ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время школьный предмет «Информатика» рассматривается как важнейший компонент общего образования, играющий значимую роль в формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков, основных психических качеств личности учащихся. Информатика в начальной школе представлена с 2002-2003 учебного года как отдельный предмет, обладающий собственной методикой изучения, имеющий свою структуру и содержание, неразрывно связанные с минимумом содержания предмета «Информатика и информационные технологии» основной школы.

Появление информатики в начальной школе совершенно естественно, если учесть, что именно в этом возрасте у детей складывается стиль мышления. Именно здесь уместна постановка и решение педагогической задачи формирование алгоритмического мышления учащихся, готовящихся к выходу из школы в мир информационного общества.

Изучение курса информатики предполагает выработку у учащихся знаний и умений, необходимых для практической деятельности по сбору, хранению, систематизации, преобразованию и обработке информации, развитие их логического и алгоритмического мышления, навыков решения задач с использованием алгоритмического и эвристического подходов, с применением вычислительной техники в качестве средства автоматизации работы с информацией. Широкое внедрение компьютеров в практику производства и образования, выдвигает более высокие требования к организации мыслительной деятельности, но и создает качественно новые условия для развития алгоритмического мышления учащихся.

С психолого-педагогической точки зрения можно выделить несколько линий таких изменений. Во-первых, функционирование и развитие мышления осуществляется в упорядоченной экологически искусственной среде, при задействовании сенсомоторного интеллекта. Происходит целенаправленное диалогическое взаимодействие учащихся с компьютеризированной экологией. Во-вторых, осуществление деятельности по взаимодействию учащихся с компьютером сказывается и на их личности. Учащиеся развиваются в общении не только людьми, но и с компьютером.

В современной культуре возникает принципиально новый тип «компьютеризованной» личности, который становится все более массовым и тем самым требует специального научного, в том числе психологического изучения. Мышление этой личности нового типа помимо указанных выше новых качеств характеризуется также новым стилем рефлективности. Этот рефлексивный стиль формируется в процессе овладения учащимися всеми сложившимися к настоящему времени режимами работы с компьютером, игровым, экспериментальным, обучающим, программно-творческим.

Развитие алгоритмического мышления учащихся – одна из важных и актуальных проблем педагогической науки и обучения в школе. Для решения данной проблемы необходима специальная работа по формированию и совершенствованию алгоритмического мышления учащихся, для чего необходимо:

  • развивать умение проведения анализа действенности для построения информационно-логической модели;

  • научить использовать основные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов;

  • вырабатывать умение устанавливать причинно-следственную связь между отдельными понятиями;

  • совершенствовать интеллектуальные и речевые умения учащихся.

Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности действий, наряду с образными и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека, его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий помогают школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения. Алгоритмическое мышление является необходимой частью научного взгляда на мир.

Существует множество различных компьютерных программ, способствующих развитию у детей алгоритмического мышления. При проведении регулярных развивающих занятий, систематически организованных занимательных заданий создаются благоприятные условия для формирования такого ценного качества как алгоритмическое мышление, как самостоятельность, проявляющаяся в активном и инициативном поиске решения задач, в глубоком и всестороннем анализе их условий, в критическом обсуждении и обосновании путей решения, в предварительном планировании и проигрывании разных вариантов осуществления решения

В заключении можно сказать, что в информационном обществе, наполненном фундаментальными открытиями и новейшими технологиями, важнейшей социальной задачей стало формирование нового стиля алгоритмического мышления. А наиболее интенсивно развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте.

Список литературы:

1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учёт и коррекция. – М.: Академия, изд. 2-е, 2005.

2. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс// Начальная школа. - 2008

3. Витухновская А.А. Компьютерная поддержка учебных курсов для начальной школы // Информатика в начальном образовании: Приложение к журналу «Информатика и образование». 2001

Просмотров работы: 3501