АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН С ПОМОЩЬЮ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ И ПРОГНОЗ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА НА ИХ ОСНОВЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН С ПОМОЩЬЮ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ И ПРОГНОЗ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА НА ИХ ОСНОВЕ

Магомедова Е.С., Гаджикурбанова С.М
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Государственный Бюджет — важный инструмент государственного регулирования экономики. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий населения.

Как известно, Республика Дагестан, к сожалению, входит в число дотационных регионов. Также неблагоприятными являются характеристики всех основных индикаторов общехозяйственной конъюнктуры: продолжается падение промышленного производства, сокращается масса прибыли, растет число убыточных предприятий, сверхвысокий уровень ставки банковского процента блокирует инвестиционную активность производителей. Одним из наиболее тревожных проявлений деградации производственной сферы Республики является положение аграрного сектора.

Критическое состояние материального производства, в котором была занята подавляющая часть населения России и Дагестан в том числе, вызвало глубокие социальные деформации в обществе, из которых наиболее существенной является нарушение нормальных пропорций формирования денежных доходов населения, происходящее на фоне все более обостряющейся проблемы невыплаты заработной платы. Финансирование образования, науки, культуры и здравоохранения из бюджетов всех уровней не обеспечивает даже минимальных потребностей этих социально значимых областей, в которых из-за этого также сложилась сложная ситуация.

Однако, рассматривая Бюджет, мы видим, что основная проблема здесь не только в нерациональном построении структуры распределения отдельных статей, но, прежде всего в простой нехватке денежных средств в результате недоисполнения поступлений Бюджета. Таким образом, для успешного развития Республики необходимо успешное построение, организация и исполнение поступлений Бюджета РФ. Действительно, именно из-за не в полной мере выполненной доходной части, правительство вынуждено сокращать расходы Бюджета, в том числе и на культуру, медицинское страхование. Это же и является причиной задержек выплаты пенсий, пособий, денежного довольствия и заработной платы в бюджетных организациях. Поэтому будут рассмотрены вопросы, связанные с доходной частью Бюджета.

Для того чтобы органы управления Республики могли эффективно вырабатывать экономическую политику, оценивать ранее принятые решения, необходим глубокий анализ Бюджета Республики в динамике, так как ряды динамики позволяют охарактеризовать закономерность изменения явления во времени.

Приведена таблица с исходными данными в фактически действовавших ценах. Источники данной информации – публикации Министерства Финансов РД и Государственного комитета по статистике РД.

Таблица 1

Динамика доходов и расходов консолидированного Бюджета Республики Дагестан (в сопоставимых ценах, млрд. руб.).

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Доходы

16,9

19,1

22,5

27,1

38,7

52,6

64,44

62,4

66,3

71,9

Расходы

17,1

19,5

23,2

26,6

37,9

49,6

67,63

60,5

70,2

72,8

Дефицит, профицит

-0,2

-0,8

-0,5

0,5

0,4

1,4

-1,1

1

-0,2

-0,5

Из данных, приведенных в Таблице 1, можно сделать некоторые выводы:

Доходы Бюджета Республики Дагестан в период с 2003 по 2012 год многократно возросли (с 16,9 до 71,9 млрд. руб.), при этом значительно увеличился объем расходов.

Однако для более полных и точных выводов необходим глубокий статистический анализ, а также необходимо использование специальных методов прогнозирования временных рядов.

Для количественной оценки динамики доходов Бюджета региона применяются статистические показатели: абсолютные темпы роста и прироста, темпы наращивания и т. д.

Для статистического анализа динамики доходов Бюджета Республики Дагестан необходимо произвести расчет нижеприведенных показателей.

Таблица 2

Расчет показателей динамики доходов Бюджета Республики Дагестан

Год

Доходы Бюджета РД, млрд. руб.

базисный абсолютный прирост, млрд. руб.

цепной абсолютный прирост, млрд. руб.

абсолют-ное ускорение, млрд.руб.

относи-тельное ускорение, млрд. руб

темп роста цепной,%

темп прироста цепной, %

абсолютное значение 1% прироста, млрд.руб.

темп наращи-вания

2003

16,9

               

2004

19,1

2,2

2,2

   

113,02

13,02

8.68

0,13

2005

22,5

5,6

3,4

1,2

1,545

117,8

17,8

6,62

0.2

2006

27,1

10,2

4.6

1,2

1,353

120,44

20,44

5.89

0,27

2007

38,7

21,8

11.6

7,0

2,522

142.8

42,8

3,34

0,69

2008

52,6

35,7

13,9

2,3

1,199

135,92

35,92

3,78

0,82

2009

55,3

38,4

2,7

-11,2

0,194

105,13

5,13

20,49

0,16

2010

62,4

45,5

7,1

4,4

2,630

112,84

12,84

8,78

0,42

2011

66,3

49,4

3,9

-3,2

0,549

106,25

6,25

17

0,23

2012

71,9

55,0

5,6

1,7

1,436

108,45

8,45

12,83

0,33

                   

средний уровень, млн. руб.

43,28

           

средний абсолютный прирост, млн. руб.

6,11

           

средний темп роста, млн. руб.

114,62

           

Средний темп прироста, млн. руб.

14,62

           

рис.1. Динамика доходов Бюджета Республики Дагестан

Таблица 3

Расчет показателей динамики расходов Бюджета Республики Дагестан

Год

Расходы Бюджета РД, млрд. руб.

базисный абсолютный прирост, млрд. руб.

цепной абсолютный прирост, млрд. руб.

абсолют-ное ускорение, млрд.руб.

относи-тельное ускорение, млрд. руб

темп роста цепной,%

темп прироста цепной, %

абсолютное значение 1% прироста, млрд.руб.

темп наращивания

2003

17,1

               

2004

19,5

2,4

2,4

 
 
 

114,035

14,035

8,125

0,1403508

2005

23,2

6,1

3,7

1,3

 
 

1,54166

118,974

18,974

6,2702

0,2163742

2006

26,6

9,5

3,4

-0,3

0,91891

114,655

14,655

7,8235

0,5555555

2007

37,9

20,8

11.3

7,9

3,32352

142,481

42,481

3,3539

0,6608187

2008

52,6

35.5

14,7

3,4

1,30088

138,786

38,786

3,5782

0,8596491

2009

67,63

50,53

15,03

0,33

1,02244

128,574445

28,574

4,4996

0,8789473

2010

60,5

43,4

-7,13

-22,16

-0,47438

89,4573

-10,542

-8,485

 
 

-0,4169590

 

2011

70,2

53,1

9,7

16,83

-1,36044

116,033

16,033

7,2371

0,5672514

2012

72,8

55,7

2,6

-7,1

0,26804

103,703

3,7037

28

0,1520467

                   

средний уровень, млн. руб.

44,8

           
 
 
 

средний абсолютный прирост, млн. руб.

6,188

           

средний темп роста, млн. руб.

118,5

           

Средний темп прироста, млн. руб.

18,52

           

рис.2. Динамика доходов и расходов Бюджета Республики Дагестан

Анализируя полученные результаты можно сделать некоторые выводы:

Базисный абсолютный прирост показывает, что в период с 2003 года по 2012 год доходы Бюджета региона увеличились на 55 млрд. руб. Цепные абсолютные приросты показывают, что доходы и расходы бюджета были более низкими по сравнению с предыдущими годами в 2010 году, в остальное время наблюдался прирост объема доходов Бюджета.

Показатель абсолютного ускорения применяется только в цепном варианте, но не в базисном. Отрицательная величина ускорения говорит о замедлении роста или об ускорении снижения уровней ряда. Таким образом, рост доходов был замедлен с 2009 по 2011 года, в этот же период был замедлен рост расходов.

Наибольший темп роста (142,8%) наблюдался в 2007 году, что было связано с изменением налоговой законодательной базы Российской Федерации в целом, а также субъектов РФ. Наименьший темп роста доходов бюджета (105,13%) наблюдался в 2009 году, что очевидно было связано с кризисной обстановкой экономической системы страны и ее регионов. Наименьший темп роста расходов бюджета (89,45%) наблюдался в 2011 году.

Темпы прироста характеризуют абсолютный прирост в относительных величинах. Исчисленный в процентах темп прироста показывает, на сколько процентов изменился сравниваемый уровень по отношению к уровню, принятому за базу сравнения. Наиболее высокий темп прироста – в 2007 году, при абсолютном значении 1 % прироста 3,34 млрд. руб., однако уже в 2009 году темп прироста составил 5,13 % при абсолютном значении 1 % прироста 20.49 млрд. руб.

Темп наращивания характеризует наращивание экономикой экономического потенциала. Наибольшая его величина была зафиксирована в 2008 году, наименьшая – в 2004г.

Средний уровень доходов Бюджета Республики Дагестан как типическая величина уровней временного ряда составил 43,28 млрд. руб., а расходов- 44,8 млрд. руб.

Средний абсолютный ежегодный прирост - 6,11 млрд.руб., то есть в абсолютном выражении доходы Бюджета Республики Дагестан ежегодно увеличиваются в среднем на 6,11 млрд. руб., при этом средний темп роста составляет 114,62%, а средний темп прироста – 14,62%.

Таким образом, кризисным годом для республиканского Бюджета можно назвать 2009 год, когда большинство показателей были низкими. Однако и в настоящее время ни один из выше приведенных показателей нельзя отнести к стабильным, хотя доходы Бюджета за анализируемый период характеризуются ростом.

рис.3. Динамика дефицита и профицита Бюджета Республики Дагестан

Для анализа представляет также интерес соотношение доходов и расходов консолидированного Бюджета Республики Дагестан (рис.3.). Улучшение основных социально-экономических показателей в Республике Дагестан и стране в целом, увеличение собственных доходов республиканского и муниципальных Бюджетов и федеральных дотаций в 2006-2008 гг. привело к положительной разнице между доходами и расходамиБюджета РД. Профицит консолидированного Бюджета Республики Дагестан в 2006 -2007 гг. составил 0,5-0,8% к ВВП РД. Наиболее благоприятным был 2008 г., когда доля собственных доходов Бюджета РД в общих доходах Бюджета возросла до 27,3% и профицит Бюджета составил 3% от ВВП (4963 млн. руб.). Однако мировой финансовый кризис прервал эти положительные тенденции в 2009 г.и в 2011г. расходы Бюджета РД превысили его доходы.

Бюджет РД является одним из самых дотационных в РФ. Доля собственных доходов в Бюджете РД в период с 2005г. по 2010 г. составляет 20-26% (рис.4). Расходы дагестанского Бюджета по выполнению государственных функций, возложенных на руководство республики, в среднем на 75% выполняются за счет безвозмездной помощи из Федерального Бюджета России. По данным Министерства Финансов РД в 2010 г. удельный вес федеральных дотаций составил – 73,7%. Величина 80% это предельный уровень превышение, которого может повлечь введение внешнего управления. Безвозмездные поступления из федерального Бюджета на оказание финансовой помощи и осуществление целевых расходов в консолидированный бюджет РД за 2010 год составили 45 млрд. 965 млн. рублей и по сравнению с поступлениями за 2008 год уменьшились на 3,8%. Общий объем межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального Бюджета в 2013 г. прогнозируется в размере 41 млрд. 886 млн. рублей, что составляет 72,6% от общего объема доходов республиканского Бюджета.

Рис 4. Структура доходов консолидированного Бюджета РД

Как показали результаты проведенного анализа динамики доходов Бюджета Республики Дагестан, доходная часть бюджета увеличивается из года в год быстрыми темпами. В среднем за 1 год доходы бюджета Республики Бурятия увеличиваются на 6 111 млн. руб. Можно также спрогнозировать доходы эконометрическими методами.

Литература

  1.  
    1.  
      1.  
        1. Орехов Н.А. Математические методы и модели в экономике. Москва, 2008г.

  2. Дрогобыцкий И.Н. Экономико-математическое моделирование. Москва, 2006г.

  3. www.gks.ru.

  4. Дуброва Т.А. Статистические методы прогнозирования, 2007г.

Просмотров работы: 5448