Современные специалисты по менеджменту рассматривают понятие качества в четырех аспектах, которые отражают эволюцию определения понятия качества. Где-то лет 60 назад считалось, что соответствие стандарту – это и есть качество. Но по мере развития рыночных отношений стало ясно, что такого определения качества недостаточно, потому как можно выпускать продукцию, соответствующую стандартам, но ненужную потребителю. Так появляется дополнительный аспект качества – это соответствие применению. Начиная со второй половины, в конце прошлого века конкуренция среди производителей еще более усилилась. Вопрос соотношения цены и качества стал определяющим, что привело к формулировке качества как соответствия стоимости. Не следует делать продукцию по цене, которую никто не может купить. И, наконец, в наши дни качественным называют продукт, если он, ко всему вышеперечисленному, соответствует ожиданиям потребителя. Товары и услуги, производятся предприятиями для удовлетворения нужд потребителей. Эти нужды и ожидания для производителя выражены в четко определенных требованиях – спецификациях. Спецификации – составная часть технических условий. Так вот, если система управления предприятием не отлажена в соответствии со стандартами Системы менеджмента качества, то технические условия не обеспечат качество. Понимание аспектов качества во многом определяет политику той или иной организации. Уровень мышления руководства определяет уровень отношения к качеству, а, следовательно, определяет перспективы развития организации [1].
Проблема качества товаров и услуг, предлагаемых на российском рынке, как и во всем мире, стоит на первом месте. Российская специфика заключается в снижении объемов производств, взаимных неплатежах, что объясняется низкой конкурентоспособностью нашей промышленности по качеству производимых товаров и услуг. В результате наблюдается заполнение нашего рынка импортными товарами, что усугубляет положение экономики страны. Для того чтобы разговаривать с компаниями развитых стран мира на одном языке, быть конкурентоспособными наши предприятия должны привести в порядок техническое регулирование на стадии производства, увеличить темпы внедрения современных систем менеджмента качества.
Повышение качества продукции, овладение современными методами его обеспечения является необходимым и определяющим фактором стратегического развития предприятий, повышения их конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. И чтобы достичь здесь ощутимых результатов, нужна консолидация усилий самих предприятий, научно-технической общественности, органов государственной власти.
Развитые страны, рассматривая качество как капиталовложение и стратегию бизнеса в условиях глобальной конкуренции, как один из основных элементов корпоративной устойчивости, идут дальше. В европейских странах успешно прошел этап обеспечения стандартизации, безопасности и надежности продукции, подтверждения ее соответствия установленным требованиям [2].
В России, к сожалению, этот этап еще не пройден. Не все наши предприятия могут похвастаться умением соблюдать требования нормативных документов там, где это в обязательном порядке сделает предприниматель европейских стран. Мало того, за годы реформ и кризиса экономики во многом утрачена и пока только частично восстановлена системная работа с фондом нормативной документации, стандартами. У нас немало таких организаций, в которых тон в стандартизации задают менеджеры по продажам.
Современная СМК – это не система обеспечения качества, а система, обеспечивающая непрерывное улучшение процессов в организации. Более того, это – инструмент маркетинга, с применения которого все и начинается: как организация понимает требования рынка и общества, а в первую очередь конкретного потребителя, как воплощает эти требования и как их предвосхищает. А заканчивается этот процесс анализом и оценкой степени удовлетворенности потребителей выпускаемой продукцией и оказываемыми услугами.
Как работает система менеджмента качества на предприятии? Во-первых, выявляются и устраняются дефекты, слабые места, предупреждается их появление. Во-вторых, в работу по улучшению качества вовлекается каждый сотрудник, их нацеливают на периодический самоконтроль. В-третьих, разрабатывается четкая стратегия управления. В-четвертых, для улучшения качества продукции, все процессы постоянно совершенствуются. В-пятых, к решению задач применяют научный подход. В-шестых, происходит регулярная самооценка.
Для заказчика сертифицированная система качества является отличным инструментом управления качеством на предприятии поставщика. Как влиять на поставщика? Уговорами, деньгами? В настоящее время лучшим способом оказывается сертификация системы менеджмента качества у себя и на предприятии поставщика.
В процессе становления СМК мы можем наблюдать следующее:
увеличение доверия со стороны заказчика
уменьшение количества персонала, ответственного за проверки качества;
установление точного объема бумажной работы;
работа становится планируемой, проверяемой и улучшаемой;
снижение затрат на несоответствующую продукцию;
установление лиц, ответственных за принятие решений;
И, как результат, глобальное улучшение качества выпускаемой продукции и усиление конкурентоспособности вашего предприятия.
Теперь вы скажите: « Хорошо, все внедрили СМК, а что же дальше?» А дальше, как подсказывает мировая практика, если у вас все сыты и одеты, то наблюдается рост благосостояния, и, как правило, люди начинают больше всего задумываться об окружающей среде.
И на помощь приходит стандарты серии ISO 14000, регламентирующие методы управления окружающей средой, затем - OHSAS 18000 по менеджменту безопасности. Нам есть над чем работать и к чему стремиться.
Список литературы
Магер В.Е. Управление качеством. Учебное пособие, ИНФРА-М, 2012 г., 176 с.
2. Пузанков Д. В., Олейник А. В., Соболев В.С., Степанов С.А..Методические рекомендации по применению стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000-2001 в высших учебных заведениях СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2003. - 220с.