СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УСПЕШНОСТИ У ПОДРОСТКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УСПЕШНОСТИ У ПОДРОСТКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социальная реальность последних лет стимулирует появление новых ориентиров в системе культурных ценностей и норм поведения, развитие новых потребностей, формирование новых жизненных целей. Появление рыночных отношений, расширение возможностей для личной инициативы, для деловой и политической активности привело к тому, что в настоящее время потребность в достижении успеха в жизни развивается, осознаётся и начинает направлять поведение и деятельность человека достаточно рано, уже в период школьного обучения.

В современных условиях становится очевидным социальное значение проблемы успешности, достижение успеха в жизни. Общепринятым является тот факт, что достижение успеха в различных жизненных сферах является значимой детерминантой как для полноценного личностного развития субъекта, так и для социально-экономической стабильности общества в целом. Более того, ряд исследователей непосредственно связывает экономический подъём в обществе с высокоразвитой мотивацией достижения успеха его членов (Д. Макклелланд, X.Хекхаузен, Дж. Спенс), считая при этом, что мотивация достижения успеха является базовым свойством в структуре личности (Е.Б.Горчакова, Г.В.Турецкая, Г.Мюррей ) и одной из универсальных жизненных ценностей (В.Билски, С Шварц, М.Рокич).

Однако приходится признать, что многие значимые аспекты проблематики успешности в жизни в отечественной психологии на сегодняшний день исследованы недостаточно. В ряде работ («Общество достижения» Д.Макклелланд,«Исследования личности» Мюррей, «Потребность в достижении» Д.Макклелланд, Дж.Аткинсон и другие) рассматривались, в частности, проблемы мотивации достижения успеха в конкретной деятельности. Малоизученны такие вопросы как успешность в контексте жизнедеятельности человека. Практически не исследовалась взаимосвязь успешности личности и ценностей, которые имеют социальную природу и разделяются субъектом с другими представителями его социальной группы или субкультуры.

Определённые социальные представления складываются столетиями, определяя в той или иной степени ментальность общества. Однако изменение социально-экономических условий общества стимулирует появление и закрепление в сознании индивидов новых ценностей и способов реализации данных ценностей. Система ценностей на индивидуальном и групповом уровне находит своё отражение в социальных представлениях о том или ином явлении.

Изучение социальных, психологических и половозрастных представлений об успешности и успешном человеке является актуальным в силу устойчивости репрезентации в сознании индивидов образа успешного человека, в силу «включения» этого образа в индивидуальную картину мира. При этом данные представления выступают в виде одного из механизмов самоопределения и самореализации личности.

С учетом анализа литературы по проблеме выявления социально-психологических и половозрастных особенностей представлений об успешности у подростков и предпринимателей были подобраны методики и проведено исследование на базе муниципального образовательного учреждения средней школы №2 Ростовской области, с. Ремонтного и предпринимателей с.Ремонтного Ростовской области.

В качестве испытуемых выступили:

-подростки: 20 человек: 10 девушек и 10 парней;

-предприниматели Ростовской области села Ремонтного: 10 женщин и 10 мужчин.

Для реализации поставленных задач были использованы следующие методики: семантический дифференциал; методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Анализируя полученные данные по методике «Ценностные ориентации», условно можно выделить три группы: девушки и женщины, девушки и юноши, и женщины и мужчины.

Изучая ценности среди девушек и юношей, и между мужчинами и женщинами можно выделить как сходства в выстраивании ценностных иерархий, так и различия.

Если рассматривать иерархию ценностей девушек-подростков и зрелых женщин, то можно увидеть следующую картину. И девушки, и женщины ставят на первое место здоровье, при этом расхождение во взглядах, что здоровье – это действительно главная ценность в жизни, у женщин отсутствует, а у подростков, наоборот, достигает достаточно высокой отметки, верно, это связано с тем, что зрелые женщины уже имея немалый опыт в жизни, убедились в том, что здоровье - это самое главное, а вот подросткам в этом ещё придётся убедиться.

Так в первой пятерке ценностей у женского пола стоит наличие хороших друзей, любовь, счастливая семейная жизнь. Это говорит о том, что в подростковом периоде что-то начинает только закладываться, развиваться, что-то укореняться, а о чем-то только мечтают. А в зрелом возрасте это уже есть и это очень цениться.

На последние места и женщины, и девушки отставили развлечения, творчество, и, красоту природы и искусства. Это говорит нам о том, что у женщин в современном мире, по всей видимости, просто на всё это не хватает времени. Проводя сравнение по возрастам, сравнивая девушек и юношей, можно сказать о том, что у них практически нет сходства в расстановке ценностей. Так наличие хороших друзей для девушек стоит на одном из первых мест, а у юношей, напротив, на одном из последних.

Если говорить о явном расхождении во мнении, что ставить на первое, второе, и последнее места, то у девушек это выражено в меньшей степени, нежели, чем у юношей. У них, напротив, по всем ценностям, кроме двух, - интересная работа и активная деятельная жизнь, очень существенные расхождения во взглядах.

Сравнивая взрослых между собой, можно выявить сходства в ценностях, поставленных на первые и последние места. Для взрослых здоровье и счастливая семейная жизнь стоят на первых местах, а красота природы и искусства, и развлечения – на последних, что очень схоже с показателями группы «девушки и женщины».

И у мужчин, и у женщин практически отсутствуют расхождения во взглядах в расстановке ценностей, за исключением ценности «свобода» у мужчин, и ценности «активная деятельная жизнь» у женщин.

Это всё, что касается терминальных ценностей – это ценности-цели - убеждения человека в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Терминальные ценности определяют для человека смысл его жизни, указывают, что именно для него особенно важно и значимо.

Но существуют и инструментальные ценности – это ценности-средства - убеждения человека в том, что определенный образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации.

Рассматривая первую группу – девушки и женщины, можно выделить лишь одно сходство на последнем месте стоит ценность «высокие запросы», а на предпоследнем - «непримиримость к недостаткам в себе и других» и у женщин по отношению к этой ценности наблюдаются явные расхождения во взглядах.

Во второй группе, также как и в первой есть сходство в расстановке ценностей на последние места. Количество ценностей, в которых парни расходятся во мнении, сокращается при иерархизации инструментальных ценностей, а вот у девушек, мужчин и женщин, напротив, количество таких ценностей возрастает.

В группе взрослых, также как и в двух предыдущих группах, сходства есть лишь на последних местах иерархии ценностей – «высокие запросы». Данную ценность и подростки, и взрослые единогласно отставили на последнее место.

Расстановка жизненных ценностей зависит от возраста и пола. Так у подростков совершенно нет сходства в расстановке терминальных ценностей, а среди инструментальных ценностей они единогласно ставят на последние места лишь такие ценности как «высокие запросы», «непримиримость к недостаткам в себе и других». У взрослых есть различия в расстановке, как инструментальных, так и терминальных ценностей.

В процессе исследования была проведена методика «Семантический дифференциал». Испытуемыми заполнялись индивидуальные матрицы частного ролевого семантического дифференциала. Измерялись значения 12 объектов по 35 шкалам. В качестве шкал испытуемым предлагались качества человека, которые условно можно разделить на несколько факторов: предприимчивый/непредприимчивый (уверенный, рациональный/не решительный, не организованный), отношение к людям (добрый, открытый/завистливый, нелюдимый), организованный/не организованный (сосредоточенный, заинтересованный/не самостоятельный, пассивный). Всего использовалось 35 шкал. Измерение проводилось по 5-балльной шкале.

Объектами оценки выступали различные ролевые оппозиции: «Я сейчас», «ИП», «Учёный», «Я через 15 лет», «Папа», «Мультимиллионер», «Мама», «Продавец», «Известный актёр», «Убийца», «Священник», «Бомж».Всего 12 ролей.

Проанализировав полученные результаты, можно увидеть следующее:в результате факторизации первой групповой матрицы, состоящей из испытуемых - девушек выделилось 3 биполярных фактора.

В первый биполярный фактор «предприимчивый/не предприимчивый» вошли следующие качества: настойчивый (0,9); упорный (0,83); целенаправленный (0,73); образованный (0,6); гибкий (0,58); сосредоточенный (0,53).

Во второй биполярный фактор – «отношение к людям (хорошее/плохое)» вошли качества: любящий (0,91); добрый (0,89); открытый (0,88); заботящийся (0,76); обаятельный (0,64); коммуникабельный (0,53).

В третий биполярный фактор «организованный/неорганизованный» вошли следующие качества: заинтересованный (0,77); сосредоточенный (0,74); уверенный (0, 62); гибкий (0,61); образованный (0,59); рациональный (0,55); целенаправленный (0,54).

В результате факторизации второй групповой матрицы, состоящей из испытуемых - юношей выделилось 3 биполярных фактора.

В первый биполярный фактор «инициативный/безынициативный» вошли такие качества как: ответственный (0,95); образованный (0,93); уверенный (0,89); настойчивый (0,87); коммуникабельный (0,78); гибкий (0,64).

На этот полюс юноши поместили роли: «папа» (1,35); «Я сейчас» (0,98); «мама» (0,

Во второй биполярный фактор отношение к людям (плохое/хорошее)» вошли качества: раздражительный (0,84); эгоистичный (0,77); нелюдимый (0,73); ленивый (0,7); упрямый (0,68); пессимистичный (0,59).

В третий биполярный фактор «плохой/хороший» вошли качества: не самостоятельный (0,68); пессимистичный (0,65); пассивный (0,48); завистливый (0,47).

В результате факторизации третьей групповой матрицы, состоящей из испытуемых - женщин выделилось 3 биполярных фактора.

У женщин в первый биполярный фактор «Организованность/не организованность» вошли такие качества как: заинтересованный (0,9); гибкий (0, 89); уверенный (0,87); упорный (0,86); ответственный (0,74); рациональный (0,64).

Во второй биполярный фактор – «отношение к людям (хорошее/плохое)» вошли качества: отзывчивый (0,93); открытый (0,92); добрый (0,91); заботящийся (0,89); порядочный (0,84); коммуникативный (0,67); обаятельный (0,57).

В третий биполярный фактор «предприимчивый/непредпримчивый» вошли качества: образованный (0,73); развивающийся (0,64); рациональный (0,34); заинтересованный (0,22); настойчивый (0,2).

В результате факторизации четвертой групповой матрицы, состоящей из испытуемых - мужчин выделилось 3 биполярных фактора.

У мужчин в первый биполярный фактор «предприимчивый/непредпримчивый» вошли качества: сосредоточенный (0,9); заинтересованный (0,89); развивающийся (0,84); уверенный (0,83); рациональный (0,7); образованный (0,68); гибкий (0, 6).

Во второй биполярный фактор – «отношение к людям (хорошее/плохое)» вошли качества: открытый (0,93); добрый (0,91); отзывчивый (0,89); заботящийся (0,81); коммуникативный (0,7); ответственный (0,62).

В третий биполярный фактор у мужчин «решительный/нерешительный» на одном полюсе расположились следующие качества: независимый (0,71); рискованный (0,5); упрямый (0,41); грубый (0,25); уверенный (0,2).

На противоположном полюсе разместились качества: нерешительный (-0,1); пассивный (-0,11); слабый (-0,18); завистливый (-0,33); не самостоятельный (-0,39).

Сходство распределения социальных ролей по первым двум факторам у женщин и мужчин, вероятно, говорит о совпадении мнений на основании уже приобретенного опыта.

У представителей мужской и женской выборок, и групп по возрастам, различия в представлениях об успешности заключаются как в содержании выделенных факторов, так и в распределении ролевых позиций по фактору.

Выделенные факторы характеризуют наиболее значимые оценочные категории, смысловые установки респондентов в восприятии образа успешности (успешного человека), а также их социокультурную направленность.

Выбор тех или иных социальных ролей и их характеристика в определённой группе, зависит от возраста, пола, жизненной ситуации, сложившихся в обществе стереотипов, а также от жизненного опыта. Так у юношей и девушек абсолютно разные и противоположные предпочтения в выборе и оценке качеств социальных ролей, что отражается в выделении значимых факторов в каждой группе.

После проведенного исследования был разработан тренинг, который является эффективной формой развития успешного поведения у подростков.

Цель тренинга – формирование навыков и умений успешного поведения у подростков.

Задачи тренинга:

  1. Развитие представлений у подростков о своих жизненных целях и желаниях;

  2. Формирование установки о значимости своей личности;

  3. Выработка потребности подростков осознать, как построить свою жизнь;

  4. Создание атмосферы открытости и доверия в ученическом коллективе.

  5. Принятие сильных сторон личности, способствующих эффективному взаимодействию с окружающими.

  6. Развитие уверенности в себе на основе представлений о достигнутом успехе.

Исследования зарубежных и отечественных авторов свидетельствуют, что важнейшим этапом выбора жизненного пути и жизненных стратегий является юношеский возраст (К.А. Абульханова-Славская, Р.Бернс, Е.А. Климов, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн, Э. Эриксон, В.А. Ядов и др.). Как показано в многочисленных исследованиях (И.В. Дубровина, И.С. Кон, А.А. Прихожан, B.C.Собкин и др.) важнейшей характеристикой ранней юности является стремление к жизненному самоопределению, личностной идентичности, самореализации в интимно-личностной, творческой, предметной деятельности. В зависимости от содержания представлений, установок и отношений к успеху и успешным людям молодой человек выбирает цели жизнедеятельности, определяет способы их достижения, формирует жизненный сценарий.

Важнейшей характеристикой в системе отношений человека с окружающим миром является оценка его успешности/неуспешности. При анализе психологической природы успешности наибольшим потенциалом обладает подход, рассматривающий её как особую направленность личности с характерной мотивацией на достижение, ценностями, коммуникативными навыками, когнитивными способностями, умением контролировать эмоции.

Несмотря на социальную значимость ориентации личности на успешные модели поведения, и сензитивность именно ранней юности в становлении индивидуальности и выборе жизненных стратегий, изучение содержания представлений об успешности является для психологической науки достаточно новым и не до конца разработанным.

Представления юношества об успешности включают характеристики деятельности, поведения, переживаний человека с позиций, учитывающих их общественную и личностную (субъектную) оценку, что свидетельствует о высокой степени дифференцированности в выборе качеств.

Представления о социальной успешности, объективная и субъективная успешность личности являются факторами самоопределения; они определяют (регулируют) качественные характеристики самоопределения: образ своего профессионального будущего, уровень профессиональных притязаний, планирование карьеры, а также освоение широкого круга социальных ролей, позволяющих человеку в полной мере раскрыть свой личностный потенциал.

Обнаружены половые различия в представлениях об успешности: у девушек предполагается наличие увлеченности, активности, а у юношей доминируют опора на собственную самостоятельность, способность четко ставить цели, общение, в их понимании, выполняет не основную, а вспомогательную роль, главное – это эффективность в деятельности и уверенное поведение.

Выявилась возрастная специфика в социальных представлениях об успехе. А именно, для людей старшего поколения (предприниматели) более весомое значение в описании успеха имеют экзистенциальные его проявления, для подростков важнее прагматические составляющие успеха.

Наиболее явное отличие характеризует группу подростков. Такие атрибуты успеха как «Богатство» и «Известность» занимают определяющее место в их социальных представлениях об успехе, что обусловлено большей подверженностью их сознания влиянию средств массовой информации.

Личностный тренинг, направленный на формирование успешного поведения формирует у старшеклассников установку о значимости своей личности, развивает представления у подростков о жизненных целях и желаниях, способствует развитию уверенности в себе и принятию своих сильных сторон личности, необходимых для эффективного взаимодействия с окружающими.

Список литературы

  1. Альбуханова - Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991

  2. Беляева Л.А. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания. //Социс. 2001 . - №26.- с. 44

  3. Батурин Н. А. Успех, неудача и результативность деятельности // Психологический журнал. - 1987. - Т. 8. - №23. - С. 87 - 96.

  4. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальных трансформаций (поколенный подход). // Социс.-2002.-№1.- с. 96

  5. Журавлев А. Л., Позняков В. П. Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия / РАН, Ин-т психологии. - М.: ИП РАН, 1995. - 58 с.

  6. Рослова О.Г. Социальные механизмы формирования ценностных ориентаций молодежи; Автореф. дисс. канд. социол. наук. - Саратов, 2000

  7. СкутневаС.В. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи. // Социс. - 2003. - №211.- с. 73-78

  8. Супоницкая И.М. Успех и удача: отношение к труду в американском и российском обществе. // Вопросы философии. - 2003. - №25.- с. 44-56

  9. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. - СПб.: Речь, 2001. - с. 178

  10. Шульга Р.П. Искусство и ценностные ориентации личности. - Киев: Наумова Думка, 1989.

  11. : http://psyfactor.org/

Просмотров работы: 3800