РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПОЗИТОРОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПОЗИТОРОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие культуры учащихся является одним из ключевых целевых направлений музыкального образования. На решение этой задачи направлена деятельность различных учреждений системы дополнительного образования, к которым относятся и детские музыкальные школы. Детские музыкальные школы призваны формировать личностные качества учащихся, интересы и потребности детей, развивать музыкальные и деятельностные способности; эмоциональное и творческое отношение к общечеловеческим и национальным ценностям культуры, составляющих основу содержания музыкального образования в России.

Отсюда с особой остротой встает вопрос о придании нового статуса задаче развития личности учащихся детских музыкальных школ, и, прежде всего их культуры, в процессе изучения произведений национальных композиторов, способствующей зарождению, укреплению и развитию новых ценностей и мотиваций у каждого человека.

Республика Мордовия как регион многонациональной России является носителем яркой и самобытной музыкальной культуры. Музыкальное искусство Мордовии фольклорной и профессиональной традиций, звучит на концертной эстраде, на радио и телевидении, изучается в образовательных учреждениях различных типов. Проблемам приобщения учащихся к ценностям национальной музыкальной культуры посвящены в республике фундаментальные исследования Л. П. Карпушиной и И. С. Кобозевой, методические работы Т. И. Одиноковой [2, 3, 4, 5, 8].

Педагогический опыт свидетельствует, что при наличии серьезных теоретических работ в данной сфере и несмотря на активное социальное функционирование в республике национального музыкального искусства, практическая деятельность учителей детских музыкальных школ, в большинстве своем не акцентирована на развитие культуры учащихся в процессе изучения произведений национальных композиторов.

Источником этих проблем в педагогической практике является противоречие между активным формированием процесса социального функционирования национального музыкального искусства в Республике Мордовия, включением в обучение учащихся детских музыкальных школ произведений фольклорного и профессионального творчества, и недостаточным уровнем организационно-методического обеспечения, регламентирующего эффективное использование произведений композиторов Республики Мордовия с целью развития культуры учащихся.

Как показывает опыт работы детских музыкальных школ, даже те педагоги, которые целенаправленно и сознательно включают в процесс обучения детей произведения национальных композиторов, не в полной мере осознают, что развитие культуры учащихся становится такой же социальной необходимостью, как развитие национальной музыкальной культуры Республики Мордовия. В условиях многонациональной России развитая культура каждого ученика выступает фундаментальной основой национального музыкально-культурного прогресса и инновационным ресурсом процессов развития отечественной музыкальной культуры, поскольку в социокультурном пространстве существуют объективные взаимосвязи между музыкальной культурой общества и музыкальной культурой отдельного человека.

Целью исследования явилось определение теоретических и методических основ развития культуры учащихся детской музыкальной школы в процессе изучения произведений национальных композиторов.

В своем анализе мы исходили из теоретических положений философии, социологии, культурологии, педагогики и психологии относительно взаимосвязи культуры общества и личности, ее становления и развития в процессе освоения общечеловеческих и национальных ценностей (К. А. Абульханова-Славская, Ю. Б. Алиев, Э. А. Баллер, Д. Б. Кабалевский, М. С. Каган, И. С. Кобозева, Л. Н. Коган, Л. А. Тарасова, Р. А. Тельчарова, В. С. Цуккерман, В. Н. Шацкая, Л. В. Школяр и др. Взаимосвязь культуры и личности, раскрытая в работах ученых, акцентирующих внимание на развитии личностного мира человека, на содержательных, деятельностных резервах индивидуального бытия людей в культуре, в контексте нашего исследования соотносится с той стороной человеческой деятельности, которая связана с переживанием ценностей национальной музыкальной культуры, с ее музыкально-деятельностным осмыслением и эмоциональной переработкой [1; 31].

Мы выяснили, что среди множества существующих определений понятия «культура», наиболее адекватным объекту педагогики является определение, данное В. А. Коневым – современным философом, разрабатывающим проблемы философии культуры, который писал, что «культура – это накопленный человеком опыт деятельности, необходимый для воспроизводства этой деятельности путем формирования (развития) человека» [6, с. 53].

Из такого понимания культуры следует, что в ней получает отражение реализация человека в деятельности, ориентированной на развитие культуры и становящегося способным воспроизводить опыт освоенной им деятельности.Музыкальная культура личности, являясь выражением художественной культуры человека на уровне конкретного вида искусства – музыки, рассматривается в науке, как результат деятельности творящего существа, субъекта производимых во вне и одновременно в себе преобразований.

С этих позиций становится возможным обосновать закономерности формирования музыкальной культуры человека, на основе личностной деятельности, его способностей, интересов, потребностей, которые удовлетворяются в различных видах деятельности (изучение музыки, слушание музыки, вокально-хоровое или инструментальное исполнение музыки и т. п.), посредством сохранения и воспроизводства музыкальной культуры в социальной и педагогической действительности как опыта музыкальной деятельности поколений людей. В нашей работе сделан вывод, что развитие культуры учащихся в процессе изучения произведений национальных композиторов есть процесс упорядочивания опыта музыкальной деятельности, в котором заключена логика развития качеств личности человека. Музыкальная деятельность при этом, должна выступать как активная форма отношения учащихся к произведениям национальных композиторов, так как «уровень активности личности находится в определенном соотношении с ее развитием, качеством, характером, с изменением личности на протяжении жизни, с воспитанием и самовоспитанием, ее совершенствованием» [1, с. 137].

Проблема отношения человека к деятельности нашла свое отражение в работах известных отечественных психологов: Б. Г. Ананьева, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульхановой-Славской и других. «Психологически, – пишет В. Н. Мясищев, – отношения человека в развитом виде представляют интегральную систему избирательных связей личности с различными сторонами действительности, вытекающую из всей истории его развития и внутренне определяющую его действия и переживания» [7, с. 165]. Ученый выделяет два основных вида отношений: положительные и отрицательные, как основу напряженной психической активности человека [7, с. 165-166], определяемой его общественными потребностями, которые превращаются в личные и оказывают влияние на процесс развития культуры учащегося в практической деятельности по изучению произведений национальных композиторов.

Отношения личности связаны и с субъективными переживаниями, отражающими связь предметов и явлений реального мира с целями, мотивами. интересами, потребностями и т. д. Они отражают так же, как пишет К. А. Абульханова-Славская, «способ ее включения в общий ход жизни, учет его субъективной логики и своих же объективированных, примененных возможностей» [1, с. 134].

Отношения личности учащихся проявляются в постановке и решении задач в процессе изучения произведений национальных композиторов, в активности, настойчивости и последовательности в достижении запланированных результатов. Воспроизведение учащимся отношений, способствуя сохранению и трансляции национальной музыкальной культуры, устремлено на развитие его собственной культуры. В содержании данного образа учащегося, заметим, сходятся и термин «образованный», и понятие «культурный человек».

Структура культуры человека в современных научных работах представлена весьма разнообразно, в ней можно выделить множество компонентов, параметров развития средствами музыки, таких как уровень певческого развития, навыки восприятия классической и современной музыки, уровень творческой активности и т. д. Однако, по мнению Л. В. Школяр, «продвинутость» детей в разных сторонах постижения музыки всё же в сумме не составляет музыкальной культуры. Компоненты ее должны быть обобщенными, содержательно выражать самое существенное в ней, быть общими по отношению к частному [9, с. 47].

В структуре культуры учащихся в контексте нашего исследования мы выделяем:

Музыкальную грамотность (когнитивный компонент), которая включает в себя знания, умения, навыки, деятельностный опыт, свзанные с произведениями национальных композиторов.

Чувства, эмоции, мотивы(мотивационно-ценностный компонент), которые проявляют себя в интересах, потребностях, переживаниях, оценках учащихся в процессе восприятия, познания, присвоения и музыкально-деятельностного воспроизведения произведений национальных композиторов, эмпатийное к ним отношение.

Музыкальная деятельность(операциональный компонент), которая включает в себя разнообразную творческую музыкальную деятельность, связанную с изучением произведений национальных композиторов.

Музыкальная деятельность учащихся, которая протекает в процессе их обучения в детской музыкальной школе в классе музыкального инструмента, эстрадного вокала, хоровом или оркестровом классе, представляет собой разновидность исполнительской деятельности со всеми присущими ей характеристиками: она требует творческой активности и затрагивает интеллектуальную, эмоциональную, действенно-практическую и волевую сферы личности. Инструментальная и вокальная исполнительская деятельность являются важнейшей частью музыкальной деятельности. Интерпретация музыкального произведения позволяет исполнителю проявить индивидуальность и является творческой по своей природе. В свою очередь, творчество представляет собой высшую форму активности человека.

Очевидно, что огромным потенциалом в развитии культуры учащихся детской музыкальной школы обладают произведения национальных композиторов, отражающие современные тенденции развития национальной музыкальной культуры регионов страны и российской музыкальной культуры в целом.

По мнению И. С. Кобозевой, «целенаправленное формирование интереса к национальному музыкальному искусству и потребности в национально-культурной музыкальной деятельности – одна из важнейших задач развития культуры личности в процессе обучения музыке» [4, с. 109].

Результативность культурного развития учащихся детской музыкальной школы в процессе изучения произведений национальных композиторов будет обеспечиваться рядом педагогических задач, к которым мы относим следующие:

– задачи нравственно-эстетического развития детей (накопление музыкального опыта и обогащение музыкальных впечатлений, овладение знаниями и представлениями о музыке как искусстве и средстве отображения явлений и предметов окружающей действительности);

– задачи, направленные на развитие у детей музыкальных способностей (воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие звуковысотных и музыкально-слуховых представлений, чувства ритма);

– задачи, связанные с формированием различных видов музыкальной деятельности (изучение музыки, слушание музыки, вокально-хоровое или инструментальное исполнение музыки и т. п.), а также с усвоением определенных способов действий, необходимых для успешного развития каждого из видов музыкальной деятельности;

– задачи культурного личностного развития, связанные с развитием интереса к музыке, развитием музыкальных предпочтений, музыкального мышления, самореализацией в музыкально-творческой деятельности, развитием положительных личностных эмоциональных отношений к произведениям национальных композиторов в процессе этой деятельности.

Эти задачи мы соотносим с основополагающими критериями отбора музыкального материала из произведений национальных композиторов, среди которых следующие: произведения должны быть художественными и увлекательными для учащихся; произведения должны быть психологически и педагогически целесообразными, то есть соответствовать возрасту и нести определенную положительную информацию, являться ценностью; произведения должны выполнять воспитывающую роль, то есть способствовать развитию ценностных ориентаций, нравственных идеалов учащихся; произведения должны быть доступны для учащихся по тематике, музыкальному языку, а также музыкальным и исполнительским способностям детей.

Именно такие критерии наиболее полно определяют пути развития культуры учащихся, формирования интереса детей к произведениям национальных композиторов, способствуют осознанному и эмоционально-выразительному исполнению музыкальных сочинений композиторов.

Развитие культуры учащихся детской музыкальной школы в процессе изучения произведений национальных композиторов предполагает использование разнообразных методов. В педагогической деятельности педагога-музыканта применяются практически все общепедагогические методы, выполняющие обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую (мотивационную) и контрольно-коррекционную функции.

Известные музыканты и педагоги к группе методов, определяемых спецификой музыкального искусства, относили и относят, такие как: метод наблюдения за музыкой (а не обучения ей), метод не навязывать музыку, а убеждать ею, не развлекать, а радовать, метод импровизации (Асафьев Б. В.); метод интонационно-стилевого постижения музыки (Критская Е. Д.) метод сопереживания (Ветлугина Н. А.); метод развития стиле различения (Алиев Ю. Б.); метод моделирования художественно-творческого процесса (Школяр Л. В.).

В работе педагога детской музыкальной школы существенное значение имеют эмоциональные и образные пояснения, а также беседы о музыке, требующие от него тщательной подготовки. В процессе музыкально-просветительской деятельности педагога важно также рассмотреть различные формы внеклассной работы в качестве способа приобщения учащихся к ценностям национальной музыкальной культуры конкретного региона (Кобозева И. С.).

Базируясь на разработанных в научной литературе по педагогике музыкального образования методах развития культуры личности, мы выделяем и такие методы, способствующие эффективному развитию культуры учащихся в процессе изучения произведений национальных композиторов, как: личное наблюдение музыкально-культурных явлений и объектов действительности; восприятие и анализ произведений искусства; игры; инсценирование и иллюстрирование; творческая музыкальная деятельность (исполнение музыкальных произведений, создание рисунков к тем или иным музыкальным произведениям, сочинение и импровизация на заданную музыкальную тему); анализ своих работ; объяснение и показ учителя.

Необходимо знакомить детей с большим количеством произведений национальных композиторов, обладающих определенными чертами национального своеобразия. Для этого можно использовать метод «погружения» учащихся в интонационно-образный строй музыки, пение и пластическое интонирование (имитация движения мелодии рукой), фиксация на бумаге (доске) с помощью графической записи; метод интонационно-стилевого анализа на основе сопоставления и обобщения, позволяет учащимся определять элементы музыкального языка, характерные для того или иного национального музыкального стиля; метод межхудожественных ассоциаций, который способствует освоению учащимися глубинных основ национального своеобразия музыкального искусства посредством обнаружения общности национальных черт языка различных видов искусства (музыки и хореографии, музыки и живописи и др.); метод интонационно-стилевых модуляций выполняет задачу практического оперирования школьниками национально окрашенным мелодическим материалом; метод стилевого моделирования предназначен для развития у учащихся способности конструировать мелодии-характеристики музыкальных образов не только сообразно их настроению и характеру, но и на музыкальном языке той национальной культуры, выразителями которой являются композиторы; словесные методы (объяснение, эвристическая беседа, дискуссия, лекция); методы работы с музыкальным текстом (интерпретация); рефлексивные методы (анализ, проблематизация); значительную роль играют методы диагностики и контроля готовности учащихся к активной и адекватной музыкальной деятельности.

Разработанная теоретическая конструкция может быть рассмотрена как один из вариантов, способных внести изменения в культуру учащихся детских музыкальных школ в процессе изучения произведений национальных композиторов.

Литература

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. – М. : Наука, 1980. – 335 с.

  2. Карпушина, Л. П. Этнокультурный подход к музыкальному образованию учащихся общеобразовательных учреждений : монография / Л. П. Карпушина ; М-во науки и образования Российской Федерации, Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – 128 с.

  3. Кобозева, И. С. Национальная ориентация Российского музыкального образования: историко-педагогический анализ : монография / И. С. Кобозева ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2002. – 184 с.

  4. Кобозева, И. С. Национально-ориентированное непрерывное музыкальное образование: теоретико-методологический аспект : монография / И. С. Кобозева ; под ред. чл.-корр. РАО, проф. Е. Г. Оссовского ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2003. – 181 с.

  5. Кобозева, И. С. Организационно-методические основы музыкально-просветительской деятельности учителя (с содержанием национально-регионального компонента) : учеб. пособие / И. С. Кобозева ; Мордов. гос. пед. инт. – Саранск, 2004. – 117 с.

  6. Конев, В. А. Курс «Философия образования» (культур-антропологический аспект) / В. А. Конев. – Вып. 6. – Самара : СИПКРО, 1996. – 92 с.

  7. Мясищев, В. Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии / В. Н. Мясищев // Хрестоматия по психологии. – М., 1977. – С. 164-170.

  8. Одинокова, Т. И. Мордовский музыкальный фольклор в школе : хрестоматия к программе по музыке (1–4 классы) / Т. И. Одинокова. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2004. – 424 с.

  9. Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе : учеб. пособие / под. ред. Л. В. Школяр. – М. : Академия, 2001. – 232 с.

Просмотров работы: 3526