ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ЮГА РОССИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ЮГА РОССИИ

Ионова М.М. 1, Хачукова Ф.М. 1, Карданова И.М. 1
1СКГГТА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня в туристском бизнесе значимой тенденцией является усиление концентрационных процессов посредством объединения туристских предприятий, причины этого связаны преимущественно с обострением конкурентной борьбы на межрегиональном и международном туристских рынках, высокой капиталоемкостью отрасли. Ее конкретными проявлениями являются: формирование крупных объединений различного вида с целью стабилизации позиций на рынке, контроля за ценами, относительного снижения расходов и прочее; установление зон влияния и распределение рынка по территориям, видам туризма, целевым группам; кооперация деятельности независимых туристских агентств или монопольных формирований по пути добровольного сотрудничества.

В тоже время следует учитывать то, что в условиях расширения глобализационных процессов и вступления России в ВТО, сфера туристских услуг не должна рассматриваться в отрыве от других секторов экономики. Позицию маркетингового подхода к формированию эффективной политики повышения конкурентоспособности ТРК поддерживают и некоторые отечественные ученые, утверждающие, что во взаимодействии конкурентоспособных производств прослеживается благотворное усиление одной сферы по отношению к другой. Данная современная тенденция имеет разнообразные проявления. Актуальным на сегодняшний день в региональной экономике является широкое развертывание различных форм интеграции. В наше время уже достаточно ясно видно, что корпоративная форма деятельности – отнюдь не последнее слово в интеграции организационно-экономических связей. Построение и функционирование стратегических альянсов на межрегиональном и отраслевом уровнях имеет ряд преимуществ, которые систематизированы на рис.1.

Рис. 1.Основные преимущества стратегических альянсов сервисных структур

  • обратимость принятия партнерами стратегических решений;

  • снижение остроты конкурентных отношений партнеров;

  • условия для широкой диверсификации деятельности (работ, услуг);

  • снижение трансакционных издержек;

  • уменьшение производственных, финансовых, инвестиционных, сервисных и других рисков;

  • возможности трансфера технологий, знаний, ноу-хау, совместного выполнения НИР по видам услуг;

  • возможности рыночной капитализации компаний (фирм);

  • возможности вхождения в другие рыночные секторы, освоения и завладения определенной их долей;

  • возможности получения синергетического эффекта.

Альянсы в форме территориальных консорциумов представляют собой соглашения (как временные, так и долгосрочные), сторонами которого выступают различные хозяйствующие, научные, учебные и социальные структуры. Консорциум – это временное договорное соглашение и объединение деятельности независимых участников в совместной реализации проекта, программы, плана мероприятий. Деятельность консорциума координирует его лидер, одновременно представляющий интересы объединения в пределах определенных полномочий. Предлагаемый межрегиональный туристский консорциум, по нашему мнению, должен формироваться на основе использования кластерного подхода. Кластер – это сеть независимых производственных и/или сервисных фирм (включая их поставщиков), создателей технологий и ноу-хау (университеты, научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании), связующих рыночных институтов (брокеры, консультанты) и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости.

Особого внимания и проработки требует инвестиционная политика межрегионального туристского консорциума, формируемая руководством организации и входящими в его состав инвестиционными фондами. Следовательно, в целях эффективного управления инвестиционной деятельностью необходимо выделить опорные туристские центры, объединяющие привлекательные объекты туристского интереса, (крепости, открытые для доступа геологические месторождения, археологические раскопки) рекреационные возможности (природные целебные источники, горнолыжные трассы, морские пляжи и т.п., а также санатории и лечебницы, турбазы), достаточно комфортабельные (три звезды) средства размещения и питания, развитую транспортную инфраструктуру (хорошие дороги, канатные дороги, причалы, аэродромы, вертолетные площадки и современный транспорт).

Соответственно объектами инвестиционного интереса предлагаемого межрегионального консорциума могут служить следующие базовые элементы туристско-рекреационной системы:

– объекты туристского интереса как традиционные (памятники архитектуры, места исторических сражений, крепости, музеи, санаторно-курортные объекты рекреационного назначения и т.п.), так и новые, связанные с фольклором и национальным колоритом (зоны традиционной культуры, сохранившие топонимическую систему, элементы традиционной крестьянской и культовой архитектуры, культурно-рекреационные объекты и зоны, а также местности, где сохранились коренные леса, живописные речные долины, существует возможность реконструкции исторических ландшафтов;

– объекты размещения и питания;

– элементы транспортной инфраструктуры.

Таким образом, опорными инвестиционными элементами туристско-рекреационной системы «Золотое кольцо Кавказа» должны стать относительно небольшие территории, на которых должен быть компактно расположен весь набор базовых элементов туристско-рекреационного комплекса, которые необходимо дополнить современными объектами развлечения и отдыха (аквапарками, горнолыжными комплексами, парками типа «Диснейленд» и т.п.)..

Межрегиональный туристский консорциум должен объединять государственные и частные интересы в отношении туристско-рекреационных регионов. Учредителями консорциума должны выступить: владельцы (трудовые коллективы) предприятий и учреждений туристско-рекреационного комплекса таких регионов Юга России как Краснодарский и Ставропольский края, Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская республики, государство, в лице Правительств субъектов ЮФО, а также инвестиционные компании.

Для функционирования предложенной компании необходимы значительные финансовые ресурсы, одним из эффективных механизмов их изыскания может стать размещение части акций на первичном рынке ценных бумаг.

В целях успешной инвестиционной реализации проекта создания туристско-рекреационной системы на его начальном этапе необходимо, прежде всего, выделение федерального финансирования на рекламу туристского потенциала, в том числе объявление особых туристско-рекреационных зон. Далее необходимо определить объекты, которые должны поддерживаться на относительно высоком уровне за счет государственных средств. Это, главным образом, конкретные объекты культурного наследия, обладающие значительным потенциалом туристского интереса, а также капиталоемкие инвестиционные объекты инфраструктуры, в первую очередь транспортной, необходимой для обеспечения эффективного функционирования объектов туристско-рекреационной системы. Остальные культурно-исторические памятники и природно-рекреационные объекты необходимо передать в долгосрочную аренду частным компаниям на определенных условиях, в том числе с обязательным обеспечением возможности использования их в туристско-рекреационных целях (для чего разработать соответствующие нормативно-правовые акты).

Анализируя развитие предпринимательства в сфере туристских услуг туристско-рекреационного региона, можно констатировать, что инвестиционные проекты в данной сфере отличаются высокой фондоемкостью, концентрацией и централизацией капитала, что обусловливает необходимость интеграции ресурсов всех участников туристского рынка.Следует также отметить, что создание и развитие предлагаемой предпринимательской сети на территории таких регионов Юга России как Краснодарский и Ставропольский края, Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская республики невозможно без значительной государственной поддержки, выделения различных субсидий из бюджетов всех уровней, антимонопольного контроля.

Масштабы туристско-рекреационной системы, уровень обслуживания должны соответствовать уровню материального благосостояния потребителей и мировым стандартам, в том числе по параметрам дополнительных услуг, т.е. сервисного содействия. В связи с этим участники стратегического альянса курортов Юга России должны использовать новые принципы управления, гибко менять тактику работы, активно внедрять передовые технологии обслуживания клиентов, формировать комплексную и продуманную стратегию продвижения регионального турпродукта.

Наиболее важными объектами маркетингового анализа рыночных возможностей в сфере туризма являются:

  • потребители (клиенты);

  • туристский продукт;

  • конкуренты;

  • коммуникации.

Изучение потребителей в такой специфической сфере как туризм является важнейшим направлением анализа рыночных возможностей и позволяет определить комплекс побудительных фак-торов, которыми руководствуются потребители при выборе туристских продуктов. Предметом исследования является мотивация потребительского поведения на рынке и определяющие ее факторы.

Среди наиболее значимых факторов можно выделить следующие группы:

  • личностные характеристики: возраст и этап жизненного цикла, род деятельности, образование, экономическое положение, тип личности и самомнение, образ жизни, социальное положение, референтные группы, семья, социальные статусы и роли;

  • мотивация выбора туристских услуг: психологическая, культурная, межличностная, статуса и престижа;

  • источники информации при принятии решения о покупке: персональные (семья, друзья, соседи); коммерческие (реклама, персонал, фирмы); публичные (средства массовой информации); эмпирические (опыт потребителя).

При проведении анализа потенциальных клиентов рынка туристских услуг региона, по мнению автора, необходимо разграничить группировку клиентов межрегионального туристского консорциума по возрастному принципу и по целям туристической поездки. Подобная классификация позволяет выделить в составе потенциальных клиентов компании следующие группы:

1. Молодые люди до 30 лет, основной целью поездки которых является активный отдых. Досуг данной группы включает занятия горнолыжным спортом, различные турпоходы, экстремальные развлечения, ночные дискотеки.

2. Люди среднего возраста, которые намерены совместить активный отдых с деловыми встречами. Данная группа клиентов компании нацелена на проведение поездки в узком кругу в комфортных условиях.

3. Люди пожилого возраста, а также молодые родители с маленькими детьми, основной целью поездки которых является санаторно-курортное лечение.

В работах зарубежных и российских исследователей, помимо возрастного сегментирования, можно встретить различные варианты сегментации туристского рынка, в частности сегментация по побудительным мотивам:

  • маршрутно-познавательный;

  • спортивно-оздоровительный;

  • деловой и конгресс-туризм;

  • курортный, лечебный;

  • охотничий;

  • шоп-туризм;

  • религиозный;

  • учебный и др.

Для разработки программ маркетинговой деятельности применяется сегментация с использованием комбинации признаков: мотивация путешествий, степень значимости туризма в структуре расходов потребителя, стереотип поведения туриста и др.

Каждому из рыночных сегментов должно соответствовать специфическое туристское предложение. В табл. 3.2 представлены основные сегменты туристов, отдыхающих на курортах, входящих в консорциум. Потенциальные потребители туристских услуг сегментированы по двум критериям – возраст и цель поездки. Так, по мнению автора, первую категорию представляют молодые люди (до 30 лет), которые ориентированы на следующие виды туризма:

  • горнолыжный туризм;

  • морской туризм;

  • экстремальный туризм;

  • учебный туризм ;

  • экотуризм;

  • культурно-познавательный туризм;

  • бизнес-туризм.

Следующая категория туристов – люди среднего возраста (30-50 лет), которые являются потребителями следующих видов туристских услуг:

  • бизнес-туризм;

  • горнолыжный туризм;

  • морской туризм;

  • экотуризм;

  • культурно-познавательный туризм;

  • санаторно-оздоровительный.

Группа туристов пожилого возраста ориентированы на:

  • санаторно-оздоровительный;

  • экотуризм;

  • культурно-познавательный туризм;

  • морской туризм.

И, наконец, отдельной категорией выступают семьи с детьми, потребности которых также имеют свою специфику. Для них характерны следующие виды туризма:

  • санаторно-оздоровительный;

  • экотуризм;

  • горнолыжный туризм;

  • культурно-познавательный туризм;

  • морской туризм.

Сегментирование потенциальных клиентов межрегионального туристского консорциума

Критерий сегментации

Курорты регионов ЮФО

Возраст

Вид туризма

Сочи, Адлер, Геленджик

Красная поляна

Приэльбрусье

Домбай, Архыз, Теберда

Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки, Железноводск Кавминводы

Молодые люди

Горнолыжный туризм

 

***

***

***

 

Морской туризм

***

       

Экстремальный туризм

   

***

***

 

Учебный туризм

         

Экотуризм

         

Культурно-познавательный туризм

         

Бизнес-туризм

         

Люди среднего возраста

Бизнес-туризм

         

Горнолыжный туризм

 

***

***

***

 

Морской туризм

***

       

Экотуризм

   

***

***

 

Культурно-познавательный туризм

         

Санаторно-оздоровительный

       

***

Люди пожилого возраста

Санаторно-оздоровительный

       

***

Экотуризм

   

***

***

 

Культурно-познавательный туризм

         

Морской туризм

***

       

Семьи с детьми

Санаторно-оздоровительный

       

***

Экотуризм

       

***

Горнолыжный туризм

 

***

***

***

 

Культурно-познавательный туризм

         

Морской туризм

***

       

Как видно из табл., анализируемые курорты предоставляют довольно широкий спектр туристских услуг, однако, каждый из них, в первую очередь, ориентирован на один или два основных вида туризма, в этой связи в таблице значком *** отмечены виды туризма, превалирующие в структуре туристских услуг того или иного региона.

Составим типологический портрет основной категории туристов, посещающих вышеприведенные курорты Юга России. В табл. 1. представлен анализ основных сегментов отдыхающих на анализируемых в работе курортах.

Для того, чтобы быть более конкурентоспособным, каждый курорт должен предоставлять довольно широкий спектр туристских услуг, при этом, по мнению автора, для более четкого позиционирования регионального турпродукта необходимо определиться с основными его составляющими, на которые и нужно делать акцент при формировании маркетинговой стратегии регионального турпродукта. В этой связи, в рамках предлагаемого в данном диссертационном исследовании стратегического альянса, по мнению автора, необходимо определить превалирующую специализацию каждого курорта.

Так, например, такие курорты как Красная поляна, Домбай, Архыз, Теберда ориентированы, в первую очередь, на предоставление услуг в сфере горнолыжного туризма, соответственно при возрастной категоризации они нацелены на группу «молодые люди (до 30 лет)» и «люди среднего возраста (от 30 до 50 лет)». Рассмотрим более подробно данные категории.

Таблица

Характеристика туристов, отдыхающих на курортах Сочи, Адлер, Геленджик, Красная Поляна, Приэлбрусье, Домбай, Архыз, Теберда, Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки, Железноводск, Кавминводы

 

Сочи, Адлер, Геленджик

Красная поляна

Приэльбрусье

Домбай, Архыз, Теберда

Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки, Железноводск, Кавминводы

1

2

3

4

5

6

Возраст

Все возрасты

Молодые люди и люди среднего возраста

Молодые люди и люди среднего возраста

Молодые люди и люди среднего возраста

Люди среднего возраста и пожилые люди

Вид туризма

Морской туризм

Горнолыжный туризм, экстремальный туризм

Горнолыжный туризм, экстремальный туризм

Горнолыжный туризм, экстремальный туризм

Санаторно-оздоровительный

Стереотип поведения туриста

Все возрасты

Молодые люди (до 30 лет)

Молодые люди (до 30 лет)

Молодые люди (до 30 лет)

Туризм среднего возраста (30-50 лет)

Учитывая то, что в данной категории присутствуют все туристы всех возрастов, то и все

Более дешевые путешествия, менее комфортабельные условия, веселый вечерний отдых

Более дешевые путешествия, менее комфортабельные условия, веселый вечерний отдых

Более дешевые путешествия, менее комфортабельные условия, веселый вечерний отдых

Характерно преобладание семейного туризма, повышенные требования к комфорту,

1

2

3

4

5

6

Стереотип поведения туриста

вышеприведенные стереотипы для нее характерны

     

содержательным экскурсионным программам

туризм среднего возраста (30-50 лет)

туризм среднего возраста (30-50 лет)

туризм среднего возраста (30-50 лет)

Пожилые люди

 

характерно преобладание семейного туризма, повышенные требования к комфорту, содержательным экскурсионным программам

характерно преобладание семейного туризма, повышенные требования к комфорту, содержательным экскурсионным программам

характерно преобладание семейного туризма, повышенные требования к комфорту, содержательным экскурсионным программам

комфорт, персональное внимание со стороны обслуживающего персонала, возможность получения медицинской помощи, размещение в тихих местах

Молодые люди до 30 лет – основной целью поездки, которых является активный отдых. Досуг данной группы включает занятия горнолыжным спортом, различные турпоходы, экстремальные развлечения, ночные дискотеки. Их интересуют более дешевые путешествия, менее комфортабельные условия, веселый вечерний отдых.

Люди среднего возраста также подразделяются на две подкатегории. Деловые люди, которые намерены совместить активный отдых с деловыми встречами. Данная группа клиентов компании нацелена на проведение поездки в узком кругу в комфортных условиях. Туристы, приезжающие на курорт с семьями, у которых повышенные требования к комфорту, содержательным экскурсионным программам. Для данного сегмента туристского рынка в рамках межрегионального консорциума необходимо предложить следующее: фешенебельные гостиницы, которые ориентированы на деловых людей среднего возраста, как правило объединенных схожими интересами, основной целью приезда которых является не только активный горнолыжный туризм, но и налаживание в непринужденной обстановке деловых контактов, заключение договоров. Для удовлетворения вышеперечисленных потребностей при планировке входящих в консорциум гостиниц, необходимо предусмотреть залы для проведения пресс-конференций, заседаний, оснастить все номера стабильной телефонной связью и доступом в Internet. В качестве развлечений можно предусмотреть бильярдную, боулинг, поле для гольфа, а также, несомненно, весь спектр услуг по обеспечению горнолыжного туризма.

Для удовлетворения потребностей следующей группы потенциальных покупателей услуг межрегионального туристского консорциума – молодежи, необходимо оборудовать турбазы, молодежные центры в Красной поляне, Домбае, Архызе, Теберде, а в будущем и в других туристско-рекреационных районах Юга России. Автором предлагается все эти турбазы оформить в едином стиле – молодежном, предусмотреть диско-бар, тренажерные залы. В пакет услуг, предоставляемых турбазами, следует включить организацию турпоходов, обучение горнолыжному спорту, проведение дискотек. Также следует уделять большое внимание проведению различных фестивалей, конкурсов, спортивных соревнований.

Курорты группы Кавказских минеральных вод известны своими лечебно-оздоровительными санаториями, которые привлекают в регион множество туристов, основной целью приезда которых является санаторно-курортное лечение. Для охвата данного сегмента рынка консорциуму необходимо включить в свой состав санатории и здравницы высочайшего уровня, также объединенные единым фирменным стилем.

Следующая категория, курорты черноморского побережья, в большей степени ориентирована на морской туризм. При формировании портрета потенциального потребителя регионального турпродукта морских курортов, следует учитывать, что в данной категории присутствуют туристы всех возрастов, и соответственно все, приведенные в таблице стереотипы поведения клиентов различных возрастных категорий для нее характерны.

Также, консорциуму необходимо уделять значительное внимание фирменному стилю.

Основными элементами фирменного стиля являются:

  • товарный знак;

  • логотип;

  • фирменный блок;

  • фирменный лозунг;

  • другие фирменные константы.

Список использованной литературы:

  1. Ф.М.-Г. Топсахалова, З.Н. Теунаева, Ф.М. Айбазова. Стратегическое управление формированием и развитием регионального туристско-рекреационного комплекса в условиях социально-экономической трансформации./ Монография.-2012г.

  2. Чотчаева Ф.А.-М. Основные направления повышения инвестиционной привлекательности туристско-рекреационной сферы Карачаево-Черкесской Республики //Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т.6. №1. Ч. 3 .

  3. Кутузова Е.Л. Экономическая оценка региональных туристско-рекреационных ресурсов, определяющих потенциал развития горнолыжного туризма в Карачаево-Черкесии и современное состояние туризма в регионе // МИТС-НАУКА: международный научный вестник, сетевое электронное научное издание. - М., 2006. - № 3.

Просмотров работы: 2215