СФЕРА УСЛУГ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СФЕРА УСЛУГ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

С появлением большого количества организационно-правовых форм предприятий, независимых владельцев собственности и предпринимателей в разных отраслях хозяйствования происходит разделение функций владения и распоряжения ресурсами между муниципальными исполнительными органами власти и системой представительной власти региона [1]. В то же время происходят значительные изменения между отраслями экономики и в ее структуре, которые базируются на структуре ресурсного потенциала региона.

Позитивные результаты социально-экономических преобразований могут быть обеспечены, как показывает опыт развитых стран, развитием сферы услуг в различных отраслях производственного и непроизводственного назначения, проблемы функционирования и развития которых связаны с несоответствием между их функциями и проблемами повышения доходности в этих отраслях.

При всеобщем характере инвестиционного кризиса в России в ряде отраслей сферы услуг он проявляется в менее острых формах, чем в материальном производстве. Основные причины падения инвестиций в сфере услуг те же, что и в материальном производстве: информация, ограниченность финансовых ресурсов при резком удорожании инвестиционной продукции, острый дефицит государственного финансирования. Производство услуг имеет свои особенности, к которым относятся сравнительно низкая капиталоемкость, незначительная средняя степень инвестиционного риска даже в условиях инфляции. В мировой экономике наблюдается постоянный рост доли сферы услуг в совокупном ВВП, которая составляет более 70% от общего объема и значительно превышает долю сферы производства товаров. В наиболее развитых странах мира доля занятых в сфере услуг также более 70% от общей численности занятых в экономике, в то время как в России рыночные и нерыночные услуги в среднем составили не более 50% (к итогу ВВП)[2].

В сфере услуг более быстро стало развиваться предпринимательство, новые формы хозяйственных отношений. По динамике приватизации и разгосударствления большинство услуг значительно опережает промышленность и другие отрасли материальной сферы [3]. В таких условиях более полно проявилась инициатива экономических субъектов в поисках решения инвестиционных проблем. За счет более быстрого накопления капитала сравнительно легче в сфере услуг решается и проблема финансирования капиталовложений. В последние годы в стране наблюдается повышение доли сферы услуг в общем объеме капиталовложений, что, в основном, можно объяснить разными темпами падения инвестиций в двух секторах экономики, что отражает и бурное развитие широкого спектра отраслей услуг, которые раньше практически отсутствовали. Особенно динамично развиваются структурно разветвленные группы финансово-кредитных и деловых услуг, мелкорозничная торговля, индивидуальное жилищное строительство, подотрасли общественного питания, многие виды услуг населению и организациям.

В отраслевом разрезе роль сферы услуг в формировании экономики начинает соответствовать материальной сфере. В группу лидеров входят такие виды услуг, которые связаны с деятельностью инвестиционных фондов и компаний, фирмами, занятыми операциями с недвижимостью, маркетингом, менеджментом, гостиничным бизнесом, ремонтом и реконструкцией помещений, инновационных компаний и т.д. В то же время необходимо отметить, что, несмотря на общехозяйственное значение этих изменений, масштабы этого «сектора роста» в экономике России статистически недооцениваются. Поэтому необходима четкая политика развития сферы услуг в России, которую надо рассматривать с позиции наблюдаемых общих структурных изменений, являющихся факторами обеспечения экономического роста экономики страны в целом. В связи с произошедшими изменениями пропорций распределения труда между производственной и непроизводственной сферами созданы общие условия, способствующие увеличению занятости населения в сфере услуг, чему способствует также и то, что в различных отраслях происходит изменение структуры потребностей населения в услугах культуры и искусства, образования, здравоохранения и др. Такое положение ведет к расширению сферы их деятельности и увеличению численности занятых в этих отраслях. В процессе развития сферы услуг необходимо особое внимание уделять ее инновационной направленности за счет применения НИТ, современного оборудования, механизации и автоматизации труда, ведущих к повышению качества услуг, росту спроса на них, сокращению затрат труда. Такой подход определяется ролью и значимостью развития сферы услуг, что приводит к повышению благосостояния, уровня жизни населения, а также научно-технического уровня производства, способствует расширению спроса, развитию предпринимательства во многих отраслях.

Cтатистика свидетельствует о том, что, начиная с 2000 г., число предпринимательских структур в сфере услуг, особенно социальных, стало снижаться, причем весьма ограничен объем платных услуг населению по видам. На территории Дагестана в 2009 г. населению было оказано платных услуг на 53 452,8 млн рублей (что в сопоставимых ценах на 12,2% больше чем в 2008 г.), из которых 76,0% приходилось на услуги транспорта, связи, жилищно-коммунальные и бытовые. А другие виды услуг, особенно культурного, образовательного и медицинского характера, туристические, санаторно-оздоровительные, необходимые и возможные по климатическим условиям региона, способствующие развитию социального сектора экономики, занимают незначительное место в структуре объема платных услуг (10%). Удельный вес расходов на оплату услуг в потребительских корзинах населения Дагестана составил в 2009 г. 15,1%, что соответствует уровню предыдущего года (в 2008 г. — 15,3%). Развитие бытового обслуживания населения в целом имеет положительную динамику, причем подавляющая часть бытовых услуг в республике (в 2010 г. — 90,6%) приходится на долю восьми видов услуг: по ремонту, окраске и пошиву обуви (9,4%); по ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонту, пошиву и вязанию трикотажных изделий (7,0%); по ремонту и строительству жилья и других построек (30,3%); парикмахерских (14,3%); прокату (10,4%); по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонту и изготовлению металлоизделий (6,5%); техобслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования (10,4); изготовлению и ремонту мебели (2,8); эти услуги преимущественно оказываются малыми предприятиями и организациями, а не отдельными частниками. Устойчивое развитие имеют услуги по ремонту обуви, изготовлению мебели, фотоателье, ритуальные, т.е. предприниматели, которые адаптировались к новым условиям хозяйствования, могут адекватно реагировать на изменения факторов внешней среды и конъюнктуры. Наиболее существенной положительной динамикой в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом характеризовались 3 вида бытовых услуг: услуги по изготовлению и ремонту мебели (увеличение объема услуг в 2,7 раза), услуги по ремонту, окраске и пошиву обуви (увеличение объема услуг в 1,5 раза), услуги фотоателье (увеличение объема услуг в 1,5 раза). Услуги по ремонту и строительству жилья, наоборот, демонстрируют обратную тенденцию (уменьшение объема оказанных услуг на 30%). Общая трудоемкость бытовых услуг довольно велика, что требует высокой цены, сужающей круг потенциальных заказчиков. Анализ развития сферы услуг в регионе показывает, что наиболее проблемными остаются отрасли социального обеспечения и социально-бытового обслуживания, которые нуждаются в государственной поддержке, регулировании финансовых потоков в пользу групп населения, нуждающихся в такой поддержке. Многие отрасли социального сектора не адаптированы к новым условиям хозяйствования, несмотря на наличие массового спроса на услуги этих отраслей. К таким отраслям относятся здравоохранение (медицинские услуги), образование, интеллектуальная сфера, несмотря на то, что уже имеются определенные позитивные тенденции развития услуг в этих отраслях. Масштаб медицинских, образовательных, культурных услуг, которые оказываются непосредственно каждому человеку в отдельности, должен отражать уровень заинтересованности государства в сохранении здоровья и повышении уровня знаний, интеллекта и культуры своих граждан. Большинство предпринимательских структур в сфере услуг являются частными (70% от общего числа) и муниципальными (22%). Доля ликвидированных предприятий и организаций в сфере услуг по отношению к вновь зарегистрированным за последний год составляет около 20%. Несмотря на довольно быстрое развитие рынка услуг, не наблюдается эффективного воздействия функционирования сферы услуг на рост ВВП в регионе. Это объясняется многими факторами социально-экономического развития региона, его территориальными особенностями. Однако главной проблемой, препятствующей развитию предпринимательства в сфере услуг, является отсутствие эффективного управления на всех уровнях.

Наиболее серьезное положение складывается в социально-культурной сфере, в чем сказываются результаты остаточного принципа финансирования социально-культурных услуг, а это влечет за собой серьезные последствия социального развития населения. Низкий уровень образования и нравственности, бескультурье, социальное невежество и инфантилизм немалой части населения, разгул преступности стали одним из основных препятствий на пути реформ. Для решения вопросов развития социально-культурных отраслей сферы услуг необходим комплекс мер, направленных на перестройку механизма финансирования капитальных вложений за счет расширения внебюджетных источников, привлечение средств частных фирм других отраслей, фондов обязательного и добровольного медицинского страхования, благотворительные пожертвования, иностранные инвестиции и др. В условиях коммерциализации услуг возникает необходимость роста собственных средств предприятий сферы услуг этих отраслей. Не менее важным становится необходимость поиска путей решения инвестиционных проблем в каждой из отраслей, на каждом предприятии, используя современные инвестиционные модели и развитие новых форм экономических отношений. Главное место в нормализации инвестиционного климата в непроизводственной сфере принадлежит развитию малого и среднего предпринимательства, которое должно занять в большинстве отраслей сферы услуг доминирующие позиции. Мировой опыт свидетельствует о том, что только на этой основе в сфере услуг формируется конкурентная среда, усиливается мотивация к инвестированию в развитие производства услуг, к более интенсивному использованию фонда основных средств.

Литература

  1. Жданов В.П. Инвестиционные механизмы регионального развития – Калининград. БИЭФ, 2001.

  2. Арасланов Т.Н. Маркетинг услуг: уточнение некоторых понятий с экономической точки зрения // Маркетинг в России и за рубежом, 2004, № 2.

  3. Сфера услуг: новая концепция развития/ В. М. Рутгайзер, Т. И. Корягина, Т. И. Арбузова и др. – М.: Экономика, 1990.

  4. Омарова К. А. Развитие малого и среднего бизнеса в сфере услуг как фактор экономического роста.Журнал «Проблемы современной экономики, N 3 (39), 2011

5

Просмотров работы: 5407