ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Информационная банковская технология (ИБТ) - процесс преобразования банковской информации на основе методов сбора, регистрации, передачи, хранения и обработки данных в целях обеспечения подготовки, принятия и реализации управленческого решения с использованием средств персональной и вычислительной техники.

Использование современных информационных технологий кардинально влияет и изменяет бизнес-процессы в банках, выводя их на принципиально иной уровень.

Банковские технологии неразрывно связаны с информационными технологиями, которые обеспечивают комплексную автоматизацию бизнеса. Современные банковские технологии как инструмент поддержки и развития банковского бизнеса создаются на базе ряда основополагающих принципов:

- модульный принцип построения, позволяющий легко конфигурировать системы под конкретный заказ с последующим наращиванием;

- открытость технологий, способных взаимодействовать с различными внешними системами, обеспечивать выбор программно-технической платформы и переносимость ее на другие аппаратные средства;

- гибкость настройки модулей банковской системы и адаптация их к потребностям и условиям конкретного банка;

- масштабируемость, предусматривающая расширение и усложнение функциональных модулей системы по мере развития бизнес-процессов.

- многопользовательский доступ к данным в реальном времени и реализация функций в едином информационном пространстве;

- моделирование банка и его бизнес-процессов, возможность алгоритмических настроек бизнес-процессов;

- непрерывное развитие и совершенствование системы на основе ее реинжиниринга бизнес-процессов.

2011 год был успешным для рынка банковских IT-технологий: банки увеличивают размеры своих IT-бюджетов и приступают к реализации проектов далеко не первостепенной значимости. Из опрошенных в России CNews кредитных организаций в 2011 году никто не сообщил о сокращении IT-бюджета, а об увеличении сообщили 66% респондентов (см. диаграмму 1).

Изменение IT-бюджетов в банках в 2011 году

Рис.1 Диаграмма изменения ИТ-бюджетов в банках в 2011 г.

Источник: CNews Analytics, 2011

В 2011 году IT-бюджеты крупных банков показывали устойчивый рост, в среднем, на 20–30%.

Банки тратят на IT уже больше, чем до кризиса. IT помогают экономить на офисах, ловить мошенников и даже бороться с бумажной волокитой. Для повышения эффективности банки выделяют IT в отдельные компании или отдают на аутсорсинг.

В 2011 году совокупный объем банковских IT-бюджетов вышел на докризисный уровень. Многие банки увеличили свои расходы на информационные технологии очень существенно. Например, расходы Сбербанка возросли на 26,8%, до 9,33 млрд. рублей. По данным ТАСС-Телеком, суммарные расходы ста крупнейших российских банков на информационные технологии в 2011 году возросли на 16,7% по сравнению с предыдущим годом и составили 25,679 млрд. рублей. Из 100 банков 77 увеличили свои расходы. Топ-10 российских банков по объемам расходов на услуги связи, телекоммуникации и информационные технологии и системы, представлены в таблице 1.

Сбербанк стал самым информатизованным банком в 2011 году, опередивший ВТБ, который занимал первую строчку годом ранее (см. табл. 2). Заметный рывок вперед сделал Юникредит Банк, переместившийся с 11 на 7 место. Новичок рейтинга – Россельхозбанк оказался сразу на 6 месте.

Таблица 1.

Топ-10 российских банков по объемам расходов на услуги связи, телекоммуникации и информационные технологии и системы в 2011 году

Место

Банк

Расходы банка на услуги связи, телекоммуникации и IТ и системы, млрд. рублей

Доля расходов на услуги связи, телекоммуникации и IТ и системы в организационных и управленческих расходах, %

2011 г.

2010г.

Прирост, %

2011 г.

2010 г.

1

Сбербанк

9,33

7,36

26,8

12

12,7

2

ВТБ24

1,2

1,0

19,7

26,3

26,1

3

ХКФ Банк

0,76

0,6

26,4

20,9

20,3

4

Альфа-Банк

0,73

0,66

9,2

12,3

12,2

5

ЮниКредит Банк

0,7

0,97

-27,7

24,6

39,0

6

Райффайзенбанк

0,63

0,61

2,7

12,8

14,8

7

Россельхозбанк

0,63

0,53

19,5

13,6

16

8

ОТП Банк

0,59

0,4

49,8

35,7

30,2

9

Ситибанк

0,59

0,53

11,5

12,5

15,9

10

Росбанк

0,55

0,44

24,5

13,8

16,0

Источник: ТАСС-Телеком

Таблица 2

Уровень информатизации крупнейших банков России

Ранг 2011

Ранг 2010

Банки

Город

1

2

Сбербанк

Москва

2

1

ВТБ

Москва

3

3

Альфа-Банк

Москва

4

7

Газпромбанк

Москва

5

6

Банк Москвы

Москва

6

-

Россельхозбанк

Москва

7

11

Юникредит Банк

Москва

8

5

ВТБ 24

Москва

9

4

НБ Траст

Москва

10

9

BSGV Москва

Москва

Источник: CNews Analytics, 2011

Лидеры рынка поставщиков банковских информационных технологий, в 2010 году увеличили свою выручку от проектов в финансовом секторе, а некоторые повысили долю банковских проектов в общей выручке (см. табл. 3).

Таблица 3.

Крупнейшие поставщики IT для банков

Компания

Выручка от проектов в финансовом секторе, 2010, тыс. р.(с НДС)

Выручка от проектов в финансовом секторе, 2009, тыс. рублей (с НДС)

Доля проектов в финансовом секторе в общей выручке, 2010

Доля проектов в финансовом секторе в общей выручке, 2009

Наиболее значимые проекты 2010г

1

Ай-Теко

6 076 000

5 697 393

48,60%

46,40%

ВТБ, ВТБ Страхование, Сбербанк РФ, Северный банк Сбербанка РФ, Северо-Западный банк Сбербанка РФ, Нордеа Банк, ТранскредитБанк

2

Центр финансовых технологий

5 071 494

3 746 703

88%

90%

Российский банк развития, Московский банк реконструкции и развития, Мосуралбанк, Росинтербанк, Национальный резервный банк, Связной Банк,

3

Инфосистемы Джет

3 390 000

2 154 320

39,30%

32%

Пробизнесбанк, Банк Евразийский (Казахстан), Индекс-Банк (Украина), СКБ-Банк, Банк Зенит, ВТБ, ВТБ24, Юникредит Банк, ,Росбанк

4

ITG (Inline Technologies Group)

3 155 040

2 668 050

31,50%

33%

ВТБ 24, Газпромбанк, Сбербанк

5

Астерос

2 504 284

2 377 122

22,40%

29%

ВТБ, Сбербанк, Газпромбанк

6

Техносерв

2 057 979

1 707 100

6,10%

6,10%

Промсвязьбанк, Сбербанк РФ, «Уралсиб», ВТБ24

7

Диасофт

2 045 809

1 937 614

100%

98,90%

н/д

8

Компьюлинк

1 908 830

1 285 847

12%

10%

н/д

9

Ситроникс

1 673 000

767 000

4%

2%

н/д

10

Epam Systems

1 314 378

1 209 343

19,80%

25,30%

н/д

Источник: CNews Analytics, 2011

Компьютерная техника и виртуализация в 2011 году стали менее модными по сравнению с предыдущим годом. Зато пик моды пришелся на внедрение бизнес-приложений (см. диаграмму 2). Все более актуальными становятся долгосрочные проекты.

Рис.2 Банковские ИТ-проекты в 2010-2011 гг.

Источник: CNews Analytics, 2011

* ЦОД – центр обработки данных,

** СХД – системы хранения данных

В последние пару лет как в России, так и за рубежом, появилось множество компаний, предлагающих свои услуги для продвижения в социальных сетях. Они убеждают банки, что социальные сети можно успешно использовать в своих интересах.

Преимущества банков в социальных сетях:

• мониторинг потенциальных клиентов перед выдачей кредита: активность, постоянство, круг общения, обсуждение работы и бизнеса;

• поиск должников, неплательщиков;

• оперативный обмен информацией между сотрудниками банка в режиме онлайн, инструктажи, обучение, передача опыта, решение аналогичных задач и похожих проблем, рабочие группы по проектам;

• повышение посещаемости сайта компании и поддержка событий;

• поиск необходимого персонала и экспертов;

• популяризация бренда и повышение его узнаваемости;

• оперативный мониторинг, опросы, получение оперативной маркетинговой информации;

• использование данных обратной связи в режиме реального времени, отслеживание откликов о товарах и услугах, тенденций, изучение мнений и предпочтений и т.д.

Несмотря на то, что социальные сети в России появились уже 7 лет назад (что для интернета - приличный срок), довольно долго банки (как и другие крупные компании, работающие с розничными продажами) только приглядывались к «интернетным» социальным сетям, не понимая, для чего они могут им пригодиться. Тем не менее общее число подписчиков на банковские страницы во всех исследуемых социальных сетях (ВКонтакте, Facebook, Twitter, Одноклассники, Livejournal, Youtube) на начало апреля составило 1,48 млн.

Таблица 5

ТОП-15 банков по количеству подписчиков в социальных сетях

Банки

Количество подписчиков

ВКонтакте

facebook

twitter

Одноклассники

Март,2012 г.

Апрель, 2012 г.

Темп роста

Число

Темп роста

Число

Темп роста

Число

Темп роста

Число

Темп роста

1.

Сбербанк

719 624

674 257

-6%

674 257

-6%

38 067

6%

3 345

7%

108 469

12%

2.

ЮниКредит

241 881

234 022

-3%

234 022

-3%

24 520

0%

0

0%

0

0%

3.

Связной

98 704

103 582

5%

103 582

5%

9 651

5%

3 958

3%

0

0%

4.

Траст

27 286

31 649

16%

0

0%

31 649

16%

4 515

2%

0

0%

5.

Русский Стандарт

15 176

15 354

1%

15 354

1%

1 174

5%

717

13%

7 602

3%

6.

Альфа-Банк

10 032

10 143

1%

9 227

5%

3 779

4%

6 375

6%

10 143

1%

7.

СКБ-банк

7 967

7 894

-1%

1 201

2%

1 401

0%

7 894

-1%

0

0%

8.

УБРР

6 421

6 938

8%

6 938

8%

52

63%

476

5%

748

13%

9.

ТКС

6 151

6 299

2%

3 861

16%

6 299

2%

4 542

6%

0

0%

10.

Промсвязьбанк

5 168

5 290

2%

0

0%

5 290

2%

1 222

2%

0

0%

11.

ВТБ24

4 414

5 347

21%

0

0%

5 347

21%

2 379

15%

0

0%

12.

Алтайэнерго

3 769

3 814

1%

320

2%

65

7%

99

48%

3 814

1%

13.

ОТП Банк

3 143

3 276

4%

3 276

4%

282

6%

717

9%

0

0%

14.

Хоум Кредит

2 752

3 002

9%

3 002

9%

713

2%

2 261

2%

2 383

15%

15.

Авангард

2 547

2 548

0%

0

0%

2 548

0%

0

0%

0

0%

Источник: Frank Research Group

Среди наиболее актуальных тенденций в развитии банковских IT-технологий – активное внедрение новых платформ интернет-банкинга и мобильного банкинга.

Клиенты становятся все более требовательными. Они все меньше хотят ходить в офисы и тратить там свое время и все больше предпочитают осуществлять операции через Интернет и мобильные устройства. Для многих молодых людей наличие удобного интернет- или мобильного банкинга становится одним из основных критериев выбора банка.

По итогам 2011 года, рынок дистанционных банковских услуг вырос в два раза и охватывает на сегодняшний день свыше 14 млн. клиентов.

Основные изменения технологий интернет-банкинга идут в двух направлениях: безопасность сервиса и повышение удобства использования.

Мобильный банкинг представляет собой выполнение операций через смартфоны. В 2011 году для клиентов стали доступны мобильные приложения на популярных платформах iOS, Android и Windows Phone 7. Эволюция бизнеса в этом направлении диктует необходимость развития как программного, так и аппаратного обеспечения внутри банка. Число клиентов, которые готовы обслуживаться через Интернет и мобильный телефон, растет благодаря повышению качества интернет-связи во всех регионах России, а также удешевлению стоимости смартфонов.

По мнению Mercatus, к 2015 г. больше клиентов будут пользоваться мобильным, нежели онлайн банкингом:

- самая активная группа мобильных пользователей - от 18 до 49 лет;

- около трети используют либо планируют использовать мобильный банкинг в ближайший год.

Именно эти мобильные клиенты являются наиболее привлекательными для банков: молоды и активны, получают наибольший доход, используют больше банковских продуктов.

Таким образом, новые электронные технологии помогают банкам, изменить взаимоотношения с клиентами и найти новые средства для извлечения прибыли. Банковские компьютерные системы на сегодняшний день являются одной из самых быстро развивающихся областей прикладного сетевого программного обеспечения.

Литература

1. Аккерман К. «IT: Есть, где развернуться» http://www.iso.ru 2010г

2. Компания SAP «Информационные технологии в банковском SME-секторе в РФ» http:// www.comprice.ru

3. ИТ в банковской сфере» http://www.tradinginforex.ru/trade

4. С. Вихров «Как ИТ-проекты работают в банках» http://bank.ru/

5. В. В. Голоднов. «Особенности рынка автоматизированных банковских информационных систем» http://research.rea.ru/.2009

6. Кира Аккерман,http://bankir.ru/publikacii/s/it-dlya-bankov

15

Просмотров работы: 8132