ТРАДИЦИИ В КАЗАХСКОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ТРАДИЦИИ В КАЗАХСКОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Как известно, восприятие внешнего мира у представителей различных народов может иметь некоторые особенности и своеобразные черты . Так, своеобразие социально- экономических, географических условий Казахстана (кочевой быт, безграничные степные просторы, континентальный климат, преобладание скотоводческих хозяйств и т.д.) не могли показывать определенного на формирование своеобразного психического склада казахов, выработать у кочевников определённый оттенок в характере восприятия мира, в образе мышления и т.д. Скотоводство как основной вид деятельности казахов наложило характерный отпечаток на все стороны жизни и быта кочевников, в том числе и на их психический склад,на язык, на особенности миросозерцания. Этим, вероятно, объясняется и то, что животноводческая терминология у казахов значительна богаче, чем у других народов мира. Она насчитывает свыше3000 слов. Только названий верблюда около ста, а лошади-около 40. Например, лошадь называют жылқы, ат, айғыр, бие, байтал, тұлпар, мәстек, құлын, тай, құнан, бесті, жорға, жабағы и т.д., а верблюда- түйе, нар, атан, үлек, бота, тайлақ, бура, айыр түйе и т.д. . Для выделения особенностей этнического сознания используется понятие менталитет (ментальность) - образ, способ мышления личности или общественной группы, а также присущая им духовность и её социальная и биологическая обусловленность; склад ума, мировосприятия. Ментальные особенности разных этносов определяются их генетическими качествами. Так, менталитетом казахской нации является её открытость, дружелюбие, гостеприимство, незлопамятность и т.д. Остановимся на некоторых особенностях казахского национального характера, составляющих его менталитет.

Шілдехана (праздник рождения). Рождение ребенка является большим семейным праздником. К нему готовятся заранее и ждут его с нетерпением. В народных традициях нашли отражение различные этические стереотипы поведения молодых родителей в связи с рождением сына или дочери. Например, уже в первый вечер после рождения ребенка в доме собирались родственники, друзья. Этот праздник назывался шілдехана, шілде күзет. Поздравления близких символически означали охрану матери и новорожденного от злых духов, в которых народ верил издавна. При первом укладывании ребенка в колыбель в нее, согласно традиции, должно было быть положено семь необходимых вещей. Во-первых, то, чем укрывают ребенка: одеяло, шапан (халат), а во-вторых, для будущей жизни малыша: кебенек (одежда воина или пастуха), тон (шуба), жабу (попона для коня), жүген (узда), қамшы (камча, плеть). В первый же день рождения малыша в доме собиралась молодежь. Появление нового члена семьи, особенно если это мальчик, считалось большим праздником. До исполнения ребенку 40 дней его обычно не показывают посторонним, опасаясь сглаза.

Бесік той (праздник колыбели). Неделю спустя после рождения ребенка в казахских семьях обычно устраивают праздник колыбели - бесік той, на который приглашают соседей. Они приносят подарки ребенку и матери. В этот же день объявляется имя ребенка. Право выбора имени представляется обычно старшим членам семьи (дедушке, бабушке) или мулле, а в некоторых случаях почетному гостю - құтты қонақ . Этот обычай характеризует уважение к старшим и преклонение перед их мудростью и жизненным опытом. Люди верили, что смысловое значение имени влияет на судьбу человека, приобщает его к желаемой социальной группе. Иногда, также как и умногих других народов, имя дается в честь родственников или особо почитаемых, выдающихся людей, чтобы ребенок вырос похожим на них и стал их достойным преемником. «Ребенка воспитывай с колыбели. - учит казахская мудрость,- поскольку привычки трехлетнего сохраняются до восьмидесяти лет». Поэтому особенно важны первые годы жизни, когда формируются основные качества, черты характера и адекватное восприятие окружающего мира. По убеждения казахов, имя также настраивает ребенка на определенный стиль поведения, образ мыслей и т.д. Например, Кайрат обычно развивает в себе силу, Сауле заботится о своей внешности, а Айбат, Арыстан обязательно должны быть смелыми. Этико-психологическая значимость праздника колыбели заключалась в том, что в этот день вырабатывались определенные моральные установки, давались мощные положительные эмоции.

Қырқынан шығару (Праздник сорока дней). Этот семейный праздник еще раз свидетельствует о том огромном внимании, которое уделяется в казахской семье новорожденному. По традиции, торжество обычно проводится на сороковой день со дня рождения ребенка. Приглашенных очень много, и празднество проходит в торжественной обстановке. В этот день с ребенка впервые снимают ит көйлек (собачью рубашку), в которую его одевали сразу же после рождения. По народному поверью, «у собаки сорок душ», и поэтому «собачья рубашка» должна оберегать малыша от всех бед. Но к сорока дням он считается уже достаточно «большим». И охраняющую его рубашку можно снять и отдать собаке, предварительно завернув в нее какую-нибудь еду в качестве награды. После снятия этой рубашки ребенка обычно купают в сорока ложках воды. Приговаривая: «Пусть 30 позвонков твоих и 40 ребер поскорее закрепятся». Затем следует первая стрижка, которую доверяют самому уважаемому человеку в семье. Чаще всего женщине. Снятые волосы скатывают на ладони в клубок и подшивают младенцу под воротник его одежды. Первые состриженные ногти собирают, заворачивают в траву и закапывают в землю. Также поступают с первыми выпавшим зубом и волосом. Народные традиции имеют огромное нравственное значение. Этическая их сущность заключается, прежде всего, в том, что они формируют определенную психологическую установку, которой ребенок подсознательно будет следовать в будущем. Наставления и пожелания родных должны сформировать определенный стереотип поведения и образа жизни, а также выработать полезные привычки. А страх перед карой за отход от заветов отцов и близких людей оградит, человека от совершения дурных поступков и будет способствовать продолжению традиций рода, поддерживанию древних обычаев и добропорядочных взаимоотношений.

Тұсау кесу (ритуал резания пут). Этот обычай связан с первыми самостоятельными шагами ребенка и исполнения ему года со дня рождения. В этот день проводится специально посвященная этому событию традиционная игра, исполнялись песни в сопровождении домбры. Самая старшая из гостей женщина, обычно бабушка, а иногда и сама мама, обвязывает шерстяными нитями ноги ребенку, а затем в присутствии всех родственников перерезает эти путы, что символизирует путь малыша к самостоятельности. Взяв ребенка за руку, его как бы вводили в новый мир, в котором ждет много интересного и загадочного. Этот ритуал сопровождался исполнением песни «Тұсау кесу жыры». Присутствующие на празднике гости дают малышу напутствия и пожелания. В песнях и наставлениях прослеживаются элементарные этические нормы, которых следует придерживаться в дальнейшей жизни. Этот обряд как бы продолжает праздник колыбели, но на нем ребенок уже ведет себя более осознанно и лучше воспринимает своих близких. Он уже говорит первые слова, начинает ходить и постепенно познавать окружающий мир. Малыш уже свободен от «пут», державших его в колыбели. Этический смысл ритуала резания пут состоит, прежде всего, в том, что ребенок получает определенную свободу и простор для дальнейшего развития и формирования самостоятельной и независимой личности. В напутствиях взрослых четко формируется психологическая установка, направленная на соблюдение нравственных устоев семьи, укрепляется уважение к старшим, стремление следовать их примеру. Положительные эмоции, которые испытывает малыш при общении с многочисленными родственниками, а также торжественное исполнение обряда способствуют развитию уверенности и определенной самостоятельности.

Традиции наурыза. Наурыз - как символ обновления, очищения, прихода весны, зарождения новой жизни, любви и красоты - красной нитью проходит через многие литературные произведения и научные труды гениев средневекового Востока - Махмута Кашгари, Абу Райхан Бируни, фирдоуси, Алишера Навои, Омара Хайяма. Немало строк этому прекрасному празднику посветили в своих трудах и выдающиеся казахские ученые и литераторы Абай Кунанбаев, Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Миржакып Дулатов, сакен Сейфуллин и другие. Наурыз для народов востока - особенный праздник, который имеет непов-торимые, присущие только ему черты. Традиции празднования Наурыза направлены на раскрытие лучших человеческих качеств - открытности, сердечности, отзывчивости, милосердия. И в этом одна из причин того, что его прихода ждут с нетерпением.Наурыз күні. Наурыз мерекесі - праздник Наурыз. «Наурыз - персидское слово, означающее «новый день». Наурыз, началом которого считается 22 марта, для народов Востока всегда был самым главным праздником. Наурыз - возрождение природы, наурыз - праздник весны. Этот день, когда уравниваются день и ночь, казахи считают началом Нового года «Ұлыстың ұлы күні». «Ұлыс күн» - Великий день для народа.

Қыдыр ата. Қыдыр (Қызыр) ата - святой старец, благодетель народа, который оберегает, приносит благополучие, счастье, удачи и вместе с тем дарит жизнь. В день Наурыза он ходит повсюду и заходит в каждый дом, благославляя всех его обитателей. Именно поэтому в каждом доме ждут Қыдыр ата. Были добрые напутствия стариков молодежи.Получить такое благословление в Наурыз считалось добрым знаком. В пошлом наурыз обычно отмечался 8-9 дней. Весна - пора любви, встреч влюбленных. В дни праздника Наурыз молодежь готовит специально «ұйқы ашар»: вкусное мясо, молочные изделия. Наурыз көже. Наурыз көже - традиционное новогоднее угощение. В эти праздничные дни готовится много еды, что является символо достатка и изобилия в наступающем году. Большое значение придается приготовлению ритуального блюда «Наурыз көже», в состав которого обязательно входят семь пищевых продуктов. Наурыз көже - своеобразный показатель национального гостеприимства и щедрости.Наурыз жыры-это особый вид устной народной литературы фольклорных произведений, исполняемых на Наурыз. Существует немало рожденных этим праздником поздравлений, пожеланий, благославлений, частушек, остроумных куплетов.Наурыз бата. В традициях казахского народа много видов благословлений, и одно из них - наурыз бата. В дни наурызнама уважаемые аксакалы, женщины преклонного возраста благославляют того, кто их угостил наурыз - көже, ақына, победителя айтыса, понравившегося музыканта, певца, борца, а также всех гостей тоя, жителей аула. Сохранилось немало устных памятников, связанных с этим обычаем. К примеру, «Славься, день Наурыз! Пусть твой дом обогащается! Пусть посетит тебя Қыдыр ата!» т. д. Благословление во время тоя считается добрым предзнаменованием.Наурыз тілек- пожелание во время тоя. В такой большой праздник как Наурыз специально идут поздравлять с праздником и каждый человек высказывает близким и друзьям свои пожелания. К примеру: «Пусть Бог исполнит твои желания!», «Бог да обратит взор и слух английский привлечет этот день!». Ведь пожелания - выражение добрых чувств. «Да осенит тебя Қыдыр!», «Пусть будет изобилие! Пусть укрепит Қыдыр веру твою и продлит твои годы!». «Пусть поголовье скота умножается! т. д.» Это обязательный ритуал.

Айт. Айт - большой международный исламский праздник. Существуют два айта: «ораза айт» и «құрбан айт». Айт был основан в Аравии до исламской религии. «Ораза айт» (пасхальный) начинается после 30-дневного поста «ораза». Месяц этот называют еще и «месяцем рамазан». Каждый мусульманин в эти дни посещает мечеть и делает денежные пожертвования. «Құрбан айт» тоже является большим праздником мусульман. Он начинается через 70-дней после «ораза айта» и длится 3 дня.Эти дни совпадают с завершение паломничества (хаджа) в Святую Мекку (зульхижа - месяц совершения ходжа).В «құрбан айт» каждый мусульманин приносит жертвоприношение духам предков, то есть режет скот. Это одна из главных обязанностей мусульман (Мухтасар). Для жервоприношения режут абсолютно здоровый скот (кроме лошади). Мясом угощают всех присутсвующих. В чести духов предков читают молитву «дұға». Старшие по возрасту благославляют младших. В дни айта люди чисто одеваются, поздравляют друг друга, говорят «Құтты болсын», прощают ошибки, обиды. Умерших в дни айта или ораза считают угодными Богу людьми. В мусульманских странах эти два айта проходят как праздники (той), и в эти дни люди обычно отдыхают. Құрбан шалу. У мусульман самым святым и почитаемым праздником считается «құрбан айт. Во время «құрбан айта» каждый уважающий себя потомок Мухамбета в знак уважения религии и в честь своих предков приносит жертвоприношение? То есть режет скот. По завету Аллаха первой жертвой должен был стать любимый сын Ибрагима Пайгамбара - Смаил. Ни отец, ни сын не возражали. Аллах, убедившись в преданности отца и сына, помиловал их. Спустив из рая (жұмақ) барана небесного цвета, которого принесли в жертву. С тех пор обычай «құрбан шалу» и сохраняется. Его исполнение - долг кажлого мусульманина. Казахи, выражая свою духовную близость иверу в Аллаха, подтверждая свою искренность, в назначенное время совершают жертвоприношения (Мухтасар). Это, как правило, - овцы, козы, коровы и верблюды. Другие животные не используются для жертвоприношения. Больной, хромой, слепой и прочий скот не принимается в жертву. Скот перед забоем благославляют, говоря « Да воспримет Аллах жертву». Мясом угощают всех присутствующих. Читается молитва, произносятся благопожелания. Составной частью культуры каждого народа является сохранение своих обычаев, традиций и обрядов, передаваемых из поколения в поколение. Обычаи, традиции и обряды казахcкого народа формировались на протяжении нескольких столетий. На казахские традиции и обычаи оказали влияние и кочевой образ жизни и мусульманская религия. В настоящее время возродился интерес к прошлому у молодого поколения. И это естественно, ведь люди должны знать историю того места, где они живут, помнить и передавать обычаи, традиции и обряды будущим поколениям. Время неумолимо бежит, и каждый прожитый день становится частичкой истории. И чем дольше, тем меньше у нас возможности узнать о прошлом наших предков. Поэтому сохранение, изучение культурного наследия, традиций и обычаев казахского народа является одной из актуальных задач. Характерной чертой казахского народа было и есть гостеприимство. Гостей всегда встречали радушно и обязательно усаживали отведать угощений за дастарханом в нарядной юрте - национальном жилище казахов. Казахская кухня славится главным образом большим разнообразием мясных деликатесов и вкуснейших блюд из мяса, а также полезнейшими напитками, такими как кумыз, шубат и айран.Другой характерной чертой казахского народа является трепетное, уважительное и внимательное отношение к старшим. Детям с колыбели прививают почитание, уважение к старшему поколению, учат прислушиваться к их мудрым мыслям. Казахский народ очень дружный. Правило для любого казаха - никогда не оставлять близких и родственников в беде, хранить честь и достоинство своей семьи и рода. Таким образом, казахский народ, соблюдая свои обычаи и традиции, и по сей день может с гордостью сказать, что чтит и уважает своих предков, не забывая то, через что прошёл их народ.

8

Просмотров работы: 6256