмотрев структуру расходов 2010 года (рис.6), можно сказать, что большая доля расходов, как и в 2009 году, приходиться на раздел образование 61%. На втором месте по удельному весу – расходы на здравоохранение 13%. Расходы на национальную экономику сократились по сравнению с 2009годом на 7,0%. Это связано с уменьшением объема межбюджетных трансфертов: субсидии на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений, в связи с окончанием строительства и субвенции бюджетам муниципальных районов на предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на реализацию молока с установлением ставок на 1 тонну реализованного молока в соответствии с Законом Ивановской области« «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ивановской области и наделением органов местного самоуправления муниципальных районов Ивановской области отдельными государственными полномочиями в сфере поддержки сельскохозяйственного производства» от 30.10.2008 г № 125-ОЗ.

Рис.7. Структура расходов бюджета 2011г

Структура расходов местного бюджета 2011 года отличается от структур расходов 2009 года и 2010 года, тем, что увеличилась доля межбюджетных трансфертов, и составила 13,0% от общего объема расходов бюджета или 23478,3тыс. руб. В данном случае это межбюджетные отношения между органами местного самоуправления муниципального района и органами местного самоуправления поселений, по вопросу предоставления дотации бюджетам поселений на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. Это делигированные полномочия бюджету муниципального района из бюджета субъекта РФ по вопросу расчета и предоставления дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности бюджетов поселений. Также между бюджетом муниципального района и бюджетами поселений осуществляются межбюджетные отношения в соответствии с заключенными договорами: по вопросу передачи части полномочий бюджетам поселений в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах района (расчистка дорог в зимнее время и частичное содержание дорог между населенными пунктами) и передаче полномочий из бюджетов поселений бюджету муниципального района по вопросу осуществления контроля за исполнением бюджета. В 2009 году расходы в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах района (расчистка дорог в зимнее время и частичное содержание дорог между населенными пунктами) составили 500,0 тыс. руб., в 2010 году 488,4 тыс. руб., в 2011 году 740,0 тыс. руб. В 2011 году наблюдается рост расходов на ЖКХ с 6,0 % в 2010 г. до 10 % в 2011 году. Это увеличение произошло за счет капитальных вложений на газификацию жилищного фонда и объектов социальной сферы:

- газификация природным газом 2-ой очереди с. Майдаково – 17560,7 тыс.руб.

Таким образом, каждое звено решает определенные задачи по социально-экономическому развитию муниципального образования.

В бюджетной политике последних лет прослеживается отношение к социальной сфере только как к потребителю финансовых ресурсов. Бюджет не ориентирован на приоритетное решение ни социальных проблем, ни проблем модернизации производства.

Библиография

7.Справка о социально- экономическом развитии Палехского муниципального района за 2009-2011гг.

Просмотров работы: 3934